Театрализованная коррекционная игра.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
В статье говориться об использовании театрализованной деятельности в коррекционном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_korrekcionnaya_igra.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
О. В. Чубарук
(Учитель-логопед, ГБДОУ №47, Санкт-Петербург)
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА
Театрализованная деятельность – уникальный вид деятельности, посредством которой возможно решать множество образовательных, воспитательных и психологических задач. Но для меня, логопеда, на 1м месте стоит решение коррекционных задач, достижение целей, направленных на получение динамики в речевом развитии:
- Обогащение и активизация словаря.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Формирование и совершенствование фонематических функций.
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Работа над четкостью дикции и интонационной выразительностью.
- Работа над общими речевыми навыками .
- Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
- Работа над профилактикой дисграфии (очень важно для детей с ОНР).
- Развитие неречевых психических функции (память, внимание, мышление).
Поэтому для меня было важным найти такой вид театральной деятельности, в котором я могла бы реализовывать и выполнять большинство своих логопедических задач. Таким решением стали для меня интерактивные игры-инсценировки.
Опыт работы показал, что данный вид игр является многофункциональным, позволяющим включать в себя упражнения по коррекции не только устной речи, но и профилактики проблем письменной, что особенно важно в подготовительной группе для детей с диагнозом Общее недоразвитие речи.
Хотелось бы сказать несколько слов об актуальности проведения интерактивных игр-инсценировок. Ни для кого не секрет, что нам, логопедам, порой не хватает времени, чтобы за свой короткий рабочий день и за то время занятия, которое нам регламентируют основные положения федеральных государственных требований и нормы СанПиНа реализовать множество задач, поставленных перед нами и достичь хороших результатов в коррекционном процессе. Интерактивные игры-инсценировки выполняют все наши профессиональные требования и способствуют успеху нашей работы:
- Не занимают времени больше, чем время одного коррекционного занятия.
- Я считаю, что в данных играх нет необходимости использования театральных костюмов в полном объеме. Достаточно их элементов в виде шапочек на голову или символических атрибутов . Поэтому подготовка к проведению такой игры не требует больших сил и затрат.
- Они многофункциональны – в один и тот же подготовленный сценарий мы можем включать самые различные логопедические игры и упражнения.
- В данный вид коррекционно-образовательного процесса вовлекаются дети не только одной группы, но и других групп. Необходимо только учитывать возрастную категорию детей-гостей.
Я считаю очень важным, что дети групп моих коллег, которые приходят к нам в гости, активно участвуют в нашей игре, получают от этого удовольствие, положительные эмоции и несомненную пользу для своего речевого развития.
Конспект (сценарий)
интерактивной коррекционной игры-инсценировки
по мотивам сказки К.И.Чуковского «Телефон»
в подготовительной коррекционной группе
с диагнозом:
«Общее недоразвитие речи (III уровень)»
Лексическая тема: «Неделя книги и театра»
Автор (составитель):
учитель-логопед ГБДОУ № 47 Чубарук О. В.
Цели:
- Коррекционные:
- активизация словаря;
- развитие артикуляционной моторики;
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие четкости дикции и интонационной выразительности речи;
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов из 4х звуков;
- закрепление умения составления звуковых схем слов;
- закрепление навыка «печатания» слов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
- развитие координации речи и движений.
- Образовательные:
- знакомство с творчеством К.И.Чуковского;
- развитие интереса к художественной литературе;
- совершенствование умения выразительно декламировать стихи.
- совершенствование художественно-речевых навыков при чтении стихотворений (развитие эмоциональности исполнения и умения интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы);
- закрепление умения слушать своих товарищей.
- Воспитательные:
- воспитание доброго отношения к книге;
- воспитание интереса к театру;
- воспитание коммуникативных навыков;
- воспитание артистических качеств;
- раскрытие творческого потенциала детей;
- развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса.
Действующие лица:
Автор (возможно участие в роли 2-3 детей)
Помощник автора (логопед)
Слон
Крокодил
Зайчатки
Мартышки
Медведь
Носорог
Бегемот
Оборудование:
2 стола, 2 стула, 2 телефона, коробочка шоколада, карточки с буквами правильно написанными и в зеркальном изображении, игры-шнуровки в виде башмачков, изготовленные детьми книги по сказкам Чуковского, предметные
картинки для составления слов по первым звукам других слов, доска-мольберт, цветные маркеры.
Ход игры.
- Развитие зрительного внимания и памяти, закрепление знаний написания букв. Совершенствование умения отличать правильное изображение букв от зеркального.
Автор и слон:
- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Чтобы выполнить ваше желание,
У меня для вас есть задание.
Помощник - Вы на буквы все посмотрите,
автора: среди них только правильные найдите.
Хлопните в ладошки, когда увидите
правильную букву.
Игра «Узнай правильные буквы». Автор показывает детям карточки с буквами и предлагает хлопнуть в ладошки, когда они увидят правильно написанную букву.
2. Развитие мелкой моторики.
Автор и крокодил:
- А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Высылаю не калоши.
Высылаю башмаки.
Но у этих башмаков развязались все шнурки.
Помогите, завяжите, зашнуруйте и носите.
Помощник (логопед) раздает детям «шнуровки».
Игра «Шнуровка башмачков»
3.Развитие пальчиковой моторики. Самомассаж кистей рук. Развитие координации речи и движений.
Автор и зайчатки:
- А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
- Высылаем вам перчатки.
Вы наденьте их на лапки.
Пальчиками пошевелите
И за нами повторите.
Пальчиковая гимнастика «Перчатки»(Н.В.Нищева)
Я перчатку надеваю, Гладим ладонью ладонь.
Я в нее не попадаю.
Сосчитайте-ка, ребятки, Попеременно: хлопки в ладоши,
Сколько пальцев у перчатки. удары кулачками.
Начинаем вслух считать: Сжимаем-разжимаем кулачки.
«Раз, два, три, четыре, пять!» Загибаем на счет пальцы.
4. Автоматизация поставленных звуков. Закрепление умения декламировать стихи. Развитие слухового внимания и памяти.
Автор и мартышки:
- А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
- Высылаю вам, мартышки,
Мои любимые книжки.
Вы их прочитайте и названье угадайте.
Автор проводит с гостями литературную викторину «Подскажи словечко» («нарезка» из стих. Чуковского)
- Всех излечит, исцелит добрый доктор … (Айболит)
- Ехали медведи на …(велосипеде), а за ними кот задом … (наперед)
- Пошла муха на базар и купила … (самовар)
- Ох, нелегкая эта работа из болота тащить… (бегемота)
- Вдруг из подворотни страшный великан, рыжий и усатый …(таракан)
- Будет, будет мошкара веселиться до утра: нынче Муха-Цокотуха…(именинница)
5.Развитие артикуляционной моторики.
Автор и медведь:
- А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но от только «му» да «му»,
А к чему, почему –
Не пойму!
Как же мишку нам понять?
Что же хочет он сказать?
Друзья! Мишке помогите
И гимнастике для язычка научите!
Автор проводит с Медведем и гостями артикуляционную гимнастику(4-5 хорошо знакомых детям упражнений)
6. Автоматизация поставленных звуков. Развитие слуховой памяти, интонационной выразительности речи.
Автор, Медведь и гости:
-А теперь повтори-ка ты, дружок,
За нами вот такой стишок!
Автор предлагает Медведю, а затем гостям повторить чистоговорки-скороговорки:
Шумит на опушке мишка-топтыжка.
Шишка на макушке у бедного мишки.
Сорок сорок воровали горох.
Сорок ворон распугали сорок.
Пекарь пек в печи калачи.
Как горячи калачи в печи! И т.п.
7. Развитие языкового анализа и синтеза, совершенствование умения составлять звуковые схемы слов; совершенствование навыка «печатания» слов.
Автор, Носорог и Бегемот.
А потом снова звонок:
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда! Бегите скорее сюда!
- В чем дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот не может понять,
Как из букв слова составлять.
- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Логопед проводит игру «Собери слово по первым звукам других слов» с детьми своей группы и детьми-гостями. Логопед предлагает детям определить первый звук в названиях картинок (3 – 4 картинки), из полученных звуков составить слово, написать это слово на доске и нарисовать его звуковую схему.
Автор:
Эх! Приятная это работа –
Всем друзьям помогать
Учиться правильно говорить,
Читать и писать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи
Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...
КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
- игры для развития внимания- игры для релаксации- игры, развивающие навыки волевой регуляции- коммуникативные игры...
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)
Данный материал содержит разнообразные игры для использования в работе над проеком "Огород на окне"....
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Консультация для родителей....
Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности
Если Вы прогрессивные родители, то, конечно же, вам хочется дать своему малышу как можно больше информации, чтобы он рос думающим и всесторонне развитым. Модные методики и системы обучения, игровые за...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности"
Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Игры-драматизации как один из видов ...