Статья: «Формирование финансовой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста».
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

 Статья о формировании финансовой грамотности у детей с ОВЗ, старшего дошкольного возраста, на основе собственного опыта.     

   Прежде чем начать заниматься с детьми по данной теме, необходимо было понять, готовы ли дети с тяжелыми нарушениями речи к экономическому воспитанию. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, частая смена интересов, неуверенность в собственных возможностях. У дошкольников с ОВЗ высокий уровень раздражительности, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающим.

  Формирование полезных навыков в мире финансов поможет детям избежать многих ошибок по мере приобретения финансовой самостоятельности и заложит основу для финансовой безопасности и благополучия. Это одна из сфер жизни наших детей, которая волнует нас, родителей.

  В связи с этим, мы в группе, начали выстраивать работу по теме, на основе принципа «от простого к сложному», с многократными повторениями и закреплениями.

   Конечно же ведущую роль в формировании финансовой грамотности у детей с ОВЗ, мы отдали игровой деятельности, через игру ребенок приобщается к миру финансов. 

 Примеры дидактических и сюжетно-ролевых игр.  

Таким образом за счет игр финансовой направленности, можно использовать интерес детей к миру экономики и расширить их представление об окружающем мире и финансовых потребностях.

И конечно же очень важна роль родителей, для успешного формирования основ финансовой грамотности, детей дошкольного возраста. 

Несколько правил по взаимодействию родителей и детей, которые я старалась использовать для формирования экономического воспитания у своей дочери.

Слова дочери о своей финансовой грамотности.

Выводы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Формирование финансовой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста».

        Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано.

Современные условия жизни диктуют нам необходимость формирования финансовой грамотности у детей, начиная с дошкольного возраста.

        Многих родителей и меня в том числе, всегда волновало будущее наших детей. Ведь дошкольник вырастет, а знания по финансовым вопросам, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков.

        Прежде чем начать заниматься с детьми по данной теме, необходимо было понять, готовы ли дети с тяжелыми нарушениями речи к экономическому воспитанию. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, частая смена интересов, неуверенность в собственных возможностях. У дошкольников с ОВЗ высокий уровень раздражительности, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими.

        Детям   с особыми возможностями здоровья также интересны финансовые вопросы, как и остальным дошкольникам. Ведь дети с ранних лет включаются в экономическую жизнь своей семьи: ходят с родными за покупками, смотрят рекламу, слышат разговоры взрослых о доходах и расходах.

        Формирование полезных навыков в мире финансов поможет детям избежать многих ошибок по мере приобретения финансовой самостоятельности и заложит основу для финансовой безопасности и благополучия. Это одна из сфер жизни наших детей, которая волнует нас, родителей.

        В связи с этим, мы в группе, начали выстраивать работу по теме, на основе принципа «от простого к сложному», с многократными повторениями и закреплениями.

        Конечно же ведущую роль в формировании финансовой грамотности у детей с ОВЗ, мы отдали игровой деятельности, через игру ребенок приобщается к миру финансов.

Детям очень нравится играть в такие сюжетно-ролевые игры как: «Супермаркет», «Кафе», «Аукцион», «Банк».

        Сюжетно-ролевые игры помогают детям прожить и прочувствовать экономические взаимоотношения, создаются благоприятные условия для развития интереса к экономическим знаниям. Также сюжетно-ролевые игры формируют определенные финансовые представления. Мне очень нравится ставить перед детьми нестандартные задачи и искать адекватные способы их решения.  Вог время игры в «Кафе» я попыталась заплатить за заказ в евро, мне было сказано, что я не в Европе. В итоге разбирая ситуацию мы с детьми выяснили, что в разных странах бывают разные деньги. Если ты в России, а у тебя нет российских рублей, то нужно идти в банк и обменять, так родилась сюжетно-ролевая игра –«Банк».

        Решая проблемную ситуацию, дети нашей группы приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем мире, высказывать свое мнение и уважать чужое, повышается интерес ребенка к экономическим знаниям.

Дети нашей группы любят играть в дидактические игры с финансовой направленностью.

Такие как: «Что сколько стоит?», «Продай это…», «Кто кем работает?», «Что быстрее купят?», «Хочу-надо» и другие.

Данные дидактические игры дают детям элементарные понятия о деньгах, о покупке, о продаже, формируют умение ориентироваться в цене товаров, и умение осуществлять задуманные покупки, развивают самостоятельность в выборе решений.

        Вместе с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми для развития финансовой грамотности мы используем в работе с детьми варианты объектов развивающей предметно-пространственной среды:

Ненастоящие деньги

Банковские карты

Альбомы о профессиях

Визитки

Касса

Медиатека презентаций

Игры-путешествия

Таким образом за счет игр финансовой направленности, можно использовать интерес детей к миру экономики и расширить их представление об окружающем мире и финансовых потребностях.

И конечно же очень важна роль родителей, для успешного формирования основ финансовой грамотности, детей дошкольного возраста. Я прочитала много статей по данной теме в различных электронных журналах и мне очень близки несколько правил по взаимодействию родителей и детей, которые я старалась использовать для формирования экономического воспитания у своей дочери. Вот эти правила:

1. посвятите ребенка в семейный бюджет (это отличная возможность рассказать, что деньги достаются трудом, познакомить с финансами семьи, объяснить какие обязательные расходы есть и что делаете с оставшейся частью денег)

2.следить за своей реакцией на финансовые просьбы ребенка (детям важно знать, что их потребности понимают и учитывают, ребенку должно быть понятно, почему предмет нельзя купить сейчас, какая есть альтернатива)

3. осознанно делайте покупки с ребенком (объясняйте ребенку почему вы берете те или иные товары, обсуждайте качество и стоимость, целесообразность покупок)

4. выделяйте еженедельно карманные деньги (важно, чтобы ребенок мог распоряжаться ими по своему усмотрению, вы лишь ненавязчиво направляете, учите относиться к деньгам бережно, если сумма выдается нерегулярно, то ребенок не сможет понять, как управлять деньгами)

5. играйте (сюжетно-ролевые игры и дидактические)

6. заведите традицию благотворительности (ребенок учится сочувствию, это могут быть подарки, сделанные своими руками, вещи или деньги, вы можете приехать в детский дом, приют для животных или передать вещи нуждающимся, ребенок будет рад участию, и по- другому будет относиться к финансам)

Я недавно попросила свою 17 –летнюю дочь написать мне о том, что она думает о своей финансовой грамотности. Вот что она мне написала:

3-6лет-совершала покупки с мамой в магазине, обучалась проверке сдачи, рассчитывала необходимые средства

7-10 лет-первое полное самостоятельное распоряжение карманными деньгами, мелкие покупки

12-14-самостоятельные весомые покупки (одежда, обувь, аксессуары, продукты, необходимые предметы и еда для собаки)

16-18 –полный контроль собственных финансов (зарплата, подарки деньгами на дни рождения, управление накопительными счетами

В итоге: моя дочь-финансово грамотный взрослый человек. Помогли правила…и родители.

Основы финансовой грамотности в дошкольном возрасте позволят в будущем взрослому, финансово грамотному человеку, не зависть от обстоятельств, от воли других людей. Финансово образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества и для себя лично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания деятельности по взаимодействию специалиста с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста в рамках родительского клуба "Все преодолеем"

Конспект проведения мастер - класса специалиста во взаимойдействии с родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Как закрепить знания о форме и цвете у детей с ОВЗ" (предполаг...

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья (старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу»

Конспектсовместной образовательной деятельности учителя-логопеда с подгруппой детей с ограниченными возможностями здоровья(старший дошкольный возраст) по теме «В осеннем лесу» Форма:  совмес...

Конспект ООД учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возра...

Конспект ООД по развитию фонематического восприятия "Звук [Ж]" у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по развитию фонематического восприятия "Звук [Ж]" у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД учителя-логопеда по автоматизации звука [К] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста

Конспект ООД учителя-логопеда по автоматизации звука [К] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста...