Тьюторство как одна из форм работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему
Тьюторство как одна из форм работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тьюторство | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторство как одна из форм работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Мы работаем воспитателями в комбинированной группе для детей 6-7 лет. Её посещают 29 детей, у 14 из них различные нарушения речи,1 ребенок с диагнозом – расстройство аутистического спектра. Аутизм (от греческого – сам)- это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний. Этот ребенок отличается от других детей. Он не такой как обычные дети, он не лучше и не хуже, он особенный ребенок, он другой…
Когда Яромир пришёл к нам в группу, мы наблюдали следующую картину: мальчик был отвлечен от всего, его не интересовало, чем были заняты другие дети, не интересовали игры, в которые они играют. Нам сложно было привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности. Ребенок оставался ко всему равнодушным, предпочитал уединение и самостоятельные занятия. Перед нами встала задача - как до него достучаться, чтобы он хотя бы немножко приоткрыл дверь в свой мир, чтобы заметил других детей, заинтересовался их деятельностью. Учитывая особенности ребенка, мы должны помочь ему приспособиться к этому миру. Жизнь группы детского сада - это постоянное взаимодействие и общение детей и взрослых: это режимные моменты - прогулка, приём пищи и т.д.; образовательная и иные виды деятельности. Мы понимали, что для выполнения этих задач требуется дополнительное внимание к ребенку. Отсюда возникла необходимость в сопровождении ребёнка тьютором.
Тьютор – это наставник, который сопровождает ребенка в процессе освоения им новой деятельности и организует условия для складывания и реализации индивидуальной, образовательной траектории ребёнка. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитателю группы, в которой занимается 29 детей, сложно обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход. Тьютор, в данной ситуации, являлся основным, если не самым необходимым специалистом, который обеспечивает успех в реализации инклюзивного образования.
В штатном расписании нашего учреждения нет ставки тютора. Возник вопрос – Как быть? Администрация нашла выход из сложившейся ситуации, заключив договор о взаимном сотрудничестве с Новосибирским педагогическим колледжем им. А. С. Макаренко. Студенты четвёртого курса, которым нужна практическая работа с детьми с ОВЗ стали нашими тьюторами. От психолога, логопеда, дефектолога они получили конкретные инструкции, каким навыкам и какими методами обучать ребёнка, которого сопровождают. Студентки помогают Яромиру приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям. И окружающих детей учат с пониманием относиться к особенностям аутичного ребёнка.
Далее мы хотели бы рассказать, как проходит день тьютора в нашей группе. 1.Начинается он с приёма ребёнка в детский сад. Так как Яромир приходит несколько позже всех детей, воспитатель, как правило, проводит уже утреннею гимнастику, а его встречает тьютор. Он выясняет у родителей состояние здоровья мальчика, в каком он сегодня настроении. 2.Далее для создания атмосферы доверия и общности в группе мы проводим утренний ритуал приветствия. Дети собираются в круг и проговаривают потешку. В начале проводится для детей всей группы, затем каждый ребёнок подходит к Яромиру и говорит: «Привет, Яромир!». Если Ярик пришёл в хорошем расположении духа, он протягивает руку и отвечает: «Привет!». И это уже большой успех!!!! 3. Дети идут завтракать. Яромир завтракает дома, поэтому от завтрака в группе отказывается. Он с тьютором идёт в любимый мальчиком игровой уголок. Там они играют в коммуникативные игры, выполняют речедвигательные упражнения, игры с пальчиками. Проводят всё то, что было им рекомендовано психологом и логопедом в планировании на эту неделю. 4. Затем начинается непосредственно образовательная деятельность. У Яромира есть своё любимое рабочее место. Это повышает его уверенность в себе, снижает тревожность и является значимым фактором в развитии ребёнка. Оно расположено так, чтобы занимаясь, ребёнок как можно меньше отвлекался: не мог смотреть в окно, в коридор, на находящиеся в группе предметы. Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Ярику необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Когда мальчик устаёт работать со всеми, он с тьютором уходит на индивидуальные занятия с психологом и логопедом. 5. В перерывах между образовательной деятельностью дети организуют игры. Если Яромир не включается в эти игры, то тьютор привлекает его к общению со сверстниками. Наши дети относятся к Яромиру спокойно, доброжелательно, проявляют терпение. 6. После образовательной деятельности мы все вместе собираемся на прогулку. Иногда Яромиру требуется физическая помощь в осуществлении навыков самообслуживания. Тогда воспитатель или тьютор берут его руки в свои и показывают, как нужно делать. Такой телесный контакт снижает уровень тревожности мальчика. Для успешного выполнения действия должны быть чётко спланированы. Ребёнок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить. Для этого у нас висят пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов обозначены все действия по порядку. Например, на шкафу висит схема « Как собраться на прогулку». Такие схемы есть в ванной и на рабочем месте. 7. Прогулка так же не обходится без сопровождения тьютора. Любимая игра мальчика «Догонялки». Яромир в роли убегающего, тьютор – догоняющий. Ребёнок любит исследовать площадки других групп, в этом случае присутствие тьютора рядом с ребенком жизненно необходимо. 8. Яромир, в силу своих особенностей развития, ходит в детский сад на полдня. Когда за мальчиком приходит мама, тьютор делится с ней успехами, достижениями сегодняшнего дня или рассказывает о возникших проблемах.
Мы считаем, что при правильно организованной работе тьютора, взаимодействие здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. У детей с нормой развития не будет в будущем барьеров в общении с детьми, у которых есть отклонения в развитии, а «особые» дети учатся социализироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии как одна из форм работы с детьми по здоровьесбережению"
Во всем мире за последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья населения: 1. Физически зрелыми рождаются не более 14% детей; 2. 25–35% детей, пришедших в первый кл...
Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием.
в статье рассказывается об опыте работы по развитию речи детей по средствам театрализованной деятельности....
Театрализованная деятельность как одна из форм работы с детьми с речевым отставанием.
в статье описывается опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности....
Презентация: "Театрализовано-коррекционное занятие как одна из форм работы с детьми с ЗПР"
Цель: описание одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми с ЗПР...
Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...
Из опыта работы «Применение экосенсорных накопителей, как одна из форм работы с детьми ОВЗ»
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка дошкольного возраста? Одним из аспектов данной проблемы является развитие мелкой моторики и координации движен...
Тьюторство как одна из форм работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Тьюторство как одна из форм работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ...