"Мальчики и девочки"
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Мария Николаевна

В предложенной информации представлены рекомендации педагогам по воспитанию мальчиков и девочек, особенности их развития, и их психологическое различие. Диагностика полоролевой идентификации (по Н.Л.белопольской) предназначена для исследования детей 4-12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Мальчики и девочки"262 КБ

Предварительный просмотр:

«Мальчики и девочки»

«Мальчики и девочки – два разных мира», так называется книга В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман, в ней описываются особенности, связанные с обучаемостью и познанием мира мальчиков и девочек.

Например: авторами установлено, что мальчики позже, чем девочки включаются в занятие, но достаточно эффективно выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Они лучше работают, если надо решить новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. Девочки включаются в занятие  быстрее, лучше выполняют задачи уже не новые, шаблонные. Задавая вопросы взрослому, мальчики используют их для получения конкретной информации, а девочки – для установления контакта со взрослым. Иначе говоря, мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми.

        Авторы указанной книги в связи с этим дают следующие рекомендации: для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление. Мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Когда педагог оценивает мальчика, тот вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются – у него активизируются отдельные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеет смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно недоволен взрослый, и иметь возможность действия по исправлению ситуации. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга. Если педагогу нужно сделать замечание девочке, ему нельзя спешить высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает понять, за что её ругают. Сначала нужно успокоить девочку – затем разобраться, в чём её ошибка. Кроме того, девочка будет ещё долго переживать по этому поводу, а мальчик быстро снимет эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключиться на продуктивную деятельность.

        Можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять, и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Рекомендации воспитателям по воспитанию мальчиков и девочек

 

  1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную (игры с мячом). 
  2. Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними. А для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения. 
  3. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.
  4. Используйте чаще разные головоломки для девочек.
  5. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
  6. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания. 
  7. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации. 
  8. Приглашайте на занятия чаще мужчин и пожилых людей в их присутствии мальчики более организованы. 
  9. Если в группе есть лидеры – мальчики, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, среди них есть тоже лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. 
  10. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач. 

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию. 

Особенности развития мальчиков:

- У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.
- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
- Физически сильнее.
- Ориентируются на дальнее зрение.
- Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
- Смелее.
- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
- Легкие мальчиков по величине больше
- Крови на пол литра больше, чем у девочек
- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная.
- Себя зачастую изображают на фоне машин.
- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета.
- Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты

Психологическое различие - Мальчики:

  • Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
  • Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.
  • Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
  • Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
  • Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
  • Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

 

Особенности развития девочек:

- Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. - Девочки дышат грудью
- Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
- Физически слабее.
- Организм лучше сопротивляется болезням.
- Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
- Быстрее утомляются.
- Чувствительны к шуму.
- Кожная чувствительность выше.
- Ориентируются на ближнее зрение.
- Менее подвижны. Более усидчивы.
- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые.
- Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам.
- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты.
- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны.
- Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей.

Психологическое различие - Девочки:

  • Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.
  • Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.
  • Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
  • Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
  • Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.
  • Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

Диагностика полоролевой идентификации

(по Н.Л.Белопольской)

Методика предназначена для исследования у детей от 4-12 лет уровня сформированности аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.

        Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображён в разные периоды жизни: младенчество, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, зрелость, старость.

Диагностика проводится в два этапа.

Задача первого этапа – оценка возможностей ребёнка в настоящем, прошлом и будущем полоролевом статусе, т. е. способность ребёнка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

Условия проведения: Перед ребёнком на столе в случайном порядке раскладываются 12 картинок (оба набора). «Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас? Можно последовательно указать 2-3 картинки и спросить: «Такой (такая)?» (Однако, в случае подобной подсказки не следует показывать на картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребёнка в момент исследования.) После того, как ребёнок выбрал первую картинку, ему даётся дополнительная инструкция – показать, каким он был раньше: «Хорошо, ты сейчас такой, а каким был раньше?» Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, чтобы получить начало возрастной последовательности.  Затем ребёнка просят показать, каким он будет потом. Все картинки выкладываются самим ребёнком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ  ребёнок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.

1

2

3

4

5

6

Младенец

Дошкольник

Школьник

Юноша

Мужчина

Старик

+

+

+

5

4

-

 Если ребёнок отложил картинку, то пропущенная позиция отмечается знаком

 (-)

Если ребёнок правильно составил последовательность своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.

На втором этапе диагностики сравниваются представления ребёнка о

«я - настоящем», «я - привлекательном», «я—непривлекательном»

Условия проведения: На столе перед ребёнком – обе последовательности картинок. Та, которую ребёнок составил (или последовательность, соответствующая полу ребёнка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного подальше. В том случае, когда составленная ребёнком последовательность  существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его зрения.

Ребёнка просят показать, какой образ последовательности ему кажется самым привлекательным. Например: «Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть» После того, как ребёнок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ ему показался привлекательным.

Затем ребёнка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом: «А теперь покажи на картинках, каким ты бы ни за что не хотел быть» Ребёнок выбирает картинку, и, если его выбор не очень понятен экспериментатору, можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы данного выбора.

Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности.

Правильный образ

Неправильный образ

4

6

«Деловая карусель» (сотрудники делятся на две команды и отвечают на предложенные вопросы)

Женщина мама – это…

 

Женщина дома – это…

Женщина на работе – это …

«Деловая карусель»

Мужчина папа – это…

 

 Мужчина дома – это…

Мужчина на работе – это …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...

Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"

Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского  коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...