Конспект индивидуального логопедического занятия "Новый год" для детей с системным недоразвитием речи первого уровня
методическая разработка по логопедии (младшая группа)
В этой разработке подобраны логопедические игры на развитие артикуляционной моторики, дыхания, мелкой моторики пальцев рук неговорящего ребенка. А так же предложен двухнедельный план коррекционной логопедической работы в рамках лексической темы "Новый год".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ezhednevnoe_tematicheskoe_planirovanie.docx | 97.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ежедневное тематическое планирование
индивидуального занятия учителя – логопеда
с детьми с ОНР тяжелой степени.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: « Н о в ы й г о д »
Артикуляционная гимнастика:
- «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Улыбайся народ, потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть!
- «Хоботок» (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри —
Губки хоботком тяни.
- «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
- «Бублик» (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- «Заборчик — бублик»;
«улыбка — хоботок». Чередование положений губ.
- «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Дыхательная гимнастика:
- Задувать свечку;
- Дуть в дудочку;
- Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть на привязанную к веревочке бумажную снежинку, чтобы она взлетела;
- Сдувать выложенные на тарелочку маленькие снежинки, конфетти.
Пальчиковая гимнастика:
«Ёлка»
ИП: стоя на полу, руки опущены | |
Елка быстро получается Если пальчики сцепляются | ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу) |
Локотки ты подними | локотки к корпусу не прижимаются. |
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, | (загибают пальчики) |
Мы с тобой снежок лепили. | (лепят снежок") |
Круглый, крепкий, очень гладкий | (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую) |
И совсем-совсем не сладкий | (грозят пальником) |
Раз — подбросим | (подбрасывают") |
Два — поймаем. | (приседают, "ловят") |
Три — уроним. | (встают, "роняют") |
И... сломаем. | (топают) |
Н. Нищева |
«Погреем пальчики»
Снег руками собирали | (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук) |
Наши пальчики устали | (энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук) |
Мы их будем растирать | (энергично потирают ладонь о ладонь) |
Мы их будем согревать | (выдыхаем тёплый воздух на пальчики, Ха-хаааа!) |
«Погреемся»
Поиграем-ка немножко | |
Да похлопаем в ладошки | (дети хлопают в ладоши) |
Пальчики мы согреваем, | |
Их сжимаем, разжимаем. | (сжимают пальцы в кулак и разжимают) |
«Лыжник»
И.П.: Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу каждый слог: | |
Мы едем на лыжах | (поочередно выставляем вперед пальчики, как при ходьбе) |
Мы мчимся с горы | |
Мы любим забавы Холодной поры! |
«Пальчик – мальчик»
ИП: все пальцы, кроме большого, зажаты в кулак. | |
- Пальчик, мальчик, где ты был? | (большой палец оттопырен) |
- В лес за ёлочкой ходил. | (показать указательный палец) |
- А я ёлку наряжал. | (показать средний палец) |
- Я подарки покупал. | (показать безымянный палец) |
- А я с ними танцевал. | (показать мизинец и ритмично разжимать и зажимать пальчики) |
«Наши пальчики устали»
ИП: сидя за столом, после рисования иголок на ёлке. | |
Наши пальчики устали. | (пошевелить всеми пальцами.) |
Мы иголки рисовали. | (постучать пальчиками друг о друга: мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный и т.д.) |
Мы немного отдохнём | (поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и наоборот) |
Рисовать опять начнём. | (подуть на пальчики.) |
Дидактические игры:
№ заня- тия | Содержание работы | Примечания |
1 |
Цель: Вызывание длительного выдоха. Ребенок дует на снежинки. Вокал. Пропевание гласных А, О, У на средней силе голоса.
| На первом занятии дефектолог проверяет уточняет пассивный и активный словарный запас детей, предметно-манипулятивную деятельность, внимание, память, мышление ребенка. |
2 |
Вокал. Пропевание гласных А, О, У на средней силе голоса.
| Цель: построение речевого высказывания. Ход игры. 1. Дать ребенку со словами: «Коля, на мяч». 2. Попросить мяч: «Дай мяч». Речь носит форму диалога. |
3 | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Вдох носом, выдох – ртом. Краткий глубокий вдох и медленный выдох Вокал. Пропевание гласных (А, О, У, И) 4. Игра «Что на ёлочке висит? Назови что это?». Удерживать внимание на игрушках, по просьбе взрослого находить ту или иную игрушку. (Мяч, машина, мишка, самолет). 5. Звукоподражание: качаем куклу –а-а-а, машина би-би или бррр и т.д. 6. Д.И. «Большой-маленький» на построение речевого высказывания типа: «На лялю – дай лялю», «На мяч – дай мяч». 7. Развитие фонематического восприятия. Учить действовать в соответствии звуковым сигналом «Есть звук, нет звука». 8. Работа над ритмом. Один –много. | Д.И. «Большой-маленький» Цель: построение речевого высказывания. К нам пришли мишки. Один мишка маленький, другой большой. Этот мишка какой? (Показывает на большого мишку.) (Большой.) А этот мишка какой? (Показывает на маленького мишку.) (Маленький.) И большой и маленький мишка очень послушные. Они будут делать все, что я им скажу. Дефектолог укладывает маленького мишку спать, приговаривая: «А-а-а». Что делает мишка? (Мишка спит.) Какой мишка спит? (Маленький.) А что делает этот мишка? (Мишка топает – топ-топ) Какой мишка топ-топ? (Большой.) |
4 |
| Д.И. «Какая тебе игрушка нравится?» Цель. Активизировать словарь по теме «Новый год». Воспитание зрительной памяти. Оборудование. На столе у игрушки: (Мячи, машины, мишки, куклы) Ход игры. Предложить рассмотреть игрушки и (показать) назвать ту, которая больше понравилась. Допускаются ответы в одно слово, даже с искаженной структурой. Педагог побуждает попросить: «Тетя, дай би-би». Проводят действия с выбранной игрушкой с речевым сопровождением. Усложнение задания после игры, попросить игрушку поставить точно туда, откуда они ее взяли. |
5 |
| Изучение цветов - сортировка. Если ребенок не различает, не интересуется цветами то, берем два цвета: черный и белый. Одинаковые предметы (пуговицы, шары) раскладываем в коробки соответствующего цвета. Затем изучаем четыре основных цветах – желтый, синий, красный и зеленый. Вводим один новый цвет за одно занятие. Еще один важный момент - не нужно изучать похожие цвета один за одним, например, розовый и красный или синий и голубой. Между изучением этих цветов следует поместить кардинально разные оттенки, например, красный, потом белый, потом фиолетовым. |
6 |
| Конструирование. «Это кубики - красные, синие. Отнеси синие кубики на синий тазик. Где синие? Там. Где красные? Тут. Будем строить красную башню тут. Красную башню строит педагог, а синюю ребенок — по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные постройки: «дорожка», «заборчик», «столик», «ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т.д. |
7 |
| Работа над темпом «Быстро –медленно» Под медленный удар барабана ребенок начинает движение по кругу: сначала идет не спеша; затем под быстрый удар барабана - двигается мелкими топочущими шагами. |
8 | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями. Вокал. А, У, И, АУ, УА. 4. Речевая разминка. Работа над ритмом. (Один-много», «Много-один»). Игра «Назови что это?». Необходимо научить реагировать на определенный звук, когда слышит звуковой сигнал. 5. Понимание вопроса «Где?». Построение речевого высказывания типа: «ТУТ мяч», «ТАМ машина». 6. Работа над структурой слова. Мяч-/, кубик-//, машина-///, пирамида-////. Работа над ритмом «один-много», «много-один» 7. Д.И. «Сколько снеговиков?» 8. Д.И. на изучение цветов. Словарь: Матрешка, самолет, поезд, машина, мяч, кубики. Это что? Это мяч, это кубик, это машина. | Игра «Назови что это?». Предъявление картинок: - при произнесении «ааааааа» ребенок показывает «самолёт»
- при произнесении «оп on оп оп» (па па па) ребенок играет с мячом. |
9 |
6. Понимание вопроса «Где?». Построение речевого высказывания типа: «ТУТ мяч», «ТАМ машина». 7. Работа над структурой слова. 8. Конструирование «Снеговик» 9. Д.И. на изучение цветов. | Понимание вопроса «Где?». Построение речевого высказывания типа: «ТУТ мяч», «ТАМ машина». (см. Проговори 1) Речевая разминка «АУ» Педагог: «АУ, Вова. Я тут» (сопровождает слова движением рук). Ребенок: АУ, тетя. Я тут» |
10 | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Дыхательная гимнастика. Глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями. Вокал. А, У, И, А-И, У-И 4. Речевая разминка. Работа над ритмом «один-много», «много-один» 5. Понимание вопроса «Где?». Построение речевого высказывания типа: «ТУТ мяч», «ТАМ машина». 6. Действия по инструкции «Делай как я». 7. Дидактическая игра «Найди игрушкам пары» 8. Д.И. на изучение цветов. | Действия по инструкции «Делай как я». Цель: Учить повторять позы и движения. Мы ногами топ-топ-топ (топаем), мы в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем), по дорожке мы шагаем (топаем), и в ладошки ударяем (хлопаем), Топ, топ, ножки топ! Хлоп, хлоп, ручки хлоп! Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе групп...
Логопедический проект "Говорушки" для детей с системным недоразвитием речи тяжелой степени
Логопедический проект для детей - инвалидов с СНР тяжелой степени...
Конспект итогового логопедического занятия на тему: «Урок грамоты». В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития.
Цель: Закрепление полученных знаний о звукобуквенном анализе и синтезе, развитие фонематических процессов.Задачи:Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутьё.Учи...
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталости.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с системным недоразвитием речи при умственной отсталостив соответствии с образовательными областями ФГОС.Социально коммуникати...
Логопедическое занятие "Новый год" для детей с системным недоразвитием речи первого уровня
Этот материал поможет в ежедневном планировании занятий логопеда по лексическим темам....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с системным недоразвитием речи. Мой город Белгород
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с системным недоразвитием речи. Мой город Белгород...
Конспект индивидуального логопедического занятия для ученика с Общим недоразвитием речи (2)
Лексическая тема: «Овощи»Цели: -обогащение словарного запаса ребенка;-введение обобщающего понятия «Овощи».Задачи: -формировать умение образовывать формы уменьшительно-ла...
- Мне нравится (1)