Комбинированное занятие по развитию фонематического слуха с детьми 6-7 лет Тема: Игры с весной
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Махоркина Дарья Валерьевна

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;

  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии

  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

  3. Принцип всестороннего воздействия

  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

  5. Принцип наглядности.

  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.


 

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы:

  • Развивать дыхание.

  • Развивать координацию движений и моторные функции.

  • Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

  • Формировать способность восприятия музыкальных образов;

  • Развивать речевое дыхание.

  • Развивать артикуляционный аппарат.

  • Формировать просодические компоненты речи.

  • Развивать фонематическое восприятие.

  • Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;

  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;

  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

  • обучение умению связно выражать свои мысли;

  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

  • развитие психологической базы речи;

  • совершенствование мелкой моторики;

  • логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель:

Развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;

  • оптико-пространственных представлений;

  • зрительной ориентировки на собеседника;

  • координации движений;

  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

Воспитание:

  • темпа и ритма дыхания и речи;

  • орального праксиса;

  • просодики;

  • фонематического слуха

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kombinirovannoe_zanyatie_po_gramote.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Ладушки»

Комбинированное занятие по развитию фонематического слуха

 с детьми 6-7 лет

Тема: Игры с весной

Подготовила учитель-логопед

 Высшей квалификационной

 категории Балакирева Т. В.

Музыкальный руководитель:

Романова Д. В.

                                                                             

Шумерля 2017

Цель: Развитие фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 - Формировать слуховое внимание детей.

- Развивать работу мышц артикуляционного аппарата, умение различать звуки [с] /[ш] в слогах, словах и предложениях .

- Воспитывать в детях умение сочетать начало и окончание движения с началом и окончанием музыки.

- Закреплять словарь детей по теме «Весна» Бегут ручьи, тает снег, идут дожди, просыпается природа, солнце светит ярче, прилетают перелетные птицы.

Предшествующая работа: развитие фонематического слуха на музыкальных и речевых видах деятельности.  

Материал: шапочки для животных, платочки для хоровода. Буквы С Ш , картинки на заданные звуки.

Речевой материал: ша-са - са-ша;  шо-со со-шо; шу-су су-шу; ши-сы  сы-ши, ста-шта шта-ста; сто-што  што-сто, сту-шту шту- сту; сты-шты  шты-сты.

Карточка с чистоговорками: 1.Наш посол не туда пошел. 2. Крыса сидит на крыше. 4.Шестые сутки шутим шутки. 4. Мишка ест из миски. 5.Мошка летает, а моська лает.6. Надо суметь тут не шуметь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Муз.рук. краткая беседа о весенних явлениях: бегут ручьи, тает снег, идут дожди, просыпается природа, солнце светит ярче, прилетают перелетные птицы.

Загадка о весне:

Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает. (весной)

Входит весна

Весна: Я весна шагаю теплыми шагами, и сугробы тают и бегут ручьями.

 Игра «Ручеек».

Весной просыпается вся природа – пробирается медведь сквозь лесной валежник, стали птицы песни петь и расцвел подснежник.

А какие семьи животных знаете вы? Отгадайте загадки:

Неуклюжий косолапый, он сосет в берлоге лапу.

Серый, злой зубами щелк, по лесу гуляет…. .

В гору бегом с горы кувырком.

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут ее …. .

Муз. рук. : Покажите, как они передвигаются. (Медведь, волк, заяц, лиса )

Весна: Дыхательная гимнастика:

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И еще раз повторили

Но кажется, начинается дождь. Спрячемся в домики на стульчики кап-кап-кап. Чтоб нам в дождик не скучать будем песни петь, играть. Сначала разомнем язычки упр. «Качели», « Ракета»

Муз. рук. : Теперь давайте разогреем горлышки . (Распевания - «Эхо», «Ежики», «Кукушка» ).

«Эхо»: Кричу в лесу : «Ау, ау!». А мне в ответ: «Ау, ау!»

«Ежики»: 

До, ре, ми. Ко мне ежики пришли. А я ежиков люблю, молочка я им даю.

До, ре, ми. Ко мне белочки  пришли. А я бнлочек люблю, и орешки им  даю.

«Кукушка»: М. р - Жила была кукушка  Дети -Ку-ку-ку!

                                  Веселая болтушка                 Ку-ку-ку!

                                  Она забот не знала                Ку-ку-ку!

                                  В лесочке поживала              Ку-ку-ку!

Игра «Скажи  наоборот».

Вы справились с этим заданием, а следующее будет еще интересней. Вам нужно разложить картинки по домикам, в соответствии с тем звуком, который там живет[с] или [ш]. анализ работы.  Я хочу пригласить вас на хоровод. Тот, кого я приглашаю, произносит без ошибки фразу (чистоговорки).

Хоровод «Ай, да березка».

Итог: Что вам сегодня понравилось?(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной группы. Тема: Звук (С).

Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda...

Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»

Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ....

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»

Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с»...

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»

В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия.Презентация к занятию "Мир звуков"

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия  в старшей-подготовительной группе «В мире звуков»  Цель: Развитие фонематического слуха и восприят...