ИГРОВЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Порожняя Ольга Адольфовна

Данная статья содержит материал об игровых логопедических технологих: коррекция звукопроизношения с использованием игр с мячом,коррекция речевых расстройств с помощью ложек, логопедические игры с использованием камушков Марблс.Эти технологии предназначены для практикующих учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

О.А.Порожняя, учитель-логопед МБДОУ №87,

 город Северодвинск.

Правильная, грамотная  речь – это и общение, и самовыражение, и инструмент познания, и профилактика многих школьных проблем. К сожалению, в последнее время количество детей с речевыми нарушениями только растёт, а возможности оказания коррекционной помощи всем нуждающимся дошкольникам нет, поэтому мы видим необходимость усиления роли воспитателей общеразвивающих групп в формировании правильного звукопроизношения у детей, имеющих нарушения речи. Речь – это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа – наличие безусловных рефлексов, здоровая артикуляционная и нервная система, нормальный слух. Педагоги постоянно ведут поиск новых образовательных технологий, направленных на оптимизацию педагогического взаимодействия и способствующих гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей с несформированными речевыми навыками. Именно поэтому у нас и возникла идея проведения мастер-класса для воспитателей общеразвивающих групп.

Цель мастер-класса: повышение компетенции педагогов в области речевого развития дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить с разнообразными логопедическими технологиями как средствами профилактики и коррекции речи детей.
  2. Способствовать использованию игровых логопедических технологий в воспитательно-образовательном процессе педагогами общеразвивающих групп.

Образовательная технология - последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Классификация логопедических технологий:

  1. Технологии развития артикуляционной моторики.
  2. Технологии развития мелкой моторики.
  3. Технологии развития фонетико- фонематической стороны речи.
  4. Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.
  5. Технологии развития связной речи.
  6. Технологии моделирования.
  7. Здоровьесберегающие технологии.
  8. Компьютерные технологии.

Для воспитателей общеразвивающих групп мы обратили особое внимание на технологию развития фонетико-фонематической стороны речи, которые являются наиболее востребованными в профилактике речевых нарушений у детей.

Развитие звукопроизношения и фонематического восприятия через игры с мячом.

В процессе формирования правильного звукопроизношения мы используем систему игр и упражнений с мячом.  Этот процесс будет разнообразным и плодотворным, если подключить к играм с мячом артикуляционные и общеразвивающие упражнения. Например: при выполнении комплекса упражнений с мячом во время утренней гимнастики мы подключаем артикуляционную гимнастику (при выполнении приседаний дети выполняют артикуляционное упражнение « Грибок», поднимая мяч над головой; при  выполнении упражнения для рук (подъем рук с мячом вверх, опускание вниз) дети выполняют упражнение для  укрепления мышц языка «Качели»).

В процессе формирования фонематического восприятия используем игры с мячом: «Мяч по кругу передай, быстро слово называй», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков называй».

В период автоматизации   поставленных звуков  игры с мячом помогают  снять напряжение детей и сделать трудный процесс автоматизации интересным и увлекательным: «Мяч соседу передай, цепочку слов запоминай», «Мяч из рук не выпускай, по дорожке ты шагай» (ребенок  подбирает слова на заданный звук, шагает по дорожке, выполняет различные движения с мячом).

При выполнении различных заданий используются мячи разного размера и различной фактуры.

Коррекция речевых расстройств с помощью ложек.

Одним из наиболее действенных способов коррекции речевых расстройств является самомассаж. Мы предлагаем  новую методику логопедического массажа – самомассаж ложками.

Перед применением необходимо обработать ложки, а детям вымыть руки. Ложки класть в кружку вверх черенками. Ребенок  берет по ложке в каждую руку. Педагог читает стихотворение, дает показ и объясняет выполнение движений. Например:

Ложкой мы с тобой поможем

Языку лежать на ложе

(Язык кладем на нижние зубы и прижимаем сверху ямкой ложки, помогая ему распластаться).

Краешки расправим,

Чашечкой поставим.

(Язык прижимаем к верхним зубам, кончик – на верхней губе, ямкой ложки снизу помогаем языку принимать форму чашечки).

Чистим, чистим язычок,

Чистим спинку и бочок.

(Выкладываем язык вперед и «чистим» его боковой поверхностью ложки).

Слева – левый,

Справа – правый –

Стал язык наш бодрый, бравый.

(Поглаживаем боковые поверхности языка кончиком ложки).

Отобьем мы край лопатки,

Чтобы стал широкий гладкий.

(Язык кладем на нижнюю губу, покрыв им нижние зубы, боковым краем ложки постукиваем по кончику языка).

Самомассаж ложками способствует стимуляции дозревания корковых отделов речедвигательной системы, проприоцептивных ощущений, улучшает качество артикуляционных движений, помогает в формировании нужного уклада артикуляционных органов.

Логопедические игры с использованием камушков Марблс.

Использование камушков Марблс-это нетрадиционный приём обучения, который мы рекомендуем и воспитателям, и специалистам, и родителям. Их использование достаточно безопасно, они прочные, легко обрабатываемые. Чем младше дети, тем больше размер Марблсов. Мы широко используем стёклышки при проведении артикуляционной гимнастики:

-удерживать Марблс на кончике языка при широко открытом рте,

 - зажать стёклышко губами и прорисовывать им в воздухе любые геометрические фигуры сначала в одну сторону, затем в другую,

 - зажать камушек губами и вытягивать губы вперёд трубочкой, затем возвращаться в исходное положение. Так же применяем эту технологию в дыхательной гимнастике: целенаправленной воздушной струёй перемещаем шарики из одной стороны поля на другую, либо устраиваем соревнования «Кто быстрее забьёт мяч в ворота», где мячом служит Марблс. Каждое стёклышко  похоже на символ гласного звука-таким образом используем их при обучении детей звуковому анализу и синтезу. Если ориентироваться на цвет камушков, то можно их применить для дифференциации звуков по мягкости-твёрдости. Очень широко используются Марблсы в упражнениях на развитие мелкой моторики с одновременным проговариванием слогов, слов на автоматизируемые звуки. Таким образом, эта технология помогает разнообразить коррекционный процесс и добиться желаемых результатов.

Данные технологии помогут повысить речевую активность дошкольников и сделать воспитательно-образовательный процесс интересным и результативным, значительно улучшает качество образовательной работы.

Список  литературы:

  1. Акименко В.М.Развивающие технологии в логопедии. Ростов-н/Д.,2011.
  2. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии:Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2008.
  3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Речь и мяч: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.-СПб.: КАРО,2003.
  4. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками.-СПб.:Издательский дом «Литера»,2014
  5. Оглоблина И.Ю., Танцюра С.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детей раннего и дошкольного возраста.-М: ТЦ Сфера,2015.
  6. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.-СПб: КАРО,2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика как средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольников.

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но ...

«Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции плоскостопия

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия...

«Артикуляционная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения»

План:1.   Введение.2.   Органы артикуляционного аппарата.3.   Значение органов речи в артикуляции4.   Цель артикуляционной гимнастики.5.   Классификац...

Мастер-класс "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания"

В материале представлены различные игры, как большой подвижности, так и малой, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Данные игры хорошо вписываются в физкультурные занятия с дошк...

Роль логопедического воздействия и последовательность работы по коррекции нарушения звукопроизношения у детей

В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках в речевой карте и доводит информацию до сведения родителей.  Длительность кор...