«Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции плоскостопия
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции патологии плоскостопия
«Стопотерапия» - специально-коррекционное занятие ЛФК, направленное на устранение дефектов, восстановление утраченных функций организма ребенка. Стопотерапия проводится с целью профилактики и лечения плоскостопия. В ходе занятия повышается выносливость стопы к нагрузкам, укрепляются мышцы, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы, идет разработка голеностопного сустава, суставов пальцев ног, улучшается кровообращение, рефлекторное взаимодействие движений с центральной и периферической нервной системой, укрепляются нижние конечности.
Занятия «стопотерапией» детей проводятся 20-30 минут в зависимости от возраста под умеренной интенсивности детскую музыку. Дети сидят на стульчиках с оголенными ногами. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой, нетрадиционной гимнастики йоги, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы.
Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету, подражанию зверей, для малышей с применением персонажа – игрушки. Педагог располагается напротив детей и выполняет роль ведущего, выполняя все одновременно на высоком эмоциональном уровне. Обязательно присутствие помощника, он поправляет каждого ребенка с целью: научить правильному технически выполнению упражнения, исправления неточностей, шероховатостей, достижения наибольшего эффекта (надавить сильнее, амплитуда, больше и т.д.) и наилучшей согласованности движений.
При условии «не навредить» и достижения наилучшего оздоровления и коррекции в патологии организма ребенка все упражнения надо чередовать с учетом исходного положения сидя-стоя. Так же важно давать задания на разработку мелкой моторики пальцев кисти и стопы (например, работа с туалетной бумагой).
Во время «стопотерапии» используется как традиционное, так и нетрадиционное оборудование: различные палочки, ребристые карандаши, шарики от погремушек, платочки, ленточки, колечки, «конфетки», туалетная бумага, косточки, мячи различной величины, имплекатор «Кузнецова», пуговицы, мешочки с песком, косточки, пробки, веревки, косички, ведра из-под майонеза, «султанчики», целлофановые мешочки, шишки, камешки, катушки, погремушки, веточки, крупы: горох, гречка, «ежики» самодельные из пластмассовых пробок, палки гимнастические, обручи, счетные палочки, ватные гигиенические палочки, маленькие мячи набивные и т.д.
В конце занятия дается оздоровительно-коррекционная игра (фронтально) и ходьба по оздоровительным дорожкам.
Если имеются зеркала в зале, то дети располагаются спиной к нему, для достижения концентрации внимания.
«Стопотерапия» проводится 2 раза в неделю в младшей группе и 3 раза – в старшей. На месяц берется и отрабатывается один комплекс. Упражнения в течении месяца меняются местами, усложняются, увеличиваются амплитуда и дозировка, техника выполнения доводится до совершенствования с одновременным чередованием применения различного оборудования и сюжета. Но основа – «стержень-костяк» комплекса данного в течении месяца должен быть сохранен – это тоже обязательное условие.
Только при соблюдении всех этих методических рекомендаций достигается наилучший результат – «эффект» в оздоровлении и коррекции патологии плоскостопия и одновременно других ортопедических заболеваний ребенка, всех систем и органов организма. Так как организм – это хорошо отлаженное природой единое целое. Даже если у ребенка проблемы со стопами, то обязательно наступят проблемы и со спиной и обратно. Поэтому специально-коррекционное занятие «стопотерапия» (как все уже заметили) проводит работу со всем организмом ребенка, делая акцент на нижние конечности. А в основе этого занятия с точки зрения физиологии заложено многократное раздражение нервных окончаний, по которым импульсы рефлекторно поступают на подкорку головного мозга, а та, в свою очередь, дает ответ, «бьет» на патологию в организме. Происходит саморегуляция и излечение с одновременным отложением информации на подкорке и ее автоматическом закреплении там.
Комплекс 1
- Одновременно разогревать стопы и ладони о ковер.
- Хлопки поочередно ладонями и стопами.
- «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
- «Улитка» – ноги к себе согнуть в коленях – движения пальцами захватывающие – сгибание и разгибание обе стопы одновременно ползут по ковру с помощью пальцев.
- Поднимание и опускание пяток, носки на месте.
- «Шейк» – повороты одной, затем другой ногой, вправо-влево пяткой, носок на месте.
- «Шейк» – одновременно обеими ногами одноименно и разноименно.
- «Каратэ» – резкое выпрямление голени пяткой вперед-вверх, попеременно.
- Упражнения с лентами на палочках: ленточку собирать пальцами ног и пятки на месте, одной и другой ногой.
- Поймать ленточку пальцами ног и помахать одной и другой ногой.
- Катать руками палочку с лентами.
- Катать ногами палочку с лентами.
- «Велосипед» с зажатыми в пальцах палочками с лентами.
- «Ножницы» руками с палочками с лентами сверху вниз до ног и обратно снизу вверх.
- Упражнение «Чебурашка» – руки зажать в кулаки возле ушей – вдох, пальцы разжать, языком достать грудь – выдох.
- Игра «Огород»
В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерке.
Комплекс 2
- Разогреть ладони. Хлопки ладонями. Разогреть уши. Пощипать уши. Разогреть стопы о ковер.
- «Молоточек» пятками.
- «Зайка прыгает» – пальцы одновременно прыгают.
- «Зайка лечит ножку» – ямкой стопы одной ногой гладим голень до колена другой ноги.
- «Яблочки» – круговые движения руками по коленям.
- Стопы на месте вместе, разводим колени, руки на коленях, соединяем лопатки, прогибаем грудь вперед.
- «Бабочка» – руки за голову, движения локтями вперед-назад.
- На выпрямленной вперед руке «конфета» – зажать сильно в кисти.
- Поймать ногой «конфету» за хвостик и поднять одной ногой и другой.
- Катать руками шарики от погремушек.
- Катать ногами шарики от погремушек.
- «Салют» – поймать шарик ногами и подкинуть как можно выше.
- «Мостик» – ноги поднять на пальцах, опора на руки – поднять корпус вверх.
Комплекс 3
- Одновременно разогревать стопы и ладони о ковер.
- Хлопки поочередно ладонями и стопами.
- «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
- Упражнения косточками от персика по две косточки, катать руками.
- Косточки катать ногами.
- Поймать пальцами ног косточки.
- Поочередно поднимать с косточкой одну и другую ногу.
- «Велосипед» с косточками.
- Упражнения с катушками, катать руками.
- Поднимать катушку пальцами обеих ног, захватывать.
- Поднимать катушку пятками.
- Катать катушку одной и другой ногой от пальцев ног до пятки.
- Упражнения с шариками из сухого бассейна.
- Шарик прижать к подбородку, ноги выпрямить, нажимая руками на шарик катить его по груди, животу, ногам до пальцев ног и обратно.
- Катать шарик одной и другой ногой.
- Катать шарик обеими ногами вместе.
- Поймать шарик ступнями и поднять обеими прямыми ногами.
- Поймать шарик ступнями, по команде «салют!» подбросить шарик как можно выше обеими ногами.
- «Пингвины» – зажать шарик коленями, руки на поясе, ходьба.
- Встать в колонну по одному, катать мяч по спине впереди стоящего, нажимая руками.
Комплекс 4
- Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
- «Молоточек» по рукам и ногам.
- «Велосипед»
- Стопы вперед – к себе одновременно.
- Стопы вперед – к себе попеременно «нажимая педали».
- Пятки вместе, носки врозь – «пятки здороваются»; носки вместе, носки вместе, пятки врозь – «носки поздоровались».
- «Открывать и закрыть зонтики» - одновременно на руках и ногах открывать и закрывать пальцы.
- Спрятать и показать пальцы ног.
- Носком одной ноги достать колено другой.
- Растирать круговыми движениями колени руками.
- «Зайка лечит ножку» - ямкой стопы одной ногой гладим голень до колена другой ноги.
- И.п. – одна нога на колене другой стопой:
- «молоточек» тук-тук;
- «гуси щиплют травку» щип-щип;
- «куры зернышки клюют»;
- «пилим дрова» – ребром ладони по ямке стопы, движение поперек.
- «Молоточек» – стучать пятками по полу.
- «Ножки побежали».
- «Зайчик прыгает».
- Упражнения с «конфетой» - сжимать согнутой рукой и разжимать.
- Ногой «конфеткой» ха хвостик ловить и поднять.
- Поймать «конфетку» пяткой и поднять.
- Поймать «конфетку» пальцами и поднять.
Игра «Пройди по огороду» В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерке
Комплекс 5
- Разогревание стоп и ладоней.
- Хлопки ладонями и стопами.
- «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
- «Улитка».
- Поднимание и опускание пяток.
- «Шейк» - повороты одной, затем другой ногой вправо-влево пяткой; носок на месте.
- «Шейк» - одновременно двумя ногами.
- «Каратэ» - резкое выпрямление голени пяткой вперед-вверх, попеременно.
- Упражнение с лентами на палочке. Собирание пальцами ног, пятки на месте.
- Поднимание ленточки пальцами ног.
- Катание руками палочки с лентами.
- Катание ногами палочки с лентами.
- «Велосипед» - с зажатыми пальцами палочками.
- «Ножницы» - руками с палочками с лентами сверху вниз до ног и обратно.
- «Чебурашка»
- Игра «Огород»
В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерке.
Комплекс 6
- Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
- «Молоточек» пятками.
- «Зайка» прыгает.
- «Зайка лечит ножку».
- «Яблочки» - круговые движения руками по коленям.
- Разведение коленей, рук и на коленях, соединяем лопатки.
- «Бабочка» - руки за головой.
- «Конфета» - зажимание в руке.
- Поймать ногой конфету.
- Катание шарика руками.
- Катание шарика ногами.
- «Салют» - поймать шарик ногами, подброшенный вверх.
- «Мостик».
Комплекс 7
- Растирание ладоней и ног одновременно.
- Хлопки руками.
- Хлопки ногами.
- «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
- Упражнения с косточками:
- катать руками;
- катать ногами;
- поймать пальцами ног;
- «велосипед» с косточками».
- Упражнения с камешками:
- катать руками;
- катать ногами;
- поднимать пальцами обеих ног одновременно;
- поднимать пятками.
- Упражнения с шариками:
- катать руками;
- прижать к подбородку, ноги выпрямить, нажимая руками на шарик катить его по груди, животу, ногам до пальцев ног и обратно до подбородка;
- катать одной и другой ногой;
- поймать шарик ногами;
- поднять и подбросить – «салют»;
- «Пингвины» - зажать шарик коленями, руки на поясе, ходьба.
- катать шарик по спине впереди стоящего.
Комплекс 8
- Разогревание стоп и ладоней.
- Хлопки ладонями и ступнями. Поднимание и опускание плеч.
- «Молоточек» пятками.
- «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
- «Улитка».
- «Яблочки».
- «Зайка прыгает».
- «Зайка лечит ножку».
- Разведение коленей в сторону, свести лопатки.
- «Бабочка».
- «Мостик».
- Упражнения с карандашами.
- Упражнения с конфетами.
- Упражнения с «ежиками».
- Упражнение с бумагой.
- Ходьба по дорожкам.
Комплекс 9
- Поглаживание прямых ног.
- «Молоточек» стучит по ногам.
- Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
- «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
- «Молоточек» пятками - «носочки» побежали -«молоточек» пятками.
- «Зайчик прыгает» (одновременно).
- Катать пальцы ног по коврику.
- Опускание и поднимание плеч.
- Упражнение с катушкой:
- катать руками;
- катать всей ступней;
- катать только ямкой посредине стопы;
- ловить и поднимать катушку пятками;
- ловить и поднимать катушку пальцами ног;
- «Часики».
- Упражнения с карандашом:
- катать руками;
- катать всей ступней;
- зажать карандаш пальцами и поднять прямую ногу.
- «Велосипед»
- «Улитка».
- Обнять плечи и открыть грудь, руки назад, прогнуться, соединить лопатки.
- Поднимание прямой ноги пяткой вперед.
- Спрятать все пальцы, оставить только большие.
- «Горочка» - ноги под углом 90°, руки назад, поднимание и опускание корпуса.
- Ходьба по дорожкам.
Комплекс 10
- Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
- «Молоточек» по рукам, ногам.
- «Велосипед».
- Стопы вперед, к себе – одновременно.
- Стопы вперед, к себе – попеременно.
- Пятки вместе – носки врозь (пятки поздоровались), пятки врозь – носки вместе (носки поздоровались).
- «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
- Спрятать и показать пальцы ног.
- Носком одной ноги достать колено другой, затем наоборот.
- Растирание круговыми движениями коленей.
- «Зайка лечит ножку».
- Стопа одной ноги на колене другой:
- «молоточек»;
- «гуси щиплют травку»;
- «куры зернышки клюют»;
- «пилим дрова» - ребром ладони по ямке стопы.
- «Молоточек» пятками.
- «Ножки побежали».
- «Зайка прыгает».
- Упражнения с конфетой: сжимать согнутой рукой – разжимать вытянутой рукой.
- Поймать ногой конфетку за хвостик и поднять.
- Поймать конфетку пятками и поднять.
- Поймать конфетку пальцами ног и поднять.
- Игра «Пройди по огороду». В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерко.
Комплекс 11
- Разогревание ног, рук, коленей, ладоней, ушей, пощипывание ушей.
- «Молоточки» по рукам и ногам.
- Хлопки руками, по ногам, рукам.
- «Велосипед».
- Кисти в замочек, выпрямление пальцев – «солнышко».
- Замочек вверх – «солнышко встает», замочек закрыть вниз – «солнышко спать легло».
- «Солнечные зайчики» - руки вверху, разводя в стороны открывать и закрывать пальцы.
- Замочек наклонять в стороны.
- Круговые движения замочком.
- «Улитка».
- Опускание и поднимание пяток.
- «Шейк» - повороты одной, затем другой ногой вправо-влево пяткой; носок на месте.
- «Шейк» - одновременно двумя ногами.
- «Каратэ» - резкое выпрямление голени пяткой вперед-вверх, попеременно.
- Ноги под углом 90°, наклон вперед, руки вперед, не отрывая стоп встать, руки вверх.
- Разогреть ступни о ковер.
- Стопу правой ноги положить на колено левой ноги:
- «молоточек» - ремонтируем машину;
- в ямке стопы ребром ладони – водить – чистим машину;
- круговые движения стопы в голеностопном суставе – поехали на машине;
то же самое с другой ногой.
- Катание косточек ладонями, ступнями по две косточки.
- Перекладывание косточек из кольца в кольцо пальцами стоп.
- «Велосипед» с косточками.
- «Ножницы» с косточками.
- Ладони на лоб – ладонями нажимать на лоб, а головой на ладони – сопротивление.
- Ладони на затылок – ладонями нажимать на затылок, а головой на ладони – сопротивление.
- «Мостик» - руки на стуле, поднять корпус и ноги на пальцы.
- «Воробей» - руки держатся за спинку стула, прогнуть грудь, лопатки соединить, наклоняясь вперед голову слегка назад.
- Ловить пальцами ног платочек и «полоскать» поочередно одной и другой ногой.
- «Ножки танцуют» с платочком – ноги выпрямлены, доставать платочком колено другой ноги – поочередно.
- Водить глаза вправо-влево, голова при этом на месте.
- Круговые движения глазами в одну и другую сторону, голова на месте.
- Ходьба по обручу, зажимая пальцами ног обруч.
- Ходьба по обручу ямочкой стопы, пятки на полу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....
Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функ...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...
Консультация для родителей "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"
Каждого родителя, заботящегося о своем чаде не может не волновать вопрос профилактики и коррекции плоскостопия у детей, ведь стопа является фундаментом всего тела, поэтому естественно, что наруш...
Рекомендации для родителей. Физическое развитие как средства профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников
Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двиг...
«Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции патологии плоскостопия
laquo;Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции патологии плоскостопия...