Характеристика уровней системного недоразвития речи при умственной отсталости.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Системное недоразвитие речи (СНР) представляет собой комплекс расстройств речевого аппарата, которые сопровождаются дисфункцией важнейших языковых средств - фонетики, грамматики, лексики.
СНР имеет различный уровень выраженности - от незначительных недостатков грамматического, лексического, фонетико-фонематического характера, до полного отсутствия умения формировать длинные, сложно-подчинённые предложения. В таблице приведены характерные особенности 3-х основных уровней патологии, которые помогут учителю-логопеду правильно определить речевое заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_urovney_sistemnogo_narusheniya_rechi.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Параметры | СНР лёгкой степени | СНР средней степени | СНР тяжёлой степени |
Оральный праксис | Часто не выполняет движения (отказы); реже – по показу открывает рот, показывает язык, совершает простые движения. Грубо нарушен объём, точность, активность, переключаемость движений губ и языка. | Нарушение точности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка | Незначительно снижена точность, активность, переключаемость движений языка. Незначительно затруднены тонкие дифференцированные движения языка. |
Просодика и динамическая сторона речи:
| Медленный, реже – быстрый или нормальный. Доступен ритм 1, 2 – много Монотонная. Низкий объём речевого дыхания. Часто дыхание «поверхностное». Нередко снижена сила голоса. | Медленный, быстрый или нормальный. Воспроизводит ритм до 3 - 4. Чаще монотонная. Снижен объём речевого дыхания. Чаще – без особенностей. | Нормальный, медленный или быстрый. Воспроизводит ритм до 5 Нередко снижено модулирование. Без особенностей. Без особенностей. |
Звукопроизношение | Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз | Нарушение или затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов). | Бывают затруднения в воспроизведении структуры многочастотных и (или) сложных слов и фраз (пропуски и/или перестановки слов, нарушение звуконаполняемости слов). |
Фонематическое восприятие | Грубое недоразвитие фонематического восприятия. | Сформирована слухо- зрительная и слухо- произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо- произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах. | Фонематическое восприятие в основном сформировано, но нередко незначительно затруднена слухо- произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах. |
Звуко-слоговой анализ и синтез | Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм). | Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и \ или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков в слове, слов в предложении). | Фонематический анализ и синтез в основном сформированы, однако наблюдаются затруднения в определении количества и последовательности звуков в слове, слов в предложении на сложном речевом материале; неустойчивость основных понятий. |
Импрессивная речь: Понимание грамматических изменений слов. Понимание фраз | Отсутствует или имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов. При восприятии речи доминирует лексическое значение. Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций. | Различает формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, уменьшительно- ласкательные формы существительных, сходные по структуре предложения. Морфологические элементы приобретают смыслоразличительное значение: развивается понимание простых логико- грамматических конструкций (2-3-хступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений, вопросов и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже. | Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода; приставочных и суффиксальных изменений значений слов. Понимание обращённой речи значительно развивается. Наблюдаются значительные трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. |
Экспрессивная речь Фраза Диалог Номинативная форма речи
Связная речь | Фраза состоит из 1-4 лепетных, усечённых слов, часто малопонятная, вне конкретной ситуации понятой быть не может. Диалогическая речь развита слабо. Нарушена. Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. | Фраза простая распространённая, с усложнением (использует простые союзы); часто аграмматичная. Часто фразы однословные или неполные по составу. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной. Диалогическая речь пассивна. Неустойчива Связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Значительно затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность). | Спонтанная фраза - распространённая, с усложнением, с единичными аграмматизмами. Доступна сложная по структуре развёрнутая фраза, однако в речи используется недостаточно. В произвольной речи часто используется упрощённая фраза. Диалогическая речь развита Незначительно неустойчива. Связная речь приближается к норме; наблюдаются следующие недочёты: в пересказе – незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения. В контекстной речи – несоблюдение последовательности и полноты изложения. |
Пассивный и активный словарь | Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, наречий, предлогов; недостаточно глаголов, существительных). Простым обобщением не владеет. Номинации неустойчивы. Пассивный словарь не намного больше активного. | Словарный запас беден. Номинации неустойчивы. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками, синонимы не подбирает. Пассивный словарь больше активного. | Словарный запас беден. Владеет простым обобщением. Номинации недостаточно устойчивы. Антонимы и синонимы подбирает с незначительными ошибками. Пассивный словарь больше активного |
Грамматический строй речи Словообразование Словоизменение (согласование и управление). | Не сформированы процессы словообразования. Выраженные аграмматизмы, нарушение сложных и простых форм словоизменения. | Нарушение сложных форм словообразования, значительные затруднения в образовании прилагательных от существительных, существительных мн. числа Р. п., детёнышей животных, уменьшительно-ласкательной формы существительных. Аграмматизмы в сложных формах словоизменения (в изменении предложно- падежных конструкций; согласовании прилагательных с существительными ср. р. в различных падежах, существительных с числительными). | Значительные затруднения в образовании притяжательных, относительных, качественных прилагательных; приставочных глаголов, ошибки в образовании уменьшительно- ласкательной формы существительных, детёнышей животных. Затруднения в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и существительных мн. ч. в косвенных падежах, существительных с числительными |
Общая и мелкая моторика Оптико – пространственный гнозис и праксис. | Моторика развита слабо. Латерализация часто не установлена. недостаточно. Нарушен. | Моторика развита недостаточно. Латерализация чаще уже установлена (правосторонняя или левосторонняя). Значительно затруднён. | Моторика развита (специфических особенностей не выявлено). Незначительно затруднён |
Письмо Чтение | Чаще - нарушение формирования навыков письменной речи вследствие интеллектуальной недостаточности и тяжёлого речевого недоразвития. Реже – алексия, аграфия (полная неспособность овладения навыками письма и чтения при длительном обучении). | Выраженная дисграфия. Выраженная дислексия. | Дисграфия. Дислексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости
Сравнительная характеристика четырех периодов развития представлений об умственной отсталости...
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
В этом материале описываются психологические особенности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной осталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития....
«Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектора».
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась:...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Новый год" для детей с системным недоразвитием речи первого уровня
В этой разработке подобраны логопедические игры на развитие артикуляционной моторики, дыхания, мелкой моторики пальцев рук неговорящего ребенка. А так же предложен двухнедельный план коррекционн...
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталости.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталостив соответствии с образовательными областями ФГОС.Социально коммуникати...
Логопедическое занятие "Новый год" для детей с системным недоразвитием речи первого уровня
Этот материал поможет в ежедневном планировании занятий логопеда по лексическим темам....