Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике
"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Значение коррекционной ритмики в формировании высших психических функций у детей с ОВЗ
Проблемы двигательной сферы у детей с ОВЗ часто связаны с недоразвитием
высших психических функций. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связаны с развитием общей, ручной и артикуляционной моторики ребенка.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребёнка. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ, следовательно, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ОВЗ на занятиях коррекционной ритмикой.
"Коррекционная ритмика" - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных, речевых и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Цель коррекционной ритмики - преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды. Все занятия обеспечивают психическую защищенность ребенка, удовлетворяют его потребность в эмоциональном общении с педагогом. На каждом занятии по коррекционной ритмике все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий необходимо тесное взаимодействие дефектолога, музыкального руководителя и воспитателя.
Коммуникативная игра «Здравствуйте»!
Цель: развитие коммуникативных навыков общения.
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки в ладоши)
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ (выставление ноги на пятку)
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх (массирующие движения по щекам)
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Упражнение «Цветок»
Цель: развитие координации движений.
Вырос цветок на весенней полянке дети соединяют неплотно ладони и
Нежную голову робко поднял поднимают их перед собой.
Ветер подул – он качнулся неловко покачивают ладони медленно, быстро
Он испугался, затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо наклоняют ладони вперед,
Вперед и назад, налево, направо. назад, влево, вправо.
Дыхательное упражнение «Одуванчик»
Стать прямо, опустить руки вдоль тела.
Медленно поднимать руки вверх, при этом глубокий вдох через нос.
Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание.
Сделать медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой.
Снова задержать дыхание. Медленный выдох через рот и выпрямились.
Снова задержать дыхание. Наклониться влево, медленно выдохнуть через рот.
Снова задержать дыхание. Выполнять 2-3 раза.
Подвижная игра «Зайка»
Цель: Синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху.
Зайка по лесу скакал Дети скачут как зайки
Зайка корм себе искал
Вдруг у зайки на макушке Показывают ушки
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается Пугливо оглядывается
Кто – то по лесу крадется
Заяц путает следы Дети скачут вокруг себя
Убегает от беды.
Прыгнул в бок и обернулся Прыжок в сторону
И под кустиком свернулся
Словно беленький клубок Дети сворачиваются в клубок.
Чтоб никто найти не смог.
Результаты применения коррекционной ритмики показали, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Это служит опорой для совершенствования музыкально-ритмических движений. Таким образом, коррекционная ритмика способствует развитию психомоторных функций дошкольников с ограниченными возможностями здорвья позволяет получить положительный результат и является целесообразным применением в системе коррекционно-развивающих методик в ДОУ комбинированного вида.
Рекомендуемая литература
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.
2.Касицына М.А., Бородина И.Г. КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 216 с.
3. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л.; Под ред. Е.А. Медведевой «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика»: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Издательский центр «Академия», /. — М.:2002. — 224 с
4.Озерецкий Н.И., Гельнитц Г.Г. Методика «Особенности психомоторики детей и подростков».Дисс. канд. биол. наук. — М.,1973. — с. 182.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа на тему: "«Использование методов нейропсихологии и кинезиологии в процессе формирования высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка к данной экспериментальной работе...
Формирование высших психических функций дошкольников посредством наглядного моделирования
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности...
Система работы "Формирование высших психических функций дошкольника посредством наглядного моделирования"
Система работы «Формирование ВПФ дошкольника посредством наглядного моделирования» ...
Формирование слоговой структуры слова и высших психических функций у детей с ОНР
В конспекте занятия демонстрируются различные упражнения , на основе которых формируется слоговая структура слова и высшие психические функции у детей с общим недоразвитием речи....
Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей
В данном конспекте занятий представлены упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления....
«Значение речевых игр в развитии высших психических функций»
Выступление на педагогическом совете. Перечень и описание речевых игр, направленных на развитие не только речи, но и мышления, памяти, восприятия....
Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»
Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...