Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья по коррекционной педагогике на тему
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_soprovozhdeniya_rebyonka_s_ovz_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС .
Закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в 2012 году и вступил в силу 1 сентября 2013, стал настоящим прорывом в сфере взаимоотношений взрослых и юных жителей страны. Этот новаторский документ учитывает современные тенденции общественного развития, но при этом опирается на традиции и особенности российской системы образования. Работа над законом «Об образовании в Российской Федерации» шла несколько лет, и итогом её стал правовой инструмент, выводящий регулирование отношений в образовании на качественно иной уровень. Впервые в истории отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетными целями и задачами современной системы российского специального образования является построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «качество образования» в современном представлении не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «социальное благополучие, защищенность». Поэтому сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. В соответствии со своим личностными особенностями, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне. Всестороннее развитие и коррекция воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей при организации взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
В группу детей с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством аутистического спектра.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы с детьми с ОВЗ, является основной целью сопровождения детей. Психолог, логопед, педагоги и медработники ДОУ определят и реализуют индивидуальные образовательные маршруты коррекционно - педагогической работы поэтапно. Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический.
Правильная оценка возможностей детей и выявление особых образовательных потребностей необходимы для успешности воспитания и обучения. Сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка, является основной целью проведения данного этапа. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно - педагогического процесса. Консультативно-проективный этап.
На данном этапе специалисты рассматривают и обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:
принцип доступности и систематичности предлагаемого материала; непрерывность;
вариативность;
соблюдение интересов воспитанника;
принцип создания ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности;
содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Индивидуальный образовательный маршрут - это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный этап.
На этом этапе реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Игровые сеансы, проводимые специалистами, дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико - грамматическую, связную речь. Формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках - являются основными направлениями.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса являются и родители. Они должны получать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Это повышает их педагогическую компетентность, влечет за собой рост активности, значительно повышает эффективность коррекционного процесса, а также меняет характер отношения родителей к ребёнку и его особенностям. Педагогами предлагается: разработка рекомендаций для родителей, в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
проведение открытых мероприятий;
работа в детско – родительской парой.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО
Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...
"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...
Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскры...
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов ...
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...