ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СКАЗКИ ИЗ ПЕСКА»
рабочая программа
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СКАЗКИ ИЗ ПЕСКА»
Автор составитель:
Мусиенко Е.А.
Нижневартовск
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Введение
2.Актуальность, цели, задачи.
3.Основные направления программы.
4.Сроки и условия реализации программы.
5.Тематическое планирование.
6. Мониторинг.
7. Используемая литература
1. Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка.
К.Д.Ушинский
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.
Создание песочных композиций не требует особых умений и усилий. Сделать что – то не так невозможно.
«Песочные сказки» – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
- Актуальность:
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребёнка определённых умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Цель:
не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным
поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим
собой. Благодаря этому способствовать психическому и личностному росту ребенка.
Задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- развивать фантазию и образное мышление;
- развивать мелкую моторику;
- стимулировать речевую активность;
- способствовать пополнению и автоматизации лексического запаса;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания
- Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаз; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
- Сроки и условия реализации программы:
Программа реализовывается в течении одного года. Программа используется для работы с детьми от 3 до 5 лет. Группы от 3 до 5 человек. В качестве песочницы используется ящик (юнгианская песочница), размером 70/50/8см, внутренние борта и дно которого окрашены в голубой цвет.
Разнообразие материала:
- кварцевый песок (песок сертифицирован);
- кинетический песок;
- декоративный цветной песок;
- миниатюрные фигурки людей, зданий, животных, птиц, для обыгрывания заданий в песочнице;
- совочки, грабельки, лопатки, сито, формочки;
- конструктор ЛЕГО;
- декоративные камни;
- природный материал (камни, шишки, ракушки).
- Тематическое планирование:
Тематический план работы с детьми 3-4 лет:
Месяц | Неделя | Игры и занятия |
СЕНТЯБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «Знакомство с песком» «Я пеку, пеку, пеку…» «Овощи и фрукты» «Собери грибочки» |
ОКТЯБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «Дикие животные» «Повтори-ка» «Песочные таланты» «Домик в деревне» |
НОЯБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «По мотивам сказки Маша и медведь» «Что спрятано?» «Домики для друзей» «День рождения Маши» |
ДЕКАБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «В стране геометрических фигур» Наши шустрые ручки» «Раскопки» «Сказка на песке» |
ЯНВАРЬ | 1. 2. 3. 4. | «Народная игрушка Матрешка» «Заборчики» «Змейки» «День рождения зайчонка» |
ФЕВРАЛЬ | 1. 2. 3. 4. | «Колобок» «Спасение от злого великана» «Волшебные цветы» «Поможем кошечке» |
МАРТ | 1. 2. 3. 4. | «Цветочки для любимой мамочки» «Норки для зверюшек» «Путешествие с игрушками» «Сорока-ворона» |
АПРЕЛЬ | 1. 2. 3. 4. | «Подарок для мишки» «Прятки» «Повторюшки» «В гостях у крота» |
МАЙ | 1. 2. 3. 4. | «Солнечный денек» «Веселые музыканты» «Пчелки на цветочке» «Золотая рыбка» |
Тематический план работы с детьми 4 – 5 лет:
Месяц | Неделя | Игры и занятия |
Сентябрь | 1 2 3 4 | «Ознакомление с песочницей» «Времена года» «Найди и сравни» «Умный карандаш» |
Октябрь | 1 2 3 4 | «Если добрый ты» «Город на песке» «Учимся хорошим поступкам» «Мы на кораблике плывем» |
Ноябрь | 1 2 3 4 | «Едет, едет поезд» «Живые картинки на песке» «Жил – был козленок» «Смелая внучка» |
Декабрь | 1 2 3 4 | «Магазин игрушек» «Что спрятано в песке?» «Мышонок» «Новогодняя сказка» |
Январь | 1 2 3 4 | «Зоопарк» «Песочные шашки» «Волшебный гриб» «Найди отгадку» |
Февраль | 1 2 3 4 | «Мы строители» «Дождик для художников» «Корова, лошадь и собака» «Что спрятано в песке» |
Март | 1 2 3 4 | «Гнезда птиц» «Наш любимый детский сад» «Друзья» «Дикие животные» |
Апрель | 1 2 3 4 | «Кондитерская фабрика» «Птицы рядом с нами» «Прогулка у реки» «Дом для поросенка» |
Май | 1 2 3 4 | «Что такое доброта?» «Цветик – семицветик» «Приключения маленького поросенка, овечки и пчелки» «Волшебные цветы» |
- Мониторинг:
на первом этапе можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
- Методическая литература, на основе которой была составлена программа:
- Зеленцова – Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека Логопеда).
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека Логопеда).
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 80с.
- Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 128 с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2018. (Библиотека Логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»
Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...
Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)
Я работаю учителем-логопедом детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...
Программа дополнительного образования по рисованию песком для детей с ОВЗ
Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ "Песочная фантазия"...
Программа дополнительного образования "Сказка-календарь"
Методическая разработка авторской программы дополнительного образования...
Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...
Программа дополнительного образования "Сказкой развиваем речь"
Программа развития речи детей с 3 до 6 лет...
Программа дополнительного образования " Сказки- добрые друзья"
В.А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»....