Использование игр с песком и цветом в работе логопеда.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Создание условий для развития познавательных способностей и развития речи у детей с ОВЗ, посредством игр с песком и цветом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность и перспективность опыта
Противоречие : Структура образовательного пространства группы компенсирующей направленности, традиционных форм образования Особенности личности к аждого ребёнка с ОВЗ и а ктивная развивающая среда
Условия формирования опыта Изучение и внедрение приёмов арт-педагогики в образовательный процесс с 2010года Создание предметно-развивающей среды по предложенной теме в логопедическом кабинете. Диапазон опыта: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия для детей старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности. Гипотеза: Применение игр и упражнений с песком и цветом в логопедической практике способствует более эффективному формированию у дошкольников с ОВЗ правильной речи и звукопроизношения, что является основой успешного обучения в школе.
Теоретическая база опыта Основная цель арт-педагогической деятельности - это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания . Чудеса на песке. Песочная игротерапия . Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.; Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Епанчинцева О.Ю . В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. Цветовой игротренинг . Погосова Н.М.
Технология опыта Цель : Создание условий для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ, посредством игр с песком и цветом. Задачи : Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей; Развивать мелкую моторику рук, тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта детей; Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление); Сформировать интерес к учебному процессу.
Содержание образования и средств достижения цели: Говорят, что знание обретается тогда, когда оно проходит через личное отношение, сопереживание. На своих занятиях, наряду с традиционными технологиями, я использую элементы цветотерапии и пескотерапии . Занятия с песком проходят индивидуально и подгруппами в специально созданной микро-зоне в кабинете логопеда. Занятия с использованием цвета проводятся: Подгруппами и индивидуально, в сочетании с песочными играми. Фронтально, согласно перспективному тематическому плану занятий по цвету для старшей и подготовительной групп ( на основе адаптированного материала из книги «Цветовой игротренинг»):
Тема /цвет /месяц Задачи Самовыражение в цвете Сентябрь Развитие общего внимания и понимания речи. Разноцветный мир Расширять представления детей о разных цветах и развивать умения их различать. Упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе. Обучать умению чётко и ясно излагать свои мысли. Развитие слухового и зрительного внимания. Собрать « цветик-семицветик »; Оторвать лепесток и загадать желание Октябрь Золотая осень. Жёлтый цвет. Расширять представления о жёлтом цвете, подбирать прилагательные для его описания. Развивать фразовую речь при ответах на вопросы. Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию: расслабление рук по контрасту с напряжением. Дети рисуют «автопортреты» на контурах желтых осенних листьев. Составляется коллаж из осенних листьев - портретов Ноябрь Дом и его части. Коричневый цвет Расширять представление о коричневом цвете и его оттенках. Согласовывать существительные единственного числа с прилагательными в роде (жен., муж.). Развивать фразовую речь в ответах на вопросы. Развивать воображение и способность фантазировать. Коричневые домики для шоколадного зайца. Что бы вы слепили из шоколада, как из пластилина? Январь Зимние забавы. Белый цвет. Расширять представление детей о белом цвете. Упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе. Учить описывать предметы полными предложениями. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творчество, воображение. Аппликация на синем фоне «Снегурочка». Способом обрывания треугольной и круглой формы по контуру. Детали прорисовываются голубым карандашом, снег – белыми мелками. Март «8 Марта». Фиолетовый цвет. Расширять представление о фиолетовом цвете. Практическое усвоение формы дательного и винительного падежей. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать умение тонко чувствовать окружающее пространство Фантазия на тему «Фиолетовая клякса». Апрель Транспорт. Голубой цвет. Расширять представления о цвете, развивать способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. Развивать слуховое и зрительное внимание, способности концентрироваться и управлять мысленными образами. Развивать фантазию и творчество Рисунки на тему: «Путешествие (или полёт) в голубом небе».
Тема /цвет месяц Задачи Самовыражение в цвете Сентябрь Фрукты - овощи Красный цвет Расширять представления детей о красном цвете. Развивать фразовую речь при ответах на вопросы и умение свободно и легко излагать свои мысли. Развивать связную речь и способность составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы. Коллаж: «Яблочки нашего настроения». Октябрь Лес Зелёный цвет Развивать способность чувствовать цвет. Развивать диалогическую речь при пересказе литературного текста. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве помещения и на листе бумаги. Коллективная аппликация с«Волшебный лес».(дети мастерят из бумаги, вырезают из журналов или рисуют фантастических зверей и дают им необычные имена). Ноябрь Поздняя осень Коричневый цвет Закреплять представления детей о коричневом цвете. Упражнять в правильном употреблении сложных слов (темно-коричневый, красно-коричневый и т.д.) Формировать вкусовые образы и развивать умение описывать свои ощущения словами. Развивать воображения и способность фантазировать. Коллаж: «Шоколадный город». (домашние заготовки: дети рисуют, вырезают дома, замки, дворцы причудливых форм). Декабрь Зима Серебряный цвет Упражнять в согласовании прилагательных с существительными. Формировать умения составлять полные предложения по заданным моделям. Развитие внимания, связанного с координацией зрительного и двигательного анализаторов (упражнение «Отражение в зеркале). Активизация детей на проявление чувств любви и уважения к себе. «Приключения серебряной звёздочки». (Дети дома придумывают продолжение истории и отражают это в своих рисунках.) Март Ранняя весна. Оранжевый цвет Расширение представления детей об оранжевом цвете. Практическое усвоение формы винительного падежа без предлога. Активизация и обогащение словаря за счёт подбора разнообразных глаголов. Развитие логического мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Рисование пальчиковыми красками «Оранжевое настроение». Апрель Перелётные птицы Синий цвет Формировать способность ясно и чётко излагать свои мысли, строить полные предложения. Активизация и обогащение словаря: синеглазый, синеет и т.д. Расширять представления детей об эмоциях и воспитывать добрые чувства. Рисование с элементами аппликации «За синей птицей». (история человека или сказочного персонажа о поисках птицы счастья – домашняя работа) Май И тоговое «Путешествие по радуге». (мини спектакль) Развивать творческий талант детей, умение эмоционально обыгрывать роли. Закреплять поставленные звуки.
разделы игры с цветом игры с песком Формирование представлений о пространстве «Путешествие солнышка» «Забавные линии». «Цветные колпачки». «Строим башенки» «Чувствительные ладошки», «Песочный дождик» , « Необыкновенные следы»,«Караван верблюдов», «Ориентировка на песочном листе», «Незаконченный сюжет»,«Дорожки из песка». Гласные звуки «Нарисуй фигуру» - на сухом или влажном песке рисовать артикуляционные символы гласных (круг, овал, полукруг, прямоугольник) Развитие речевого дыхания. «Подуй на кляксу» «Песочный ветер» Автоматизация и дифференциация поставленных звуков «Цветные ведёрки». « Разноцветные дорожки» . «Цветное лото » «Назови звук» , «Археология». «Найди друга» , «Кто это был?» , «Какой звук лишний?» , «Эхо» , «Песочная река – звуковые берега». Введение поставленных звуков в речь «Разноцветные истории» , «Цветные коллажи». «Песочные прятки», "Мой город" . Формирование лексико-грамматической стороны речи «Цветные ведёрки».(Какой, какая, какое, какие) «Следы животных». «Чей это след?» «Путешествие песочного ветерка». «Ну, погоди!». «Превращения». Развитие связной речи «Весёлые прищепки». «Цветные коллажи». « Кляксы». «Песочные прятки», «Сюрприз в песочнице». «Тематические сюжеты». Обучение грамоте. -Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. - Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.. -Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово. -Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой; "Ударение" «Вылечи слово». Игры и упражнения с песком и цветом, используемые в логопедической практике
Белый цвет «Зимние забавы» «Жёлтая история» Тематические игры: «Дикие и домашние животные» «Транспорт» «Необыкновенные следы» «Песочный дождик» Цветные ведёрки
Адресность опыта Разработанные материалы могут Использоваться: Логопедами Воспитателями Родителями Психологами Дефектологами
Результаты педагогического опыта
Литература: Чудеса на песке. Песочная игротерапия . Грабенко Т.М., Зинкевич -Евстигнеева Т.Д - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. О.Ю.Епанчинцева , С.-П. «Детство-Пресс», 2010. Цветовой игротренинг . Погосова Н.М. – СПб.; Речь, 2005. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И.; М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Гордеева С.Е.; М.: Т.Ц. «Сфера», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в работе логопеда
Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с речевыми недостатками остается актуальным. для успешной к...
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда...
Использование логопедического тренажера "Дельфа - 142.1" в работе логопеда
компьтерные помощники логопеда...
Программа самообразования "Использование игр с песком в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда"
Актуальность темы: Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли о...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Развитие речи и моторики у детей взаимосвязаны. Отмечено большое стимулирующее значение функций руки для нормального речевого развития...
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) вкоррекционной работе логопеда...
"Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе логопеда"
Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом то...