Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме

В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon слоговая структура слова46.5 КБ
Microsoft Office document icon otkr._zan._1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА 2107 ДО « На Орловском»

Конспект открытого занятия

в средней группе

«Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР».

                                 Проводят: учитель-логопед Прудникова Н.Л.

                                                    Педагог-психолог Кузнецова Е.

Конспект открытого занятия

в средней группе

«Формирование предпосылок становления  слоговой структуры слова на материале темы « Дикие животные».

Коррекционно-развивающие задачи:

Формирование слоговой структуры слова,

формирование лексико-грамматического строя речи,

активизация словаря по теме « Дикие животные»,

закрепление в речи  предлогов на, под, за, между,

развитие мелкой и общей моторики.

Развитие психических функций:

Развитие памяти, зрительно-пространственной ориентировки, мышления.

Воспитательные задачи:

Развития умения сострадать и оказывать помощь.

Оборудование:

Символы звуков из картона, шары, игрушки волк, ежик, медведь, заяц, лиса, коврики « Травка», разноцветные кубики, домики для животных из картона, дорожка длинная и короткая, панно « Лес», схемы предлогов, следы из картона.

                                   Ход занятия

  1. Оргмомент

Дети сидят на стульчиках.

На полу дети видят рукавичку с зайчонком, который плачет.

Логопед:

Что за домик –невеличка?

 Красненькая рукавичка?

Плачет кто-то слышу я.

Не помочь ли нам, друзья?

-Кто это?

Дети:

- зайчонок.

Зайчонок:

-Я маленький, еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму!

Логопед

-Хотите помочь зайчонку?

-Как нам это сделать?

-Где зайчонок с мамой живет?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Психолог

  Игра « Доберись до домиков»

( Определение следов  левой и правой ноги , чередование кубиков по цвету по заданной программе, подбор короткой и длинной дорожек к домикам.)

Психолог читает детям стихотворение:

Мои милые друзья,

Вам секрет открою я.

У каждого зверя, зверька и зверюшки

В лесу есть своя под небом избушка.

Психолог говорит детям:

-В этих домиках живут дикие животные. Чтобы узнать, чьи это домики, надо сначала до них добраться.

1. Психолог говорит детям:

-Тут следы. Давайте пройдем точно по следам. Какую ножку надо сюда поставить? Эту или эту?

Посмотрим, кто живет в этом домике?

2. Психолог сообщает детям:

-А здесь мостик не достроен. Давайте его доделаем.  Посмотрите, как стоят кубики ( красный, синий, синий…). Какой следующий кубик надо поставить?

А в этом домике кто живет?

3. Психолог говорит детям:

-  Этот домик стоит близко, а тот ? (далеко).

Какую дорожку выберем , чтобы дойти до этого домика? ( длинную). А для этого? ( короткую). По какой дорожке ты хочешь пойти? ( По длинной). Посмотрим, кто там живет.

Что –то среди этих домиков нет домика зайчихи. Но звери мне сказали, что расскажут, как ее найти, если вы с ними поиграете.

  1. Логопед

Игры с гласными  звуками.

Вносятся шары с изображением звуковых символов.

1.  Логопед предлагает детям:

- Животные очень любят петь песенки. Давайте споем вместе с ними.

-Коля, пока шарик поднимается  вверх, поем песенку волка. УУУУУ

-Маша, спой песенку медведя. ООООО

-Диана, спой песенку ежика. АААААА

-Саша, спой песенку лисы. ИИИИИ

2. На столе заранее приготовлены символы звуков( по 4 штуки). К этим символам подсаживаем животных.

Логопед:

-А теперь давайте поиграем с животными.

Возьмите столько символов звука , сколько раз волк споет песенку. УУУ-3 раза ( ставим на доску).

Возьмите столько символов, сколько раз мишка споет свою песенку.

3.Логопед говорит детям:

 -А теперь животные хотят спеть песенки вместе .

Встанем в круг.

Сначала Волк и Мишка, потом мы все вместе. Логопед произносит 2 гласных звука с движениями фонетической ритмики , дети повторяют за логопедом. УУУУ-ИИИИИ.

-Какой первый звук, какой второй звук? Сколько всего звуков? 2.

Сначала ежик, потом медведь. ААААА-ООООО

Сначала волк, потом медведь.  УУУУ-ООООО.

III. Логопед

Упражнение с ковриком « Травка»

( пальчиковая гимнастика).

Логопед читает стихотворение и выполняет пальчиковую гимнастику с использованием коврика. Дети повторяют упражнение.

На полянке , на лужайке

Целый день скакали зайки,

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайки так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змейки проползали,

« С добрым утром!»- им сказали.

Шла медведица спросонок,

А за нею-медвежонок.

А потом пришли волчишки,

Принесли с собою книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать.

Все! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

IV.Физминутка под музыку

Психолог.

V. Логопед

Игра « Кто где?»

 Логопед предлагает детям узнать, кто из зверей где обедает.

-Где обедает лиса?

-Лиса обедает на дорожке.

 -Где обедает мишка?

-Мишка обедает под елкой.

Логопед предлагает детям закрыть глаза. Логопед прячет изображения животных и предлагает детям вспомнить, кто из зверей  где был раньше.

-Коля , где была лиса?

-Лиса была НА дорожке.

-Коля , возьми схему маленького слова. Поставь к лисе.

Дети ставят схемы предлогов на панно.

Логопед:

-А вот и зайчиха –мама нашлась. Она сидит на таравке. Наш зайчонок очень обрадуется.

VII. Психолог

Игра « Фотограф»

Логопед:

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это фотограф.

Психолог предлагает детям:

-Давайте сделаем памятную фотографию.

- Катя, встань справа от Коли. Коля, встань справа от Кати. Руслан, встань между Глебом и  Сашей….Вера, встань между Сашей и Колей. Маша, встань за Лизой…

Фотограф делает фото.

VI. Итог

Логопед:

-Молодцы. Сядьте на стульчики. Сейчас фотограф напечатает вам фотографии. А мы пока вспомним, что мы с вами делали сегодня  на занятии.

Раздача фотографий.



Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА 2107 ДО « На Орловском»

Конспект открытого занятия

в средней группе

«Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР».

                                 Проводят: учитель-логопед Прудникова Н.Л.

                                                    Педагог-психолог Кузнецова Е.

Конспект открытого занятия

в средней группе

«Формирование предпосылок становления  слоговой структуры слова на материале темы « Дикие животные».

Коррекционно-развивающие задачи:

Формирование слоговой структуры слова,

формирование лексико-грамматического строя речи,

активизация словаря по теме « Дикие животные»,

закрепление в речи  предлогов на, под, за, между,

развитие мелкой и общей моторики.

Развитие психических функций:

Развитие памяти, зрительно-пространственной ориентировки, мышления.

Воспитательные задачи:

Развития умения сострадать и оказывать помощь.

Оборудование:

Символы звуков из картона, шары, игрушки волк, ежик, медведь, заяц, лиса, коврики « Травка», разноцветные кубики, домики для животных из картона, дорожка длинная и короткая, панно « Лес», схемы предлогов, следы из картона.

                                   Ход занятия

  1. Оргмомент

Дети сидят на стульчиках.

На полу дети видят рукавичку с зайчонком, который плачет.

Логопед:

Что за домик –невеличка?

 Красненькая рукавичка?

Плачет кто-то слышу я.

Не помочь ли нам, друзья?

-Кто это?

Дети:

- зайчонок.

Зайчонок:

-Я маленький, еще глупенький, много не знаю, часто забываю, маму не слушался, убежал от нее и заблудился. Пожалуйста, помогите мне найти мою маму!

Логопед

-Хотите помочь зайчонку?

-Как нам это сделать?

-Где зайчонок с мамой живет?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Психолог

  Игра « Доберись до домиков»

( Определение следов  левой и правой ноги , чередование кубиков по цвету по заданной программе, подбор короткой и длинной дорожек к домикам.)

Психолог читает детям стихотворение:

Мои милые друзья,

Вам секрет открою я.

У каждого зверя, зверька и зверюшки

В лесу есть своя под небом избушка.

Психолог говорит детям:

-В этих домиках живут дикие животные. Чтобы узнать, чьи это домики, надо сначала до них добраться.

1. Психолог говорит детям:

-Тут следы. Давайте пройдем точно по следам. Какую ножку надо сюда поставить? Эту или эту?

Посмотрим, кто живет в этом домике?

2. Психолог сообщает детям:

-А здесь мостик не достроен. Давайте его доделаем.  Посмотрите, как стоят кубики ( красный, синий, синий…). Какой следующий кубик надо поставить?

А в этом домике кто живет?

3. Психолог говорит детям:

-  Этот домик стоит близко, а тот ? (далеко).

Какую дорожку выберем , чтобы дойти до этого домика? ( длинную). А для этого? ( короткую). По какой дорожке ты хочешь пойти? ( По длинной). Посмотрим, кто там живет.

Что –то среди этих домиков нет домика зайчихи. Но звери мне сказали, что расскажут, как ее найти, если вы с ними поиграете.

  1. Логопед

Игры с гласными  звуками.

Вносятся шары с изображением звуковых символов.

1.  Логопед предлагает детям:

- Животные очень любят петь песенки. Давайте споем вместе с ними.

-Коля, пока шарик поднимается  вверх, поем песенку волка. УУУУУ

-Маша, спой песенку медведя. ООООО

-Диана, спой песенку ежика. АААААА

-Саша, спой песенку лисы. ИИИИИ

2. На столе заранее приготовлены символы звуков( по 4 штуки). К этим символам подсаживаем животных.

Логопед:

-А теперь давайте поиграем с животными.

Возьмите столько символов звука , сколько раз волк споет песенку. УУУ-3 раза ( ставим на доску).

Возьмите столько символов, сколько раз мишка споет свою песенку.

3.Логопед говорит детям:

 -А теперь животные хотят спеть песенки вместе .

Встанем в круг.

Сначала Волк и Мишка, потом мы все вместе. Логопед произносит 2 гласных звука с движениями фонетической ритмики , дети повторяют за логопедом. УУУУ-ИИИИИ.

-Какой первый звук, какой второй звук? Сколько всего звуков? 2.

Сначала ежик, потом медведь. ААААА-ООООО

Сначала волк, потом медведь.  УУУУ-ООООО.

III. Логопед

Упражнение с ковриком « Травка»

( пальчиковая гимнастика).

Логопед читает стихотворение и выполняет пальчиковую гимнастику с использованием коврика. Дети повторяют упражнение.

На полянке , на лужайке

Целый день скакали зайки,

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайки так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змейки проползали,

« С добрым утром!»- им сказали.

Шла медведица спросонок,

А за нею-медвежонок.

А потом пришли волчишки,

Принесли с собою книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать.

Все! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

IV.Физминутка под музыку

Психолог.

V. Логопед

Игра « Кто где?»

 Логопед предлагает детям узнать, кто из зверей где обедает.

-Где обедает лиса?

-Лиса обедает на дорожке.

 -Где обедает мишка?

-Мишка обедает под елкой.

Логопед предлагает детям закрыть глаза. Логопед прячет изображения животных и предлагает детям вспомнить, кто из зверей  где был раньше.

-Коля , где была лиса?

-Лиса была НА дорожке.

-Коля , возьми схему маленького слова. Поставь к лисе.

Дети ставят схемы предлогов на панно.

Логопед:

-А вот и зайчиха –мама нашлась. Она сидит на таравке. Наш зайчонок очень обрадуется.

VII. Психолог

Игра « Фотограф»

Логопед:

-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это фотограф.

Психолог предлагает детям:

-Давайте сделаем памятную фотографию.

- Катя, встань справа от Коли. Коля, встань справа от Кати. Руслан, встань между Глебом и  Сашей….Вера, встань между Сашей и Колей. Маша, встань за Лизой…

Фотограф делает фото.

VI. Итог

Логопед:

-Молодцы. Сядьте на стульчики. Сейчас фотограф напечатает вам фотографии. А мы пока вспомним, что мы с вами делали сегодня  на занятии.

Раздача фотографий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ

     "Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происх...

Формирование слоговой структуры слова. 1 тип слоговой структуры

Формирование слоговой структуры слова - одна из сложных и важных задач. Если ребенок пропускает буквы, меняет слоги местами, то ему будет сложно выражать свои мысли, общаться с другими детьми, а так ж...