Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме
В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
слоговая структура слова | 46.5 КБ |
otkr._zan._1.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА 2107 ДО « На Орловском»
Конспект открытого занятия
в средней группе
«Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР».
Проводят: учитель-логопед Прудникова Н.Л.
Педагог-психолог Кузнецова Е.
Конспект открытого занятия
в средней группе
«Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова на материале темы « Дикие животные».
Коррекционно-развивающие задачи:
Формирование слоговой структуры слова,
формирование лексико-грамматического строя речи,
активизация словаря по теме « Дикие животные»,
закрепление в речи предлогов на, под, за, между,
развитие мелкой и общей моторики.
Развитие психических функций:
Развитие памяти, зрительно-пространственной ориентировки, мышления.
Воспитательные задачи:
Развития умения сострадать и оказывать помощь.
Оборудование:
Символы звуков из картона, шары, игрушки волк, ежик, медведь, заяц, лиса, коврики « Травка», разноцветные кубики, домики для животных из картона, дорожка длинная и короткая, панно « Лес», схемы предлогов, следы из картона.
Ход занятия
- Оргмомент
Дети сидят на стульчиках.
На полу дети видят рукавичку с зайчонком, который плачет.
Логопед:
Что за домик –невеличка?
Красненькая рукавичка?
Плачет кто-то слышу я.
Не помочь ли нам, друзья?
-Кто это?
Дети:
- зайчонок.
Зайчонок:
-Я маленький, еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму!
Логопед
-Хотите помочь зайчонку?
-Как нам это сделать?
-Где зайчонок с мамой живет?
Дети отвечают на вопросы логопеда.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Психолог
Игра « Доберись до домиков»
( Определение следов левой и правой ноги , чередование кубиков по цвету по заданной программе, подбор короткой и длинной дорожек к домикам.)
Психолог читает детям стихотворение:
Мои милые друзья,
Вам секрет открою я.
У каждого зверя, зверька и зверюшки
В лесу есть своя под небом избушка.
Психолог говорит детям:
-В этих домиках живут дикие животные. Чтобы узнать, чьи это домики, надо сначала до них добраться.
1. Психолог говорит детям:
-Тут следы. Давайте пройдем точно по следам. Какую ножку надо сюда поставить? Эту или эту?
Посмотрим, кто живет в этом домике?
2. Психолог сообщает детям:
-А здесь мостик не достроен. Давайте его доделаем. Посмотрите, как стоят кубики ( красный, синий, синий…). Какой следующий кубик надо поставить?
А в этом домике кто живет?
3. Психолог говорит детям:
- Этот домик стоит близко, а тот ? (далеко).
Какую дорожку выберем , чтобы дойти до этого домика? ( длинную). А для этого? ( короткую). По какой дорожке ты хочешь пойти? ( По длинной). Посмотрим, кто там живет.
Что –то среди этих домиков нет домика зайчихи. Но звери мне сказали, что расскажут, как ее найти, если вы с ними поиграете.
- Логопед
Игры с гласными звуками.
Вносятся шары с изображением звуковых символов.
1. Логопед предлагает детям:
- Животные очень любят петь песенки. Давайте споем вместе с ними.
-Коля, пока шарик поднимается вверх, поем песенку волка. УУУУУ
-Маша, спой песенку медведя. ООООО
-Диана, спой песенку ежика. АААААА
-Саша, спой песенку лисы. ИИИИИ
2. На столе заранее приготовлены символы звуков( по 4 штуки). К этим символам подсаживаем животных.
Логопед:
-А теперь давайте поиграем с животными.
Возьмите столько символов звука , сколько раз волк споет песенку. УУУ-3 раза ( ставим на доску).
Возьмите столько символов, сколько раз мишка споет свою песенку.
…
3.Логопед говорит детям:
-А теперь животные хотят спеть песенки вместе .
Встанем в круг.
Сначала Волк и Мишка, потом мы все вместе. Логопед произносит 2 гласных звука с движениями фонетической ритмики , дети повторяют за логопедом. УУУУ-ИИИИИ.
-Какой первый звук, какой второй звук? Сколько всего звуков? 2.
Сначала ежик, потом медведь. ААААА-ООООО
Сначала волк, потом медведь. УУУУ-ООООО.
III. Логопед
Упражнение с ковриком « Травка»
( пальчиковая гимнастика).
Логопед читает стихотворение и выполняет пальчиковую гимнастику с использованием коврика. Дети повторяют упражнение.
На полянке , на лужайке
Целый день скакали зайки,
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайки так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змейки проползали,
« С добрым утром!»- им сказали.
Шла медведица спросонок,
А за нею-медвежонок.
А потом пришли волчишки,
Принесли с собою книжки.
Стали книжки открывать
И в тетрадочках писать.
Все! Тетрадочки убрали
И обедать побежали.
IV.Физминутка под музыку
Психолог.
V. Логопед
Игра « Кто где?»
Логопед предлагает детям узнать, кто из зверей где обедает.
-Где обедает лиса?
-Лиса обедает на дорожке.
-Где обедает мишка?
-Мишка обедает под елкой.
…
Логопед предлагает детям закрыть глаза. Логопед прячет изображения животных и предлагает детям вспомнить, кто из зверей где был раньше.
-Коля , где была лиса?
-Лиса была НА дорожке.
-Коля , возьми схему маленького слова. Поставь к лисе.
Дети ставят схемы предлогов на панно.
Логопед:
-А вот и зайчиха –мама нашлась. Она сидит на таравке. Наш зайчонок очень обрадуется.
VII. Психолог
Игра « Фотограф»
Логопед:
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это фотограф.
Психолог предлагает детям:
-Давайте сделаем памятную фотографию.
- Катя, встань справа от Коли. Коля, встань справа от Кати. Руслан, встань между Глебом и Сашей….Вера, встань между Сашей и Колей. Маша, встань за Лизой…
Фотограф делает фото.
VI. Итог
Логопед:
-Молодцы. Сядьте на стульчики. Сейчас фотограф напечатает вам фотографии. А мы пока вспомним, что мы с вами делали сегодня на занятии.
Раздача фотографий.
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА 2107 ДО « На Орловском»
Конспект открытого занятия
в средней группе
«Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР».
Проводят: учитель-логопед Прудникова Н.Л.
Педагог-психолог Кузнецова Е.
Конспект открытого занятия
в средней группе
«Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова на материале темы « Дикие животные».
Коррекционно-развивающие задачи:
Формирование слоговой структуры слова,
формирование лексико-грамматического строя речи,
активизация словаря по теме « Дикие животные»,
закрепление в речи предлогов на, под, за, между,
развитие мелкой и общей моторики.
Развитие психических функций:
Развитие памяти, зрительно-пространственной ориентировки, мышления.
Воспитательные задачи:
Развития умения сострадать и оказывать помощь.
Оборудование:
Символы звуков из картона, шары, игрушки волк, ежик, медведь, заяц, лиса, коврики « Травка», разноцветные кубики, домики для животных из картона, дорожка длинная и короткая, панно « Лес», схемы предлогов, следы из картона.
Ход занятия
- Оргмомент
Дети сидят на стульчиках.
На полу дети видят рукавичку с зайчонком, который плачет.
Логопед:
Что за домик –невеличка?
Красненькая рукавичка?
Плачет кто-то слышу я.
Не помочь ли нам, друзья?
-Кто это?
Дети:
- зайчонок.
Зайчонок:
-Я маленький, еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму!
Логопед
-Хотите помочь зайчонку?
-Как нам это сделать?
-Где зайчонок с мамой живет?
Дети отвечают на вопросы логопеда.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Психолог
Игра « Доберись до домиков»
( Определение следов левой и правой ноги , чередование кубиков по цвету по заданной программе, подбор короткой и длинной дорожек к домикам.)
Психолог читает детям стихотворение:
Мои милые друзья,
Вам секрет открою я.
У каждого зверя, зверька и зверюшки
В лесу есть своя под небом избушка.
Психолог говорит детям:
-В этих домиках живут дикие животные. Чтобы узнать, чьи это домики, надо сначала до них добраться.
1. Психолог говорит детям:
-Тут следы. Давайте пройдем точно по следам. Какую ножку надо сюда поставить? Эту или эту?
Посмотрим, кто живет в этом домике?
2. Психолог сообщает детям:
-А здесь мостик не достроен. Давайте его доделаем. Посмотрите, как стоят кубики ( красный, синий, синий…). Какой следующий кубик надо поставить?
А в этом домике кто живет?
3. Психолог говорит детям:
- Этот домик стоит близко, а тот ? (далеко).
Какую дорожку выберем , чтобы дойти до этого домика? ( длинную). А для этого? ( короткую). По какой дорожке ты хочешь пойти? ( По длинной). Посмотрим, кто там живет.
Что –то среди этих домиков нет домика зайчихи. Но звери мне сказали, что расскажут, как ее найти, если вы с ними поиграете.
- Логопед
Игры с гласными звуками.
Вносятся шары с изображением звуковых символов.
1. Логопед предлагает детям:
- Животные очень любят петь песенки. Давайте споем вместе с ними.
-Коля, пока шарик поднимается вверх, поем песенку волка. УУУУУ
-Маша, спой песенку медведя. ООООО
-Диана, спой песенку ежика. АААААА
-Саша, спой песенку лисы. ИИИИИ
2. На столе заранее приготовлены символы звуков( по 4 штуки). К этим символам подсаживаем животных.
Логопед:
-А теперь давайте поиграем с животными.
Возьмите столько символов звука , сколько раз волк споет песенку. УУУ-3 раза ( ставим на доску).
Возьмите столько символов, сколько раз мишка споет свою песенку.
…
3.Логопед говорит детям:
-А теперь животные хотят спеть песенки вместе .
Встанем в круг.
Сначала Волк и Мишка, потом мы все вместе. Логопед произносит 2 гласных звука с движениями фонетической ритмики , дети повторяют за логопедом. УУУУ-ИИИИИ.
-Какой первый звук, какой второй звук? Сколько всего звуков? 2.
Сначала ежик, потом медведь. ААААА-ООООО
Сначала волк, потом медведь. УУУУ-ООООО.
III. Логопед
Упражнение с ковриком « Травка»
( пальчиковая гимнастика).
Логопед читает стихотворение и выполняет пальчиковую гимнастику с использованием коврика. Дети повторяют упражнение.
На полянке , на лужайке
Целый день скакали зайки,
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайки так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змейки проползали,
« С добрым утром!»- им сказали.
Шла медведица спросонок,
А за нею-медвежонок.
А потом пришли волчишки,
Принесли с собою книжки.
Стали книжки открывать
И в тетрадочках писать.
Все! Тетрадочки убрали
И обедать побежали.
IV.Физминутка под музыку
Психолог.
V. Логопед
Игра « Кто где?»
Логопед предлагает детям узнать, кто из зверей где обедает.
-Где обедает лиса?
-Лиса обедает на дорожке.
-Где обедает мишка?
-Мишка обедает под елкой.
…
Логопед предлагает детям закрыть глаза. Логопед прячет изображения животных и предлагает детям вспомнить, кто из зверей где был раньше.
-Коля , где была лиса?
-Лиса была НА дорожке.
-Коля , возьми схему маленького слова. Поставь к лисе.
Дети ставят схемы предлогов на панно.
Логопед:
-А вот и зайчиха –мама нашлась. Она сидит на таравке. Наш зайчонок очень обрадуется.
VII. Психолог
Игра « Фотограф»
Логопед:
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это фотограф.
Психолог предлагает детям:
-Давайте сделаем памятную фотографию.
- Катя, встань справа от Коли. Коля, встань справа от Кати. Руслан, встань между Глебом и Сашей….Вера, встань между Сашей и Колей. Маша, встань за Лизой…
Фотограф делает фото.
VI. Итог
Логопед:
-Молодцы. Сядьте на стульчики. Сейчас фотограф напечатает вам фотографии. А мы пока вспомним, что мы с вами делали сегодня на занятии.
Раздача фотографий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа на тему: "«Использование методов нейропсихологии и кинезиологии в процессе формирования высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка к данной экспериментальной работе...
Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».
Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...
Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы «Волшебная слоговая гусеница».
конспект по формированию слоговой структуры слова...
Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...
Тренинг для воспитателей " Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова" Буклет "Игры по формированию слоговой структуры слова у дошкольников"
Тема: «Игры с дошкольниками для коррекции слоговой структуры слова» ...
Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ
"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происх...
Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры
Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...