Логопедический альбом на звук Р
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_na_zvuk_r.docx | 131.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ
для звука Р
Правильная артикуляция звука Р
губы находятся в положении следующего гласного;
зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать
мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
ВЫРАБОТКА ВИБРАЦИИ КОНЧИКА ЯЗЫКА.
Для вибрации необходимы следующие упражнения:
1. ребенок произносит р роторный, а в это время логопед шпателем, подложенным под переднюю часть спинки языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате механической помощи начинает вибрировать кончика языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука р.
2. ребенок произносит звуки (д-д-д-д…), при этом прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) проводим под языком влево, вправо. В результате помощи начинает вибрировать кончика языка.
Комплекс упражнений
для выработки артикуляционного уклада звука Р
Накажем непослушный язычок
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
Блинчик
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
Качели
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
Маляр
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).
Почистим верхние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
Грибок
Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.
Гармошка
Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.
Лошадка
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.
Дятел – барабанщик
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
Постановка звука Р
Постановка звука Р от звука Д.
Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.
Постановка Р от звука З.
Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».
Постановка звука Р на вдохе.
Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.
Постановка с механической помощью.
Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.
Автоматизация звука Р в слогах:
Ра-ра-ра Ро-ро-ро Ру-ру-ру Ры-ры-ры | Ар-ар-ар Ор-ор-ор Ур-ур-ур Ыр-ыр-ыр | дра-дры-дро-дру |
Автоматизация звука Р в словах:
Травы, трап, трасса, травка, трос гусак, Тетрадь, матрос, метро, патрон, ватрушка Рома, роза, роща, перо, урок Баран, буран, гараж, парад, жираф Простор, разгар, размер, разговор |
Автоматизация звука Р в словосочетаниях:
морская рыба | грозная стража гитарная струна |
Автоматизация звука Р в предложениях, чистоговорках:
Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. | Ра-ра-ра - весь мусор уберём с утра. Ро-ро-ро - в городе метро. Ру-ру-ру - ягод наберу. Гра-гра-гра - хорошая игра. |
Автоматизация звука Р во фразовой речи
Дружит Рома с носорогом.
Носорог тот - недотрога.
Не даёт потрогать рог
Недотрога-носорог.
ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ
На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.
Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.
Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический альбом на звук С
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука С....
Логопедический альбом на звук Ш
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ш....
Логопедический альбом на звук Щ
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Щ....
Логопедический альбом на звук Ж
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ж....
Логопедический альбом на звук З
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука З....
Логопедический альбом на звук Ц
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ц....
Логопедический альбом на звук Ч
Систематизированный материал для постановки и автоматизации звука Ч....