РМО тема "Познание окружающего мира через опыты и экспериментирования"
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
В своей работе по познанию окружающего мира путем опытов и экспериментирования я опиралась на высказывание великого китайского философа и мыслителя Конфуция: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Интеллектуально- личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
На занятиях, в процессе наблюдений, совместной деятельности дети усваивали экологические представления об уникальности и сложности жизни, ее хрупкости и ранимости. Для того, чтобы знания о природе были осознанными и более глубокими в своей работе с детьми я использовала элементарные опыты.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально созданных условиях.
В старшей группе у детей уже имелись определенные знания по экологии, приобретенные в процессе наблюдений, опытов, труда на занятиях. Это дало возможность проводить более сложные опыты. Занятия с использованием элементарных опытов я проводила в игровой форме. Поскольку экология – это наука, то и дети на занятиях превращались «ученых», изучающих различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Дети работали в маленькой лаборатории. Этот прием дал мне возможность повысить заинтересованность детей.
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:
1.Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных)
2.Неживая природа (воздух, вода, почва, и др).
Примерные эксперименты и опыты с объектами неживой природы
- Вода
Поисково-познавательная деятельность в старшем дошкольном возрасте.
- Узнаем, какая вода (Старшая группа)
Цель - выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, разную температуру.
Материал - стаканчики с водой.
Вместе с воспитателем выявляют свойства воды.
Кому нужна вода.
Растениям, животным, человеку. (зачем)
- Текучесть воды.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
- Окрашивание воды ( Младшая группа, старшая группа)
( В младшей группе) Цель: выявить свойства воды: может быть разной температуры(теплая и холодная), может нагревать другие вещества, чем теплее вода, тем быстрее в ней растворяется вещество. В старшей группе «радужная вода» сладкая вода с краской остается на дне , а где нет сахара, та краска остается на поверхности. Тем самым не смешиваются цвета краски. Со старшей группой
- Горячая и холодная вода не смешиваются
Нам нужно: Два одинаковых стакана: один с тёплой, второй — с холодной водой. Пищевые красители или какие-нибудь краски .Перегородку из тонкого пластика. Добавляем по капельке красителя разного цвета в стаканы с горячей и холодной водой. Плотно прижимаем перегородку к стакану с горячей водой и переворачиваем дном вверх. Проливаться ничего не должно, даже когда вы уберёте руку — это ещё один фокус, связанный с силой атмосферного давления. Ставим сверху на стакан с холодной водой так, чтобы ободки точно сходились. Медленно и аккуратно выдвигаем перегородку, постоянно следя за тем, чтоб стаканы не разъехались. Наблюдаем очень красивую картину: жидкости соприкасаются, но не смешиваются (разве что совсем чуть-чуть, на границе). А ведь и то и другое — вода. Объяснение простое: горячая вода имеет меньшую плотность, чем холодная. Поэтому они и не смешиваются проливаться вода у тех, кто не прочтёт инструкцию до конца.
- Определение свойства воды, как ведет себя бумага в воде
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему?
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
- Круговорот воды в природе
Вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и зеркало. Налейте в сосуд немного горячей воды , накрыв зеркалом. Вода начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной зеркала, а затем капать в банку.
- Изготовление цветных льдинок (Младшая группа)
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращается в лед, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная, принимает форму емкости.
Способность воды испаряться
Вода способна испарятся под солнечными лучами. Была большая лужа, теперь стала маленькой, а маленькая лужа исчезла.
- Способность воды подняться вверх( Старшая группа)
Налили немного воды на блюдце и поднесли салфетку. Для красоты на салфетке фломастерами нарисовали радужные точки. И вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело-бумажной в радужно-веселую
- Еще один эксперимент способность воды подняться вверх
Еще один красивый эксперимент. В три стаканчика налили воду, в три из них насыпали пищевой краситель. Можно и красками акварельными покрасить. Окрасили в красный, желтый и синий цвет. Сверху на стаканчики отпустить полоску белой ткани так, чтобы она немного касалась воды в каждом стакане и стали ждать. Дождались. Спустя час. Результат был таким.
- Воздух
- Что в пакете?
- Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
- Материал: полиэтиленовые пакеты
- Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий
- Надувание мыльных пузырей.
- Цель: обнаружить воздух
Цель: Определить с детьми как движется воздух.
Ход опыта: Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него воздух прямо в банку.
Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым.
Ход опыта: Взять соду пищевую, уксусную кислоту добавить в бутылку и надеть на бутылку воздушный шарик, в результате реакции твердого вещества (соды) и жидкого вещества (уксусная кислота) образуется газообразное вещество(углекислый газ )
Углекислый газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.
3. Наблюдения за объектами живой природы производятся во всех возрастных группах детей.
Цель определить факторы внешней среды, необходимые для жизнедеятельности животных, роста и развития растений.
Вода, свет, тепло - основные условия роста и развития живых организмов.
Экспериментальная деятельность, направленная на выявление благоприятных факторов в результате длительных наблюдений.
( наблюдение за черенками растений, укоренения комнатных цветов отростком, поставленным в воду)
Размножение черенками герани и традесканции. Отростки поставили в воду и наблюдали несколько дней и когда они пустили корни, посадили их в грунт.
Вывод: Некоторые комнатные растения размножаются черенкованием. Различных условиях растения развиваются по-разному, необходимо создавать благоприятные условия.
Наблюдение за животными и насекомыми
Знакомство с кошкой
Цель: Знакомство детей с внешним видом и поведением кошки
Примечание
- СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ
- Воспитатель говорит меньше , чтобы основной объем знаний дети получили наглядно из наблюдений и экспериментов.
- Если в группе есть дети, которые боятся кошек, они могут на занятии не присутствовать.
Эксперименты:
- Внешнее строение кошки
- Слышит ли кошка?
- Видит ли кошка?
- Кошки хорошо держат равновесие
- Как кошка прыгает
- Какую еду любят кошки
- Умна ли кошка
Знакомство с собакой
Слушается ли собака хозяйку?
Знакомство с насекомыми
Кузнечик, божья коровка
Вначале ведется беседа о насекомых. Потом на прогулке наблюдение за насекомыми в естественной среде. С малышами воспитатель сама находит насекомых и уже в группе наблюдают за ним, считая ножки, усики , крылья и т.д.
И хочу я завершить свое выступление стихами:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Масстер-класс
Уважаемые коллеги, Вы согласны тем, что вся наша жизнь состоит из опытов и экспериментов. Вы можете привести мне пример? Например : как начинается ваше утро? Вы чистите зубы, делаете зарядку и т.д. Дети тоже проводят опыты и эксперименты каждый день и так познают наш мир. Обои
А теперь можно приступить к мастер-классу. Я приглашаю сюда моих единомышленников. А кто мои единомышленники сейчас узнаем? Вы дорогие коллеги сейчас тоже участвовали в эксперименте. Вам предложили выбрать цветы или композицию цветов, которые вам понравились.
Научные исследования показывают, что то, как мы видим цвета и оттенки, может многое рассказать о нас. Посредством цветового восприятия мы видим мир в таких ярких красках, и это влияет на наше настроение, характер, эмоции
Переверните ваши цветы и на обратной стороне вы увидите какой у вас характер. Ну , а я предлагаю сюда выйти тех, кто выбрал фиолетовые цветы, у нас с вами одинаковые вкусы и характер. Прошу вас на мой мастер-класс. Уважаемые коллеги , работа воспитателя насколько интересна, настолько и ответственна, только воспитатели идя домой думают: «Как хорошо прошел день, потому что не один ребенок не пострадал, не упал , не поранился». И зачастую на нашу семью на наших детей совсем не остается сил. Я решила исправить эту несправедливость. Мой любимый американский писатель Дейл Канеги в своей книге говорит «Моя улыбка стоит миллион долларов» как вы думаете почему он так сказал? Потому что улыбка означает вы мне нравитесь , вы поднимаете мне настроение. Я хочу вам сегодня подарить радостное настроение и конечно же миллион доллоров.В нашей тяжелой работе ведь нам так ее не хватает. Наш мастер- класс называется «Мое радостное настроение». Я даю вам стеклянную баночку , в которую вы будете добавлять вещества, которые будут поднимать вам настроение. Но эти вещества сначала нужно отгадать. Вы любите отгадывать загадки? Ну, тогда приступим.
- Без чего не бывает жизни на земле? Правильно вода. Я даю вам воду
- Как вы думаете, если бы вы видели мир в черно-белом свете, вам было бы интересно жить? А что делает наш мир живым и красочным для нас? Правильно цвета, краски. Я даю вам эти краски, добавьте в вашу воду. Теперь налейте эту цветную воду в баночку.
- Египтяне хорошо знали о способности благовоний повышать настроение и приобрели репутацию знатоков парфюмерии. Легендарная Клеопатра, чтобы стать привлекательной для Юлия Цезаря и Марка Антония, наполняла свои жилые покои ароматом громадного количества розовых лепестков. Однако египтяне не знали способов выделения эфирных масел из растений: они пользовались только настоями и притираниями. Позже древние греки и римляне уже широко применяли это эфирные масла и в медицине, и в общественных банях, - у римлян, в частности, это был ежедневный ритуал, доставляющий им наслаждение.
- Правильно я даю вам лимонное масло. Тихо по стеночке добавьте масло в баночку не спеша.
- Наверное, у каждого из нас есть воспоминание, вспоминая которое у нас появляется улыбка на лице. Я хочу, чтобы вы сейчас вспомнили один такой случай и улыбнулись нам. А я хочу подарить вам это ваше воспоминание. Вот оно , добавьте тихо в вашу баночку, которую мы называем Мое радостное настроение. Что происходит? Я дарю вам ваше радостное настроение. И когда к вам в дверь постучится печалька, вспомните пожалуйста про эту баночку, про ваше радостное настроение, я вам желаю , чтобы вы всегда как говорил Дейл Карнеги дарили нам ваши миллион долларов. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»
Педагогический проект По ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование на тему «Маленькие исследователи большого мира»...
ОПЫТ РАБОТЫ на 2 года(младшая и средняя возрастная группа). Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через детское экспериментированиеСистематическая, специально организованная мною работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ок...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Инновационная карта воспитателя...