Коррекционные игры
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Здесь собраны фотографии с коррекционними играми для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_2.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковый самомассаж
Название игры: « ВЕСЕЛОЕ ПИАНИНО»
Состав игрового материала:
Пластмассовая игрушка – пианино с разноцветными клавишами и вращающимися (одновременно со звучанием определенных клавиш) зверушками (зайчик, мишка, поросенок)
Возраст детей: 3 – 7 лет
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
|
|
Форма проведения:
Индивидуальное или подгрупповое ( 2-4 ребенка) занятие.
Название игры : «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»
Состав игрового материала :
Пластмассовая (или картонная)труба со смотровым отверстием и разноцветными стеклышками внутри.
Возраст детей : 3 – 7 лет
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
| Педагог объясняет ребенку, почему эта игрушка называется «Калейдоскоп», показывает, как поворачивать трубу. 1.Внимательно рассмотри изображения, которые появляются в калейдоскопе. 2.Расскажи, что ты видишь (кокой формы, какого цвета детали изображений). 3.Подумай, на что похоже изображение, что оно тебе напоминает (например, клумбу с цветами. ковер, салют и тд.). 4.Расскажи, как ты играл с калейдоскопом. |
Форма проведения :
Индивидуальное занятие
Название игры : «ВЫЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК ИЗОБРАЖЕНИЕ»
(орнамент, геометрическую фигуру, домик и т.д.)
Состав игрового материала :
Разноцветные деревянные или пластмассовые счетные палочки, иллюстративные образцы изображений для выкладывания.
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
1.Развитие восприятия цвета. 2.Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики. 3.Развитие ориентировки в микропространстве. 4.Обучение описанию своих зрительных и осязательных восприятий. 5. Обучение описанию своих действий с палочками. |
Детям предъявляется объемный образец
Детям предъявляется иллюстративный образец 1.Рассмотри рисунок - образец внимательно. 2.Что на рисунке? 3.Какого цвета палочки использованы в этом изображении? 4.Сосчитай палочки на рисунке. Сколько их? 5.Какой формы изображение (части изображения)? 6.Выложи такое же изображение.
|
Возраст детей : 3 – 7 лет
Форма проведения :
Индивидуальное или подгрупповое (2-4 ребенка) занятие
.Название игры : «ДОМИК С ФИГУРАМИ»
Состав игрового материала :
Пластмассовая многогранная фигура с прорезями в верхней части в фотме различных фигур, набор соответствующих объемных фигур, на боковых сторонах выпуклые изображения фигур.
Возраст детей : 3 – 7 лет
Форма проведения :
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
|
|
Индивидуальное занятие.
Название игры : «НАДЕНЬ ШАРИК НА СТОЛБИК»
Состав игрового материала :
Деревянная панель с 5-ю столбиками разной высоты, набор деревянных разноцветных шариков.
Возраст детей : 3 – 7 лет
Форма проведения :
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
|
Затем игрушка разбирается в присутствии ребенка, ему предлагают собрать её самостоятельно.
|
Индивидуальное или подгрупповое (2-3 ребенка) занятие.
Название игры : «ОБВЕДИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПО КОНТУРУ»
Состав игрового материала :
Набор трафаретов (из дерева или пластмассы) по обводке по внешнему и внутреннему контуру.
Возраст детей : 3 – 7 лет
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
| Педагог раскладывает перед ребенком несколько трафаретов:
Педагог показывает ребенку, как одной рукой придерживать трафарет, а другой обводить по контуру (внутреннему или внешнему), прижимая кончик фломастера к стороне трафарета. Педагог предлагает ребенку выбрать трафарет и обвести по контуру: Инструкции педагога:
Примечание: Можно предложить ребенку заштриховать полученное контурное изображение. |
Форма проведения : индивидуальное занятие
Название игры : «ОБВЕДИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ КАЛЬКУ»
Состав игрового материала :
прибор «Светлячок», набор предметных и сюжетных (контурных, силуэтных и цветных) изображений, набор листов кальки, фломастеры.
Возраст детей : 3 – 7 лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
| Педагог раскладывает перед ребенком несколько рисунков:
Педагог объясняет и показывает ребенку, как положить на панель прибора лист с изображением, а сверху лист кальки, прижать их магнитными полосками и затем обводить изображение (или какую – то его часть) по контуру; объясняет, что такое контур изображения. Инструкции педагога:
|
Название игры : «ПЕРЕДВИГАЙ ФИГУРЫ В НАЗВАННЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ»
Состав игрового материала :
Светлая деревянная панель со сквозными прорезями (одна посередине, от неё отходит несколько прорезей: три налево и четыре направо); разноцветные деревянные фигуры (вставленные в прорези), которые могут передвигаться в разных направлениях Возраст детей : 3 – 7 лет
Форма проведения : подгрупповое (2 ребенка) занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
1.Развитие восприятия цвета. 2.Развитие мелких движений пальцев рук. 3.Тренировка прослеживающих функций глаз. 4.Обучение ориентировки в микропространстве. 5.Обучение точным ответам на вопросы педагога. 6.Развитие умения пользоваться пространственной терминологией. |
Далее педагог предлагает задания каждому ребенку поочередно:
|
Название игры : «ПОДБЕРИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Состав игрового материала :
Деревянный ящичек с прорезями в форме геометрических фигур (в верхней части) набор соответствующих объёмных фигур..
Возраст детей : 3 – 7 лет
Форма проведения : индивидуальное занятие.
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
1.Развитие фиксации взора. 2.Развитие зрительного восприятия цвета и формы. 3.Развитие осязания и мелкой моторики. 4.Развитие тактильной чувствительности.. 5.Развитие зрительно-осязательного контроля. 6.Развитие бинокулярного зрения. 7.Обучение описанию своих действий. 8.Обучение описанию своих зрительных и осязательных восприятий и тактильных ощущений.
| 1.Рассмотри игрушку внимательно. 2.Расскахи. что это? 3.Ощупай внимательно двумя руками. 4. Что ты почувствовал? Из каких частей состоит игрушка? 5.Проведи кончиками пальцев по поверхности ящичка. 6.Что ты почувствовал? Какая поверхность? 7. Из какого материала сделана игрушка? 8. Ощупай фигуры внимательно двумя руками. 9. Назови фигуры. 10. Ощупай внимательно прорези в ящичке двумя руками. 11.Подбери к прорези фигуру и опусти её в ящичек. 12.Расскажи как можно играть с этой игрушкой. |
Название игры : «ПОЙМАЙ ШАРИК»
Состав игрового материала :
Длинная деревянная или пластмассовая полоска с круглым отверстием для забрасывания шарика и прикрепленный на нитке шарик.
Возраст детей : 3 – 7 лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
| 1.Рассмотри игрушку внимательно. 2. Ощупай игрушку внимательно двумя руками. 3. найди отверстие. 4. Возьми в левую руку полоску с отверстием. А в правую – шарик (если ребенок правша, если же левша, то наоборот). 5. Педагог объясняет и показывает ребенку. Как забросить шарик в отверстие. 6. расскажи, что надо делать с этой игрушкой. |
Название игры : «ПОМОГИ МАТРЕШКЕ»
Состав игрового материала :
Набор из 5-матрешек
Возраст детей : 3 – 6 лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
1.Развитие бинокулярного зрения. 2. Развитие осязания и мелкой моторики. 3.Развитие восприятия цвета и величины. 4.Обучение составлению рассказа по игрушке. | Матрешка демонстрируется в собранном виде 1.Рассмотри игрушку внимательно. 2. Как она называется? 3.Опиши наряд матрешки. 4.Ощупай матрешку внимательно двумя руками. 5. Что ты почувствовал? 6.Какой формы матрёшка? 7.Какая на ощупь поверхность матрешки? 8.Разбери матрешку. 9.Сосчитай матрешек. Сколько их? Предъявляются все пять матрешек из набора 1.Рассмотри внимательно матрешек. 2. Ощупай матрешек двумя руками. 3.Чем отличаются матрешки? 4.Чем они похожи? 5.Поставь матрешек по росту. 6.помоги матрешкам спрятаться. 7.Придумай рассказ о матрешках. |
Название игры : «РАЗБЕРИ И СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»
Состав игрового материала :
Набор пирамидок разного цвета (одноцветные и разноцветные) и высоты (от 3-х до 7-ми колец)
Возраст детей : 3 – 6 лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
5.Обучение описанию своих зрительных и осязательных восприятий. | Пирамидка демонстрируется в собранном виде 1.Рассмотри пирамидку внимательно. 2.Какого она цвета? (если пирамидка одноцветная). 3.Ощупай пирамидку внимательно двумя руками. 5. Расскажи. что ты почувствовал? 6.Из чего состоит пирамидка? 7.Назови цвет колец пирамидки. 8.Сосчитай кольца. Сколько их? 8.назови величину колец сверху вниз (снизу вверх). 9.Разбери пирамидку. Предъявляются разобранная пирамидка (Кольца расположены перед ребенком в беспорядке) 1.Рассмотри и ощупай кольца внимательно. 2.Собери пирамидку. 3.С какого кольца ты начнешь собирать пирамидку? Возьми это кольцо и т.д.( методика одучения нанизыванию колец на пирамидку та же, что и в игре « надень шарик на столбик». 4.Собери пирамидку на ощупь (с закрытыми глазами). 5.Расскажи. что можно делать с пирамидкой. |
Название игры : «РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕНОК»
Состав игрового материала :
Разноцветные пластмассовые цветы ( с прорезями), которые соединяются между собой в венок.
Возраст детей : 4-7лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
5. Обучение описанию своих действий с игрушкой. 6. Обучение составлению рассказа по игрушке. |
с помощью осязания.
|
Название игры : «СОБЕРИ СТАКАНЧИКИ»
Состав игрового материала :
Разноцветные пластмассовые стаканчики-вкладыши разной величины.
Возраст детей : 3-7лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
| 1. Рассмотри стаканчики внимательно. 2. Назови их цвет. 3. Ощупай стаканчики внимательно двумя руками. 4. Какой они формы? 5. Проведи пальчиком по стаканчику. 6. Что ты почувствовал? Какая поверхность стаканчика? 7.Какой величины стаканчики – одинаковой или разной? 8.Покажи самый большой стаканчик. 9.Покажи самый маленький стаканчик. 10.Расставь стаканчики от самого маленького до самого большого. 11..Расставь стаканчики от самого большого до самого маленького. 12. Назови величину стаканчиков слева направо и справа налево. 11.Сосчитай стаканчики. 12. Расскажи, как можно играть со стаканчиками. |
Название игры : «СОБЕРИ ФИГУРЫ»
Состав игрового материала :
Игрушка – трансформер (кубы и трехгранные призмы, которые составляются из прямоугольников и квадратов; сделана из пластика; в центре каждого квадрата – вдавленные круги и отдельно – круги, соответствующие по размеру вдавленным; в центре каждого треугольника – рельефные круги)
Возраст детей : 6-7лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
5. Обучение описанию своих действий с игрушкой. 6. Обучение составлению рассказа по игрушке. | Знакомя с игрушкой, ребенку предъявляют ее с собранном виде: 1.Рассмотри игрушку внимательно. 2.Что это? (Куб, призма)? 3. Какого цвета куб, призма? 4.Ощупай игрушку внимательно двумя руками. 5.Найди грани и углы куба, призмы. 6.Какой формы грани куба (призмы)?
В присутствии ребенка игрушку разбирают , затем собирают. 1.Следи внимательно за моими действиями. 2.Собери куб, призму. 3.Расскажи, что ты делала? Что у тебя получилось?
|
Название игры : «СОСТАВЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ»
Состав игрового материала :
Разноцветные мозаики разной формы, иллюстративные образцы.
Возраст детей : от 3 до 7лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
1.Развитие восприятия цвета и формы. 2.Развитие фиксации взора. 3.Тренировка амблиопичного глаза.
5. Обучение описанию своих зрительных и осязательных восприятий. 6. Обучение описанию своих действий. | Ребенку предъявляется объемный образец, набор элементов мозаики и панель для составлений изображений. 1.Рассмотри изображение на образце внимательно. 2.Что это? (На что похоже это изображение? 3. Назови цвет элементов мозаики. 4.Ощупай внимательно элементы мозаики двумя руками. 5.Какой они формы)? 6.Проведи кончиками пальцев по мозаике. 7.Что ты почувствовал? Какая поверхность у мозаики? 8.Составь такое же изображение. 9.Сравни свою работу с образцом. 10.Исправь ошибки. 11.Расскажи, что ты делал с мозаикой? Ребенку предъявляют рисунок-образец, набор элементов мозаики и панель для составления изображения. 1.Рассмотри внимательно элементы мозаики и ощупай их 2.Назови цвет и форму элементов мозаики. 3.Что ты узнал о мозаике с помощью зрения? Осязания? 4.Расскажи, какие изображения можно составить из мозаики? 5.Составь изображение какое тебе хочется. 6.Расскажи, что у тебя получилось? |
Название игры : «Ударь молоточком по столбику»
Состав игрового материала :
Деревянная конструкция, в которую входит панель с круглыми отверстиями и вставленными в них столбиками разного цвета, молоточек.
Возраст детей : от 3 до 7лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
1.Развитие восприятия цвета. 2.Развитие фиксации взора. 3.Тренировка амблиопичного глаза. 4.Развитие точных мелких движений. 5.Обучение ответам на вопросы педагога.. 6. Обучение составлению рассказа по игрушке | 1.Рассмотри внимательно игрушку. 2. Назови цвет столбиков. 3.Возьми молоточек в правую руку (левую, если ребенок «левша»). 4.Ударь молоточком по желтому (синему, зеленому и т.д.) столбику. 5.Сосчитай синие (зеленые и т.д.) столбики, дотрагиваясь до них молоточком. 6.Каких столбиков больше? Каких меньше? Каких поровну? 7. Сосчитай все столбики. Сколько их? 8.Расскажи, как можно поиграть с этой игрушкой. |
Название игры : «ШНУРОВКА»
Состав игрового материала :
Набор предметов для шнуровки (фигурные дощечки, изображения предметов одежды и обуви и др.)
Возраст детей : от 3 до 7лет
Форма проведения : индивидуальное занятие
Коррекционные задачи: | Инструкции и вопросы педагога: |
1.Развитие осязания и мелкой моторики. 2.Тренировка амблиопичного глаза. 4.Развитие зрительно-двигательного контроля. 5.Обучение описанию своих действий. | 1.Рассмотри внимательно предмет. 2. Расскажи, что это?. 3.Ощупай предмет внимательно двумя руками. 4.найди отверстия. 5.Рассмотри шнурочки. 6.Назови, какого они цвета. 7.Продень в отверстия шнурок (красного, желтого и т.д. цвета). (Если есть необходимость, педагог показывает ребенку порядок шнуровки). 8.Расскажи, что надо делать с этими предметами. |
ПАЛЬЧИКОВЫЙ САМОМАССАЖ
Шишка.
Педагог раздает детям шишки.
- «Раскатай шишку». Зажать шишку между ладонями и раскатать (5 сек.)
- «Шишку от себя». Взять шишку пальцами обеих рук и перебирая, поворачивать шишку от себя (5 сек.)
- «Тук-тук-тук». Держать шишку правой рукой и постучать «тук-тук-тук» по ладони левой руки (3-4 раза), затем поменять руки и повторить действия.
- «Причеши шишку». Правой рукой держать шишку у основания. А левой энергично проводить пальцами по чешуйкам вверх (5 раз), затем поменять руки и повторить движения.
- «Раскрути шишку». Зажать шишку в кулаке и вращать кисть руки по направлению к себе(5 раз), затем переложить шишку в другую руку и повторить движения.
- «Раскатай шишку». Зажать шишку между ладонями и раскатать (10 сек.)
Подготовительные упражнения к занятиям на синоптофоре детей младшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией
1. Предварительное знакомство с изображениями, предъявляемыми на синоптофоре: кошка, яйцо, цыпленок, круг, квадрат, рыбка, елочка и т.д., по наличию тест- объектов в наборе к аппарату.
- Собирание картинки из пазл, чтобы достичь целостности изображения изучаемого объекта.
- Знакомство с контурным и силуэтным изображением предмета (находит так же части тела домашнего животного).
2. Показ, называние и сравнение недостающих деталей в изображении.
- игра «Чего не хватает?»
- игра «Назови отличия»
- упражнение по обводке контурных изображений
- упражнение по раскрашиванию отдельных деталей объектов ( раскрась только уши или только хвост у кошки)
- игра лото.
3. Совмещение (наложение) изображений.
- совместить изображения( на кошку без ушей накладываем уши и т.д.)
- совместить полное и частичное изображение;
- совместить два изображения, но передвигая их только по горизонтали (идет понимание слов: наложение, совмещение, слияние).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи
Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
- игры для развития внимания- игры для релаксации- игры, развивающие навыки волевой регуляции- коммуникативные игры...
Театрализованная коррекционная игра.
В статье говориться об использовании театрализованной деятельности в коррекционном процессе....
Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями в подготовительной группе Тема : «Осенины. Встреча Осени и Зимы»
Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями по теме «Осенины».Программное содержание: Образовательные задачи:Закрепить знания детей об осени как о времени года, расш...
Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями в средней группе Тема : «Новый год -Коляда»
Конспект народного праздника по теме: « Новый год — Коляда» ( Праздник с проведением коррекционных игр и упражнений).Программное содержание:Образовательные задачи:Познакомить детей с праздновани...
Консультация для родителей "Коррекционные игры для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."
Коррекционные игры для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....
Коррекционные игры и упражнения на занятиях по искусству.
Упражнения на развитие восприятия.Упражнения и игры для развития внимания.Упражнения и игры для развития памяти.Упражнения для развития моторики.Упражнения и игры для развития воображения...