«Содержание деятельности воспитателя по сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов»
статья по коррекционной педагогике на тему
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему говорят о том, что каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области практики свои специфические подходы к её организации.
В нашем детском саду совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю в подготовительной к школе группе комбинированной направленности и хочу поделиться с содержанием деятельности воспитателя по сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blinova.docx | 72.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20
п. Разумное Белгородского района Белгородской области»
«Содержание деятельности воспитателя
по сопровождению
детей с ОВЗ и детей инвалидов»
Подготовила: Блинова В.А.
воспитатель
подготовительной к школе группы.
Декабрь 2017 г.
С 1946 года появился термин «дефективные дети» -это дети, у которых наблюдались нарушения психического и физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин-дети с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Существует два понятия, которые определяют способы взаимодействия с детьми с ОВЗ-интеграция и инклюзия.
В 1994 году на Саламанской конференции ООН (UNESCO) в защиту прав детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования был впервые официально сформулирован и документально закреплён как целеобразующий.
В 2012 году этот принцип был законодательно утверждён и в России.
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему говорят о том, что каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области практики свои специфические подходы к её организации.
В нашем детском саду совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Я работаю в подготовительной к школе группе комбинированной направленности и хочу поделиться с содержанием деятельности воспитателя по сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Все «дети с проблемами» -индивидуальны и неповторимы. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребёнка «не только дана, но и задана», подчёркивал известный психолог В.Зеньковский.
Для успешности воспитания и обучения детей ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- своевременно выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с ОВЗ;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- обеспечить индивидуальным сопровождение каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- определить условия воспитания и обучения ребёнка;
- консультировать родителей ребёнка с ОВЗ.
Содержание работы с детьми данной категории определяется индивидуальными программами с психолого-педагогическими сопровождениями. Программа индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья-это локальный акт, очерчивающий круг основных мероприятий, направленных на адаптацию и социализацию детей с ОВЗ в коллективе сверстников.
Цели и задачи деятельности МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 п. Разумное» по реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с умственной отсталостью определяются:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -М.: Мозаика Синтез, 2014г.
- Программой: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д..
- Программой «Развитие детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.
Реализуя адаптированную образовательную программу для детей с умственной отсталостью, в ДОУ решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ
Семья Учитель-логопед, Воспитатели
педагог-психолог
Ребёнок
Музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре
Воспитание обучение детей инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется вариативно. Занятия проводятся индивидуально, в группе, в кабинете логопеда, психолога или комбинированно, когда часть занятия проводится индивидуально, часть занятия проводится в группе.
.
К числу основных принципов, на которых основана интеграционная деятельность в детском саду, относятся:
- Сотрудничество педагогов;
Педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого, таким образом осуществляя психолого-педагогическую коррекцию.
- Индивидуализация обучения;
Мы не навязываем детям знаний.
Мы основываемся на проявившемся у ребёнка интересе, расширяем, углубляем этот интерес и от него ведём ребёнка дальше к сложным областям знаний.
- Использование конкретных современных психолого-педагогических технологий.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технологии обучения здоровому образу жизни.
- ТРИЗ технология.
- ИКТ технологии.
(Мини-презентации на занятиях, компьютерные игры, направленные на развитие всех психических процессов).
- Игровая технологи
Это не только облегчит труд, но и позволит добиться значительно лучших более устойчивых результатов в работе.
- Создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников.
- Взаимодействие с семьёй воспитанника для обеспечения полноценного развития каждого ребёнка.
- Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов.
Воспитанники включаются в проведение воспитательных, культурно.-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми по мере возможности их здоровья.
Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей, применяя принципы инклюзивного образования.
Восемь основных принципов инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком....
Организация и содержание деятельности педагога-психолога в ДОУ для детей с нарушением зрения
В презентации раскрываются цели и задачи коррекционной работы...
Опыт работы по теме «Социализация детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов в условиях ДОУ посредством культурно- досуговой деятельности».
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, что бы ребенок, входящий в этот мир...
Организация совместной партнерской деятельности педагога и детей с ОВЗ, детей инвалидов дошкольного возраста 6-(7)8 лет группа «Звездочки» комбинированной направленности посредством квест-игры «В поисках сокровищ»
Создание положительного эмоционального настроя, воспитание уважительного отношения к маме....
содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»
содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...
Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий....