«Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции плоскостопия
методическая разработка на тему

Лаврухина Елена Сергеевна

Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stopoterapiya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

«Стопотерапия»  -  как средство профилактики и коррекции патологии плоскостопия

«Стопотерапия» - специально-коррекционное занятие ЛФК, направленное на устранение дефектов, восстановление утраченных функций организма ребенка. Стопотерапия проводится с целью профилактики и лечения плоскостопия. В ходе занятия повышается выносливость стопы к нагрузкам, укрепляются мышцы, которые принимают активное участие в поддержании свода стопы, идет разработка голеностопного сустава, суставов пальцев ног, улучшается кровообращение, рефлекторное взаимодействие движений с центральной и периферической нервной системой, укрепляются нижние конечности.

Занятия «стопотерапией» детей проводятся 20-30 минут в зависимости от возраста под умеренной интенсивности детскую музыку. Дети сидят на стульчиках с оголенными ногами. В ходе занятия даются упражнения на разогревание конечностей в чередовании с другими упражнениями, используются элементы дыхательной, зрительной, пальчиковой, нетрадиционной гимнастики йоги, упражнения для формирования правильной осанки. Они используются как отвлекающие моменты для отдыха мышц голеней, стопы.

Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету, подражанию зверей, для малышей с применением персонажа – игрушки. Педагог располагается напротив детей и выполняет роль ведущего, выполняя все одновременно на высоком эмоциональном уровне. Обязательно присутствие помощника, он поправляет каждого ребенка с целью: научить правильному технически выполнению упражнения, исправления неточностей, шероховатостей, достижения наибольшего эффекта (надавить сильнее, амплитуда, больше и т.д.) и наилучшей согласованности движений.

При условии «не навредить» и достижения наилучшего оздоровления и коррекции в патологии организма ребенка все упражнения надо чередовать с учетом исходного положения сидя-стоя. Так же важно давать задания на разработку мелкой моторики пальцев кисти и стопы (например, работа с туалетной бумагой).

Во время «стопотерапии» используется как традиционное, так и нетрадиционное оборудование: различные палочки, ребристые карандаши, шарики от погремушек, платочки, ленточки, колечки, «конфетки», туалетная бумага, косточки, мячи различной величины, имплекатор «Кузнецова», пуговицы, мешочки с песком, косточки, пробки, веревки, косички, ведра из-под майонеза, «султанчики», целлофановые мешочки, шишки, камешки, катушки, погремушки, веточки, крупы: горох, гречка, «ежики» самодельные из пластмассовых пробок, палки гимнастические, обручи, счетные палочки, ватные гигиенические палочки, маленькие мячи набивные и т.д.

В конце занятия дается оздоровительно-коррекционная игра (фронтально) и ходьба по оздоровительным дорожкам.

Если имеются зеркала в зале, то дети располагаются спиной к нему, для достижения концентрации внимания.

«Стопотерапия» проводится 2 раза в неделю в младшей группе и 3 раза – в старшей. На месяц берется и отрабатывается один комплекс. Упражнения в течении месяца меняются местами, усложняются, увеличиваются амплитуда и дозировка, техника выполнения доводится до совершенствования с одновременным чередованием применения различного оборудования и сюжета. Но основа – «стержень-костяк» комплекса данного в течении месяца должен быть сохранен – это тоже обязательное условие.

Только при соблюдении всех этих методических рекомендаций достигается наилучший результат – «эффект» в оздоровлении и коррекции патологии плоскостопия и одновременно других ортопедических заболеваний ребенка, всех систем и органов организма. Так как организм – это хорошо отлаженное природой единое целое. Даже если у ребенка проблемы со стопами, то обязательно наступят проблемы и со спиной и обратно. Поэтому специально-коррекционное занятие «стопотерапия» (как все уже заметили) проводит работу со всем организмом ребенка, делая акцент на нижние конечности. А в основе этого занятия с точки зрения физиологии заложено многократное раздражение нервных окончаний, по которым импульсы рефлекторно поступают на подкорку головного мозга, а та, в свою очередь, дает ответ, «бьет» на патологию в организме. Происходит саморегуляция и излечение с одновременным отложением информации на подкорке и ее автоматическом закреплении там.


Комплекс 1

  1. Одновременно разогревать стопы и ладони о ковер.
  2. Хлопки поочередно ладонями и стопами.
  3. «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
  4. «Улитка» – ноги к себе согнуть в коленях – движения пальцами захватывающие – сгибание и разгибание обе стопы одновременно ползут по ковру с помощью пальцев.
  5. Поднимание и опускание пяток, носки на месте.
  6. «Шейк» – повороты одной, затем другой ногой, вправо-влево пяткой, носок на месте.
  7. «Шейк» – одновременно обеими ногами одноименно и разноименно.
  8. «Каратэ» – резкое выпрямление голени пяткой вперед-вверх, попеременно.
  9. Упражнения с лентами на палочках: ленточку собирать пальцами ног и пятки на месте, одной и другой ногой.
  10. Поймать ленточку пальцами ног и помахать одной и другой ногой.
  11. Катать руками палочку с лентами.
  12. Катать ногами палочку с лентами.
  13. «Велосипед» с зажатыми в пальцах палочками с лентами.
  14.  «Ножницы» руками с палочками с лентами сверху вниз до ног и обратно снизу вверх.
  15. Упражнение «Чебурашка» – руки зажать в кулаки возле ушей – вдох, пальцы разжать, языком достать грудь – выдох.
  16. Игра «Огород»

В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерке.

Комплекс 2

  1. Разогреть ладони. Хлопки ладонями. Разогреть уши. Пощипать уши. Разогреть стопы о ковер.
  2.  «Молоточек» пятками.
  3. «Зайка прыгает» – пальцы одновременно прыгают.
  4. «Зайка лечит ножку» – ямкой стопы одной ногой гладим голень до колена другой ноги.
  5. «Яблочки» – круговые движения руками по коленям.
  6. Стопы на месте вместе, разводим колени, руки на коленях, соединяем лопатки, прогибаем грудь вперед.
  7. «Бабочка» – руки за голову, движения локтями вперед-назад.
  8. На выпрямленной вперед руке «конфета» – зажать сильно в кисти.
  9. Поймать ногой «конфету» за хвостик и поднять одной ногой и другой.
  10. Катать руками шарики от погремушек.
  11. Катать ногами шарики от погремушек.
  12. «Салют» – поймать шарик ногами и подкинуть как можно выше.
  13. «Мостик» – ноги поднять на пальцах, опора на руки – поднять корпус вверх.

Комплекс 3

  1. Одновременно разогревать стопы и ладони о ковер.
  2. Хлопки поочередно ладонями и стопами.
  3. «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
  4. Упражнения косточками от персика по две косточки, катать руками.
  5. Косточки катать ногами.
  6. Поймать пальцами ног косточки.
  7. Поочередно поднимать с косточкой одну и другую ногу.
  8. «Велосипед» с косточками.
  9. Упражнения с катушками, катать руками.
  10. Поднимать катушку пальцами обеих ног, захватывать.
  11. Поднимать катушку пятками.
  12. Катать катушку одной и другой ногой от пальцев ног до пятки.
  13. Упражнения с шариками из сухого бассейна.
  14. Шарик прижать к подбородку, ноги выпрямить, нажимая руками на шарик катить его по груди, животу, ногам до пальцев ног и обратно.
  15. Катать шарик одной и другой ногой.
  16. Катать шарик обеими ногами вместе.
  17. Поймать шарик ступнями и поднять обеими прямыми ногами.
  18. Поймать шарик ступнями, по команде «салют!» подбросить шарик как можно выше обеими ногами.
  19. «Пингвины» – зажать шарик коленями, руки на поясе, ходьба.
  20. Встать в колонну по одному, катать мяч по спине впереди стоящего, нажимая руками.

Комплекс 4

  1. Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
  2. «Молоточек» по рукам и ногам.
  3. «Велосипед»
  4. Стопы вперед – к себе одновременно.
  5. Стопы вперед – к себе попеременно «нажимая педали».
  6. Пятки вместе, носки врозь – «пятки здороваются»; носки вместе, носки вместе, пятки врозь – «носки поздоровались».
  7. «Открывать и закрыть зонтики» - одновременно на руках и ногах открывать и закрывать пальцы.
  8. Спрятать и показать пальцы ног.
  9. Носком одной ноги достать колено другой.
  10. Растирать круговыми движениями колени руками.
  11. «Зайка лечит ножку» - ямкой стопы одной ногой гладим голень до колена другой ноги.
  12. И.п. – одна нога на колене другой стопой:
  • «молоточек» тук-тук;
  • «гуси щиплют травку» щип-щип;
  • «куры зернышки клюют»;
  • «пилим дрова» – ребром ладони по ямке стопы, движение поперек.
  1. «Молоточек» – стучать пятками по полу.
  2. «Ножки побежали».
  3. «Зайчик прыгает».
  4. Упражнения с «конфетой» - сжимать согнутой рукой и разжимать.
  5. Ногой «конфеткой» ха хвостик ловить и поднять.
  6. Поймать «конфетку» пяткой и поднять.
  7. Поймать «конфетку» пальцами и поднять.

Игра «Пройди по огороду» В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерке

Комплекс 5

  1. Разогревание стоп и ладоней.
  2. Хлопки ладонями и стопами.
  3. «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
  4. «Улитка».
  5. Поднимание и опускание пяток.
  6. «Шейк» - повороты одной, затем другой ногой вправо-влево пяткой; носок на месте.
  7. «Шейк» - одновременно двумя ногами.
  8. «Каратэ» - резкое выпрямление голени пяткой вперед-вверх, попеременно.
  9. Упражнение с лентами на палочке. Собирание пальцами ног, пятки на месте.
  10. Поднимание ленточки пальцами ног.
  11. Катание руками палочки с лентами.
  12. Катание ногами палочки с лентами.
  13. «Велосипед» - с зажатыми пальцами палочками.
  14. «Ножницы» - руками с палочками с лентами сверху вниз до ног и обратно.
  15. «Чебурашка»
  16. Игра «Огород»

В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерке.

Комплекс 6

  1. Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
  2. «Молоточек» пятками.
  3. «Зайка» прыгает.
  4. «Зайка лечит ножку».
  5. «Яблочки» - круговые движения руками по коленям.
  6. Разведение коленей, рук и на коленях, соединяем лопатки.
  7. «Бабочка» - руки за головой.
  8. «Конфета» - зажимание в руке.
  9. Поймать ногой конфету.
  10. Катание шарика руками.
  11. Катание шарика ногами.
  12. «Салют» - поймать шарик ногами, подброшенный вверх.
  13. «Мостик».

Комплекс 7

  1. Растирание ладоней и ног одновременно.
  2. Хлопки руками.
  3. Хлопки ногами.
  4. «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
  5. Упражнения с косточками:
  • катать руками;
  • катать ногами;
  • поймать пальцами ног;
  •  «велосипед» с косточками».
  1. Упражнения с камешками:
  • катать руками;
  • катать ногами;
  • поднимать пальцами обеих ног одновременно;
  • поднимать пятками.
  1. Упражнения с шариками:
  • катать руками;
  • прижать к подбородку, ноги выпрямить, нажимая руками на шарик катить его по груди, животу, ногам до пальцев ног и обратно до подбородка;
  • катать одной и другой ногой;
  • поймать шарик ногами;
  • поднять и подбросить – «салют»;
  • «Пингвины» - зажать шарик коленями, руки на поясе, ходьба.
  • катать шарик по спине впереди стоящего.

Комплекс 8

  1.  Разогревание стоп и ладоней.
  2.  Хлопки ладонями и ступнями. Поднимание и опускание плеч.
  3.  «Молоточек» пятками.
  4.  «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
  5. «Улитка».
  6. «Яблочки».
  7. «Зайка прыгает».
  8. «Зайка лечит ножку».
  9. Разведение коленей в сторону, свести лопатки.
  10. «Бабочка».
  11. «Мостик».
  12. Упражнения с карандашами.
  13. Упражнения с конфетами.
  14. Упражнения с «ежиками».
  15. Упражнение с бумагой.
  16.  Ходьба по дорожкам.

Комплекс 9

  1. Поглаживание прямых ног.
  2. «Молоточек» стучит по ногам.
  3. Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
  4. «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
  5. «Молоточек» пятками - «носочки» побежали -«молоточек» пятками.
  6. «Зайчик прыгает» (одновременно).
  7. Катать пальцы ног по коврику.
  8. Опускание и поднимание плеч.
  9. Упражнение  с катушкой:
  • катать руками;
  • катать всей ступней;
  • катать только ямкой посредине стопы;
  • ловить и поднимать катушку пятками;
  • ловить и поднимать катушку пальцами ног;
  1. «Часики».
  2.  Упражнения с карандашом:
  • катать руками;
  • катать всей ступней;
  • зажать карандаш пальцами и поднять прямую ногу.
  1. «Велосипед»
  2. «Улитка».
  3. Обнять плечи и открыть грудь, руки назад, прогнуться, соединить лопатки.
  4. Поднимание прямой ноги пяткой вперед.
  5. Спрятать все пальцы, оставить только большие.
  6. «Горочка» - ноги под углом 90°, руки назад, поднимание и опускание  корпуса.
  7.  Ходьба по дорожкам.

Комплекс 10

  1. Растирание ладоней, хлопки. Растирание ушей, пощипывание. Растирание прямых ног, рук.
  2. «Молоточек» по рукам, ногам.
  3. «Велосипед».
  4. Стопы вперед, к себе – одновременно.
  5. Стопы вперед, к себе – попеременно.
  6. Пятки вместе – носки врозь (пятки поздоровались), пятки врозь – носки вместе (носки поздоровались).
  7. «Зонтики» – закрыли, открыли одновременно руками и ногами – движения сжимать и разжимать пальцы.
  8. Спрятать и показать пальцы ног.
  9. Носком одной ноги достать колено другой, затем наоборот.
  10. Растирание круговыми движениями коленей.
  11. «Зайка лечит ножку».
  12. Стопа одной ноги на колене другой:
  • «молоточек»;
  • «гуси щиплют травку»;
  • «куры зернышки клюют»;
  • «пилим дрова» - ребром ладони по ямке стопы.
  1. «Молоточек» пятками.
  2. «Ножки побежали».
  3. «Зайка прыгает».
  4. Упражнения с конфетой: сжимать согнутой рукой – разжимать вытянутой рукой.
  5. Поймать ногой конфетку за хвостик и поднять.
  6. Поймать конфетку пятками и поднять.
  7. Поймать конфетку пальцами ног и поднять.
  8. Игра «Пройди по огороду». В обруче лежат палочки - морковь, катушки - картофель, косточки – горох, бобы – ягоды. Дети топают ногами по ним – окучивают, затем пальцами ног, стоя за обручем, собирает каждый овощ себе в ведерко.

Комплекс 11

  1. Разогревание ног, рук, коленей, ладоней, ушей, пощипывание ушей.
  2. «Молоточки» по рукам и ногам.
  3. Хлопки руками, по ногам, рукам.
  4. «Велосипед».
  5. Кисти в замочек, выпрямление пальцев – «солнышко».
  6. Замочек вверх – «солнышко встает», замочек закрыть вниз – «солнышко спать легло».
  7. «Солнечные зайчики» - руки вверху, разводя в стороны открывать  и закрывать пальцы.
  8. Замочек наклонять в стороны.
  9. Круговые движения замочком.
  10. «Улитка».
  11. Опускание и поднимание пяток.
  12. «Шейк» - повороты одной, затем другой ногой вправо-влево пяткой; носок на месте.
  13. «Шейк» - одновременно двумя ногами.
  14. «Каратэ» - резкое выпрямление голени пяткой вперед-вверх, попеременно.
  15. Ноги под углом 90°, наклон вперед, руки вперед, не отрывая стоп встать, руки вверх.
  16. Разогреть ступни о ковер.
  17. Стопу правой ноги положить на колено левой ноги:
  • «молоточек» - ремонтируем машину;
  • в ямке стопы ребром ладони – водить – чистим машину;
  • круговые движения стопы в голеностопном суставе – поехали на машине;

то же самое с другой ногой.

  1. Катание косточек ладонями, ступнями по две косточки.
  2. Перекладывание косточек из кольца в кольцо пальцами стоп.
  3. «Велосипед» с косточками.
  4. «Ножницы» с косточками.
  5. Ладони на лоб – ладонями нажимать на лоб, а головой на ладони – сопротивление.
  6. Ладони на затылок – ладонями нажимать на затылок, а головой на ладони – сопротивление.
  7. «Мостик» - руки на стуле, поднять корпус и ноги на пальцы.
  8. «Воробей» - руки держатся за спинку стула, прогнуть грудь, лопатки соединить, наклоняясь вперед голову слегка назад.
  9. Ловить пальцами ног платочек и «полоскать» поочередно одной и другой ногой.
  10. «Ножки танцуют» с платочком – ноги выпрямлены, доставать платочком колено другой ноги – поочередно.
  11. Водить глаза вправо-влево, голова при этом на месте.
  12. Круговые движения глазами в одну и другую сторону, голова на месте.
  13. Ходьба по обручу, зажимая пальцами ног обруч.
  14. Ходьба по обручу ямочкой стопы, пятки на полу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....

Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"

Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь   лет. Далее критическими для сохранения формы и функ...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему:  "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...

Консультация для родителей "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания"

Каждого  родителя, заботящегося о своем чаде не может не волновать вопрос профилактики и коррекции плоскостопия у детей, ведь стопа является фундаментом всего тела, поэтому естественно, что наруш...

Рекомендации для родителей. Физическое развитие как средства профилактики и коррекции плоскостопия у дошкольников

Плоскостопие у детей первых лет жизни чаще является следствием общей ослабленности организма. Самым эффективным средством профилактики является общее укрепление организма ребёнка, достаточная его двиг...

«Стопотерапия» - как средство профилактики и коррекции патологии плоскостопия

laquo;Стопотерапия»  -  как средство профилактики и коррекции патологии плоскостопия...