«Дифференциация звуков [Ж]-[З]»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры и игровые упражнения | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
(занятия)
Тема: «Дифференциация звуков [Ж]-[З]»
подготовительная к школе логопедическая группа
Программные задачи.
Образовательная:
1. Закрепление слухо-произносительной дифференциации звуков [З]-[Ж].
2. Развитие фонематического слуха, навыка самостоятельного звукового анализа.
3. Совершенствование навыка аналитико-синтетической деятельности.
4. Закрепление умения делить слова на слоги.
5. Составление слов из разрезной азбуки.
6. Активизация словаря детей.
Развивающая:
1. Обучение детей отгадыванию загадок.
2. Умение координировать речь с движением.
3. Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти.
4. Развитие зрительного восприятия.
Воспитательная:
- Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.
Оборудование: карточки с изображением букв Ж, З, схема характеристики звуков (колокольчики, круги синего и зелёного цветов), наборы для звукового анализа; изображения мальчика и девочки; картинки: зубы, ежик, замок, жук, зонт, жаба; картинки животных: жираф, заяц, коза, козлята, змея, ежи, моржи, медвежонок, жеребенок; буквы из разрезной азбуки, мяч, тетради, простые карандаши, изображения клеток с цифрами 1, 2, 3.
Ход НОД
- Организационный момент
Ориентация в схеме своего тела и в схеме тела своего соседа.
Логопед: Покажите правую руку, левое ухо. Повернитесь друг к другу, покажите у соседа правое ухо, левое плечо, левую бровь, правый глаз.
- Основная часть.
1. Уточнение артикуляции звуков [Ж], [З]. Различение их на слух изолировано, в слогах и в словах.
Логопед выставляет на доске изображения мальчика и девочки.
Логопед: Сегодня на занятие к вам пришли девочка Зоя и мальчик Женя с просьбой научить их различать звуки, с которых начинаются их имена.
- С какого звука начинается имя Женя? (Со звука [Ж])
- Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] – согл., звонк., твёрдый)
- Как мы его произносим? (Зубы сближены, но не сомкнуты, губы округлены и слегка вытянуты, язык в форме чашки поднят за верхние зубы).
- Какой буквой обозначаем этот звук? На кого похожа буква Ж?
Буква Ж – жук на дорожке,
У жука четыре ножки.
- А какой первый звук в имени Зоя? (Звук [З])
- Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согл., звонк., тв. /мягк.)
- Как произносим звук [З]? (губы в улыбке, зубы сближены и образуют узкую щель, кончик языка опущен за нижние зубы) .
- Какой буквой обозначаем этот звук? На кого похожа буква З?
Буква «З» как змея,
Извивается она.
- Сравните звуки [Ж] и [З]. Что общего? В чём разница?
Ребята, чтобы научиться правильно произносить звуки, их нужно научиться слышать. Давайте проведем «веселую зарядку». Если услышите звук [З], вы присядете, если услышите звук [Ж], поднимете руки вверх. Слушайте меня внимательно.
Логопед произносит звуки ж, з, ж, з...; затем слоги жа, за, зы, жи, жла, азл, злу, жно, озн…; затем слова незабудки, гвоздика, дирижабль, зоопарк, абажур, зубы, забор, жаба, занавеска, этажерка, Жучка, коза...
2. Закрепление звукобуквенных связей.
Логопед: Давайте продолжим нашу зарядку с буквами Ж и З, какую букву покажу, такой звук произносите и выполняйте нужное движение.
Работа в тетрадях.
Логопед: Рассмотрите внимательно буквы. Среди них спрятались буквы Ж и З. Найдите их. Букву Ж обведите в квадратик, а З в кружок.
Логопед: Выполните следующее задание. Каждому я дала слово, в котором пропущена одна буква. Прочтите слово, а пропущенную букву напечатайте.
3. Пальчиковая гимнастика.
Жук по веточке бежит
И жужжит, жужжит, жужжит: Жжжжж…
Вот комар к нему летит
И звенит, звенит, звенит: Ззззз…
4. Игры с мячом
«Скажи наоборот»:
за-за-за – жа-жа-жа ужи – узы
зо-зо-зо – жал –
зу-зу-зу – кожа –
зы-зы-зы – рожок –
зла-зла-зла – жевать –
озл-озл-озл – луза –
узл-узл-узл – залей –
«Закончи слово нужным слогом»:
ЖА (ЗА): неве..., бере..., мимо..., подли..., лы..., кра..., зано...;
ЖИ (ЗЫ): арбу..., мор..., черте..., гара..., моро..., карни...
5. Логопед: Женя и Зоя приготовили вам загадки:
После того, как дети назовут правильный ответ, логопед выставляет на наборное полотно картинки отгадок.
1) На его спине — иголки. 2) Висит над крылечком,
И длинны они, и колки. | Свернувшись колечком,
Потому-то вдоль дорожек Не лает, не кусает,
С ними смело ходит... (ежик) А в дом не пускает. (Замок)
3)Шесть ног без копыт, 4) Зоя ядрышки грызёт,
Летит – жужжит, Падают скорлупки.
Упадёт – землю роет. А для этого нужны
(Жук) Нашей Зое ... (зубки)
5) В болоте живёт, 6) Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Мошек и комаров жуёт. Только дождичек пройдёт -
(Жаба) Сделает наоборот. (Зонт)
Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.
Логопед: Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его. Сделайте звуковой анализ своих слов. Придумайте предложения с этими словами.
6. Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться. На четыре – руки шире.
Два – согнуться, разогнуться. Пять – руками помахать.
Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
Шесть – за стол тихо сесть.
7. Игра «Зоопарк»
Логопед: Жора и Зина просят о помощи. Пока вы делали зарядку, они узнали, что в зоопарке случилась беда. Кто-то открыл клетки, все животные вышли и свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места. Посмотрите, кто же это.
Логопед выставляет картинки животных и называет их.
Логопед: Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку:
- В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)
- А это кто скачет: первый звук [З], последний – [Ц]? (Заяц)
- У каких животных последний слог – ЖИ? (Ежи, моржи)
- В ее названии есть такие звуки: Ж, А, Б, А.
- Название этого животного заканчивается на слог -ЗА. (Коза)
- А названия этих животных рассыпались на слоги: МЕД-ВЕ-ЖО-НОК, ЖЕ-РЕ-БЕ-НОК.
- А здесь слоги перепутались: Я-ЗМЕ, ЛЯ-ТА-КОЗ.
Логопед: Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в клетки.
Вот вам задание. Перед вами 3 клетки. Животных нужно распределить в эти клетки по количеству слогов. Если в названии животного 1 слог – в клетку с цифрой 1, 2 слога – в клетку с цифрой 2, 3 слога – в клетку с цифрой 3. Не забывайте правило: «Сколько гласных, столько слогов».
Дети выполняют задание. Определяют количество слогов.
8. Зоя и Женя придумали для вас скороговорку:
Заржавел железный замок? Заржавел железный замок.
Проговаривание скороговорки в различных темпах.
А о чем можно сказать: железная (кружка...), железный (ключ...), железное (кольцо...), железные (гвозди...) ?
III. Итог.
Молодцы! Вы очень хорошо справились с такими трудными заданиями. Я вами горжусь! Ну вот, и пришла пора прощаться с Женей и Зоей. Какие звуки вы учились вместе с ними различать? Какие задания понравилось выполнять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...