Адаптарованная программа для ребёнка-инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Адаптированная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_soprovozhdeniya_rebyonka-invalida.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД
г. Покачи
Принято на заседании педагогического совета УТВЕРЖДАЮ:
от « » 2017г. Протокол № Директор МАДОУ ЦРР – д/с
___________ (Руцкая А.Л.)
Адаптированная программа
сопровождения воспитанника с нарушением зрения
Дошкольный возраст 4-5лет
Срок реализации 1 год (2017-2018)
Составитель:
педагог-психолог Е.М. Козакова
2017 год
- Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики. Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125_ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181_ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120_ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля1998 г. № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения: состоят в том, что они имеют потребность в формировании адекватных образов предметов, действий с ними и т.д.; «потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.)»; потребность в «выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики»; «потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами»; «потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы»; потребность «в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно»; «потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия»
Цель: развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями.
Задачи:
- Развитие навыков коммуникации и обеспечение оптимального вхождения ребёнка в общественную жизнь дошкольного образовательного учреждения.
- Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов.
- Обеспечение своевременного и эффективного развития речи, познания, самовыражения, становления разных видов деятельности.
- Формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие Эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
- Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
- Содержательный раздел
Принципы построения образовательного подхода:
- Принцип индивидуального подхода (изучение потребностей ребёнка и разработка соответствующих мер педагогического воздействия).
- Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка (обеспечение условий самостоятельной активности ребёнка).
- Принцип социального взаимодействия (создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса).
- Принцип междисциплинарного подхода (комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения).
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания (вариативная и безбарьерная развивающая среда).
- Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй (доверительные и партнерские отношения с родителями).
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (новые структурные подразделения, специалисты, развивающие методы и средства).
Форма получения дошкольного образования: очная, фронтальная и индивидуальная.
Условия воспитания и обучения:
- Рациональное освещение помещения.
- Атмосфера эмоционального комфорта.
-Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- Организация работы, направленной на раскрытие творческого потенциала ребёнка,
реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни группы и сада, а
также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений и продуктов деятельности.
Методы обучения:
- Наглядные, практические, словесные.
Образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанника
Сформированные навыки и умения:
- различает и называет шесть основных цветов и их оттенки;
- знает геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник;
- считает до 5;
- различает предметы по высоте, ширине и длине;
- правильно держит карандаш в руке;
- проводит вертикальные и горизонтальные линии;
- знает времена года;
- задает вопросы;
- с удовольствием играет со сверстниками;
- умеет конструировать;
- выполняет предложенный образец;
- умеет себя обслуживать (умываться, одеваться, причесываться, кушать самостоятельно)
- умеет подбирать пару предметам;
- понимает что такое плохо, что такое хорошо;
- знает основные правила поведения на улице;
- узнает несколько цифр;
- умеет сравнивать, классифицировать;
- различает «больше» - «меньше»;
- самостоятельно описывает предмет по его основным признакам;
- знает профессии людей и что они делают;
Несформированные навыки и умения: отсутствуют
Целевые ориентиры
• стимуляция сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);
• развитие моторики руки и способов обследования и изготовления реальных предметов, их изображения и моделей;
• развитие социально-бытовых навыков;
• развитие мимики и пантомимики;
• активизация социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы;
• развитие познавательной активности и познавательных интересов;
• формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.
Индивидуальный образовательный план
- Общие сведения
Ф.И.О. ребёнка: Дата рождения: Полных лет: | |
Группа | |
Ф.И.О. родителей: | |
Ф.И.О. основного педагога (воспитателя): Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед: Педагог-психолог: Тьютор: не нуждается | |
Заключения и рекомендации ПМПК | |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) | Освоение основной образовательной программы младшего дошкольного возраста на доступном ребенку уровне |
Общие задачи на период реализации ИОП | 1. Охрана и развитие зрения. 2. Развитие зрительного восприятия (точности и скорости), мелкой моторики, предметно-практической деятельности. 3. Гуманизация социальной микросреды, в которой находится ребёнок. 4. Развитие мимики и пантомимики, уверенности в себе. 5. Социально-бытовая ориентация. 6. Ритмика. 7. Развитие познавательной деятельности. 8. Развитие ориентировки в пространстве. 9. Развитие слухоречевой памяти. 10. Развитие двигательных навыков и координации. |
Режим пребывания ребенка в ДОУ | 5 дней в неделю с 8.00 до 18.30 |
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Потребности ребёнка | Развитие эмоционально-личностной сферы (саморегуляция, самооценка, мимика, пантомимика), познавательно-речевой сферы (психические процессы), развитие трудовой деятельности, двигательных навыков, творческих способностей. | ||
Направления деятельности | Психодиагностика, коррекция и развитие | Ресурсы для решения выполнения | Педагог-психолог |
Построение комфортной среды: - изменения в группе, залах, кабинетах, коридоре; - визуальная поддержка; - материалы для нормализации тонуса; | Не требуется | ||
Обеспечение специального учебного оборудования | Не требуется | ||
Обеспечение помещений ДОУ специальным оборудованием и приспособлениями | Не требуется | ||
Пособия и дидактические материалы |
III. Психолого-педагогическое сопровождение
Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Показатели достижений ребёнка | Необходимый специалист | Формы оценки результата работы (динамика развития ребёнка, самоанализ деятельности специалиста) |
Развитие зрительной ориентировки в пространстве | Различение право-лево, вверх-вниз, над-под-за-перед-на | 2 раза в неделю Развивающая работа с играми, картинками, телом. | Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве | Педагог-психолог Воспитатели Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности | Включённое наблюдение в ходе занятий, Беседа с другими специалистами, проверочные задания в виде игры |
Развитие познавательных процессов | Развитие концентрации внимания, памяти и мышления, восприятия | 2 раза в неделю | Умение удерживать внимание в течение 10 минут. Запоминание 7-10 слов | Педагог-психолог | Наблюдение в ходе занятия. Диагностика «10 отличий», «Лабиринт» |
Развитие мелкой моторики | Владение карандашом, кисточкой и ножницами | 2 раза в неделю | Умение раскрашивать, штриховать, обводить, вырезать геометрические фигуры, разрезать полоски | Педагог-психолог | Наблюдение Проверочные задания в виде игры |
IV. Освоение образовательной программы: не нуждается в изменении программы
Направления | Требования стандарта | Конкретные задачи | Формы организации НОД | Показатели достижений | Формы оценки результатов деятельности |
Познавательное развитие | Фронтальная Индивидуальная | ||||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
Физическое развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА
Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, ...
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).
Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....
Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.
Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца. ...
Методические рекомендации к написанию индивидуальной коррекционной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией
Рекомендовано для воспитателей, логопедов, психолога ДОУ при написании индивидуальной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией (из опыта работы)....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)
Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...