проведение опытов для познания окружающего мира
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Экологическое образование дошкольников – новая область дошкольной педагогики.
Цель экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начать работу в этом направлении нужно уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, побуждает интерес к окружающему.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, наблюдать за объектами и явлениями живой и не живой природы.
Экологическое воспитание дошкольника основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую и изобразительную деятельность.
По мнению Сухомлинского В.А. "ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира" и поэтому чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и не живой природе необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, формировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.
Для этого необходимо иметь:
- Живой уголок.
- Лабораторию для проведения опытов.
- Комнату природы.
- Кинозал для просмотра слайдов, диафильмов и видеофильмов о природе.
- Ландшафты в коридорах, холлах.
- Огород, сад, цветник для наблюдения и ухода за растениями.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности
В группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развлечения мыслительных процессов.
Проведение опытов.
Несложные опыты, знакомящие детей с природой.
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений. Опыт: воспитатель помещает два одинаковых растения в разные условия и в течении нескольких дней дети наблюдают за изменением в их развитии.
Значение опытов.
Опыты способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность мыслительной деятельности. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключением. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
Методика проведения опыта.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задачи и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.
Фиксация опыта.
Во время опыта поддерживаем интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдения. Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменения.
Опыты с предметами неживой природы.
Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды.
Цель опыта. | Содержание опыта. |
Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состояниями воды. | Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды |
Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. | В сильный мороз налить одинаковое количество воды в 3 бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить почему вода замерзла в бутылке лежащей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба. |
Показать детям водопроницаемость песка и глины. | Подготовить 2 бутылки. Одну с песком, другую с глиной. Налить в банке одинаковое количество воды. Выяснить почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину. |
Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. | Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка. |
Опыты с растениями.
Знакомство детей с условиями необходимыми для жизни растений.
Цель опыта. | Содержание опыта. |
Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. | Проращивать одинаковые семена в пустом и с влажной ватой блюдцах. |
Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. | Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянах. |
Доказать разную потребность растений во влаге. | Поливать одним количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку. |
Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. | Часть грядки не пропалывать и не прорежать растения. |
Опыты с животными. Выявление действия органов чувств животных. | |
Цель опыта. | Содержание опыта. |
Определить, хорошее ли обоняние у кошки. | Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами. |
Выяснить хорошо ли слышит кошка. | Предложить ребятам шёпотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола. |
Выяснить какой корм любит животное. | Разложить перед животным различные виды корма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...
Выступление из опыта работы. "Развитие экологического восприятия детей старшего дошкольного возраста через познание окружающего мира на прогулках".
Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам....
Развитие творческого воображения, обогащение опыта познания окружающего мира – как возможность отражения впечатлений в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.Цели: обогащать и расширять зн...
Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками»
План работы по самообразованию на 2018 -2020 г. на тему «Познание окружающего мира через эксперименты и опыты с младшими дошкольниками» поможет спланировать...
Обобщение опыта работы "Экспериментирование как средство познание окружающего мира детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям, педагогам ДОУ....