Театрализованная коррекционная игра.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Чубарук Ольга Валерьевна

В статье говориться об использовании театрализованной деятельности в коррекционном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_korrekcionnaya_igra.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

О. В. Чубарук

(Учитель-логопед, ГБДОУ №47, Санкт-Петербург)

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА

       Театрализованная деятельность – уникальный вид деятельности, посредством которой возможно решать множество образовательных, воспитательных и психологических задач. Но  для меня, логопеда, на 1м месте стоит решение коррекционных задач, достижение целей, направленных на получение динамики в речевом развитии:

  1. Обогащение и активизация словаря.
  2. Автоматизация поставленных звуков.
  3. Формирование и совершенствование фонематических функций.
  4. Развитие языкового анализа и синтеза.
  5. Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью.
  6. Работа над общими речевыми навыками .
  7. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
  8. Работа над профилактикой дисграфии (очень важно для детей с ОНР).
  9. Развитие неречевых психических функции (память, внимание, мышление).

       Поэтому для меня было важным найти такой вид театральной деятельности, в котором я могла бы реализовывать и выполнять большинство своих логопедических задач. Таким решением стали для меня интерактивные игры-инсценировки.

       Опыт работы показал, что данный вид игр является многофункциональным, позволяющим включать в себя упражнения по коррекции не только устной речи, но и профилактики проблем письменной, что особенно важно в подготовительной группе для детей с диагнозом Общее недоразвитие речи.

        Хотелось бы сказать несколько слов об актуальности проведения интерактивных игр-инсценировок. Ни для кого не секрет, что нам, логопедам, порой не хватает времени, чтобы за свой короткий рабочий день и за то время занятия, которое нам регламентируют основные положения федеральных государственных требований и нормы СанПиНа  реализовать множество задач, поставленных перед нами  и достичь хороших результатов в коррекционном процессе. Интерактивные игры-инсценировки выполняют все наши профессиональные требования и способствуют успеху нашей работы:

  1. Не занимают времени больше, чем время одного коррекционного занятия.
  2. Я считаю, что в данных играх нет необходимости использования театральных костюмов в полном объеме. Достаточно их элементов в виде шапочек на голову или символических атрибутов . Поэтому подготовка к проведению такой игры не требует больших сил и затрат.
  3. Они многофункциональны – в один и тот же подготовленный сценарий мы можем включать самые различные логопедические игры и упражнения.
  4. В данный вид коррекционно-образовательного процесса вовлекаются дети не только одной группы, но и других групп. Необходимо только учитывать возрастную категорию детей-гостей.

     Я считаю очень важным, что дети групп моих коллег, которые приходят к нам в гости, активно участвуют в нашей игре, получают от этого удовольствие, положительные эмоции и несомненную пользу для своего речевого развития.    

Конспект (сценарий)

интерактивной коррекционной  игры-инсценировки

по мотивам сказки К.И.Чуковского «Телефон»

в подготовительной коррекционной группе

с диагнозом:

«Общее недоразвитие речи (III уровень)»

Лексическая тема: «Неделя книги и театра»

Автор (составитель):

учитель-логопед ГБДОУ № 47 Чубарук О. В.

Цели:

  1.  Коррекционные:
  1. активизация словаря;
  2. развитие артикуляционной моторики;
  3. автоматизация поставленных звуков;
  4. развитие четкости дикции и интонационной выразительности речи;
  5. закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов из 4х звуков;
  6. закрепление умения составления звуковых схем слов;
  7. закрепление навыка «печатания» слов;
  8. развитие мелкой моторики;
  9. развитие зрительного и слухового внимания  и памяти.
  10. развитие координации речи и движений.

  1. Образовательные:
  1. знакомство с творчеством К.И.Чуковского;
  2. развитие интереса к художественной литературе;
  3. совершенствование умения выразительно декламировать стихи.
  4. совершенствование художественно-речевых навыков при чтении стихотворений (развитие эмоциональности исполнения и умения интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);
  5. закрепление умения слушать своих товарищей.

     

  1. Воспитательные:
  1. воспитание доброго отношения к книге;
  2. воспитание интереса к театру;
  3. воспитание коммуникативных навыков;
  4. воспитание артистических качеств;
  5. раскрытие творческого потенциала детей;
  6. развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса.

Действующие лица:

Автор (возможно участие в роли 2-3 детей)

Помощник автора (логопед)

Слон

Крокодил

Зайчатки

Мартышки

Медведь

Носорог

Бегемот

    Оборудование:

 2 стола, 2 стула, 2 телефона, коробочка  шоколада, карточки с буквами правильно написанными и в зеркальном изображении, игры-шнуровки в виде башмачков, изготовленные детьми книги по сказкам Чуковского, предметные

картинки для составления слов по первым звукам других слов, доска-мольберт, цветные маркеры.

Ход игры.

  1. Развитие зрительного внимания и памяти, закрепление знаний написания букв. Совершенствование умения отличать правильное изображение букв от зеркального.

Автор и слон:

                             - У меня зазвонил телефон.

                         - Кто говорит?

                         - Слон.

                         - Откуда?

                         - От верблюда.

                         - Что вам надо?

                         - Шоколада.

                         - Чтобы выполнить ваше желание,

                           У меня для вас есть задание.

Помощник     - Вы на буквы все посмотрите,

автора:              среди них только правильные найдите.

                          Хлопните в ладошки, когда увидите

                          правильную букву.

Игра «Узнай правильные буквы».  Автор показывает детям карточки с буквами и предлагает хлопнуть в ладошки, когда они увидят правильно написанную букву.

2. Развитие мелкой моторики.

Автор и крокодил:

                        - А потом позвонил Крокодил

                          И со слезами просил:

                        - Мой милый, хороший,

                           Пришли мне калоши,

                          И мне, и жене, и Тотоше.

                        - Высылаю не калоши.

                          Высылаю башмаки.

                          Но у этих башмаков развязались все шнурки.

                          Помогите, завяжите, зашнуруйте и носите.

Помощник (логопед) раздает детям «шнуровки».

Игра «Шнуровка башмачков»

3.Развитие пальчиковой моторики. Самомассаж кистей рук. Развитие координации речи и движений.

Автор и зайчатки:

                      - А потом позвонили зайчатки:

                      - Нельзя ли прислать перчатки?

                      - Высылаем вам перчатки.

                         Вы наденьте их на лапки.

                         Пальчиками пошевелите

                         И за нами повторите.

Пальчиковая гимнастика «Перчатки»(Н.В.Нищева)

 

Я перчатку надеваю,                 Гладим ладонью ладонь.

Я в нее не попадаю.

Сосчитайте-ка, ребятки,           Попеременно: хлопки в ладоши,

Сколько пальцев у перчатки.    удары кулачками.

Начинаем вслух считать:          Сжимаем-разжимаем кулачки.

«Раз, два, три, четыре, пять!»   Загибаем на счет пальцы.

4.  Автоматизация поставленных звуков. Закрепление умения декламировать стихи. Развитие слухового внимания и памяти.

Автор и мартышки:

                        - А потом позвонили мартышки:

                     - Пришлите, пожалуйста, книжки!

                     - Высылаю вам, мартышки,

                        Мои любимые книжки.          

                        Вы их прочитайте и названье угадайте.

Автор проводит с гостями литературную викторину «Подскажи словечко» («нарезка» из стих. Чуковского)

  1. Всех излечит, исцелит добрый доктор … (Айболит)
  2. Ехали медведи на …(велосипеде), а за ними кот задом … (наперед)
  3. Пошла муха на базар и купила … (самовар)
  4. Ох, нелегкая эта работа из болота тащить… (бегемота)
  5. Вдруг из подворотни страшный великан, рыжий и усатый …(таракан)
  6. Будет, будет мошкара веселиться до утра: нынче Муха-Цокотуха…(именинница)

5.Развитие артикуляционной моторики.

 Автор и медведь:

                     - А потом позвонил медведь

                       Да как начал, как начал реветь.

                     - Погодите, медведь, не ревите,

                        Объясните, чего вы хотите?

                       Но от только «му» да «му»,

                       А к чему, почему –

                       Не пойму!

                       Как же мишку нам понять?

                       Что же хочет он сказать?

                       Друзья! Мишке помогите

                       И гимнастике для язычка научите!

Автор проводит с Медведем и гостями артикуляционную гимнастику(4-5 хорошо знакомых детям упражнений)

6. Автоматизация поставленных звуков. Развитие слуховой памяти, интонационной выразительности речи.

Автор, Медведь и гости:

                      -А теперь повтори-ка ты, дружок,

                       За нами вот такой стишок!

Автор предлагает Медведю, а затем гостям повторить чистоговорки-скороговорки:

 

Шумит на опушке мишка-топтыжка.

Шишка на макушке у бедного мишки.

Сорок сорок воровали горох.

Сорок ворон распугали сорок.

Пекарь пек в печи калачи.

Как горячи калачи в печи!  И т.п.

7. Развитие языкового анализа и синтеза, совершенствование умения составлять звуковые схемы слов; совершенствование навыка «печатания» слов.

Автор, Носорог и Бегемот.

                       А потом снова звонок:

                     - Кто говорит?

                     - Носорог.

                     - Что такое?

                     - Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

                     - В чем дело?

                    - Спасите!

                    - Кого?

                    - Бегемота!

                       Наш бегемот не может понять,

                       Как из букв слова составлять.

                    - Ладно! Бегу! Бегу!

                      Если могу, помогу!

      Логопед проводит игру «Собери слово по первым звукам других слов» с детьми своей группы и детьми-гостями. Логопед предлагает детям определить первый звук в названиях картинок (3 – 4 картинки), из полученных звуков составить слово, написать это слово на доске и нарисовать его звуковую схему.

Автор:

                  Эх! Приятная это работа –

                  Всем друзьям помогать

                  Учиться правильно говорить,

                  Читать и писать!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи

Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

- игры для развития внимания- игры для релаксации- игры, развивающие навыки волевой регуляции- коммуникативные игры...

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности

Если Вы прогрессивные родители, то, конечно же, вам хочется дать своему малышу как можно больше информации, чтобы он рос думающим и всесторонне развитым. Модные методики и системы обучения, игровые за...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности"

Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов ...