Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»
консультация по логопедии
Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем» | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №15 «Светлячок»
муниципальное образование Тбилисский район
Практикум
«С детьми играем – речь развиваем»
Подготовила:
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР –
д/с №15 «Светлячок»
Колесникова И. В.
ст. Тбилисская
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.
И для того, чтобы развить фонематический слух нужно развить у ребенка слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховую память.
Практикум
«Выполняй задания»
Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.
- Прикрой ладонями глаза.
- Прикрой ладонями уши.
- Подними правое плечо.
- Подними левую руку.
- Согни левую ногу.
- Правой рукой коснись правого плеча.
- Правую ногу подними и отведи в сторону.
- Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.
- Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.
«Послушай – нарисуй»
Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):
- Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
- Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.
- Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
- Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
- Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
- Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
- В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
«Слушай - выполняй»
Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
- Подойди к двери и открой ее.
- Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
- Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
- 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
- Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
«Угадай, назови, покажи»
Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.
- Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)
- Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
- Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
«Просьба»
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
— Просьба, подними руки вверх.
— Руки вниз.
— Просьба, руки в стороны.
— Руки вперед.
— Присядь.
— Просьба, встань.
— Попрыгай на одной ноге.
«Покажи»
Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.
- Покажи все зеленые квадраты.
- А где синие треугольники?
- Покажи красный овал.
- А синий прямоугольник?
- Где желтый круг?
- Покажи желтый круг и красный квадрат.
«Тихо-громко»
Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
- Покружись.
- Повернись ко мне спиной.
- Присядь три раза.
- Поставь руки перед грудью.
«Бывает - не бывает»
Если действия или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает», ребенок приседает, если не могут происходить «не бывает», ребенок стоит на месте.
- Корова летает.
- Лошадь выступает в цирке.
- Рыба бежит к реке.
- Лягушка громко разговаривает.
- Курица дает молоко.
«Послушай – подумай - исправь»
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.
а) - Ежик ползал на поляне,
пудель лаял на диване,
а кораблик в это время
мирно плавал в океане.
б) Кораблик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время
мирно плавал в океане.
в) Кораблик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время
мирно плавал в океане.
«Маленький - большой»
Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Компьютер
Кухня
Мел
Ластик
«Съедобный - несъедобный»
Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину.
Абрикос
Кокос
Ананас
Контрабас
Креветки
Ветки
Салат
Халат
«Загадки-обманки»
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
-Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)
-Когда последний луч потух в лесу завыл большой. (петух)
-Он зовется «царь зверей», Потому что. (соловей)
-В огороде до сих пор под землею. (помидор)
«Звук заблудился»
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
1. Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
2. Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
3. Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей) .
4. Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
5. На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"
Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп. Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Комбинированное занятие по развитию фонематического слуха с детьми 6-7 лет Тема: Игры с весной
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12990235","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...
Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...
БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»
Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...
Развитие фонематического слуха- основа правильного формирования речи.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....