Практикум по развитию фонематического слуха «С детьми играем – речь развиваем»
консультация по логопедии

Колесникова Ирина Валерьевна

Информация будет полезна родителям, воспитателям и специалистам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №15 «Светлячок»

муниципальное образование Тбилисский район

Практикум

«С детьми играем – речь развиваем»

                                                                                   Подготовила:

                                                                                         учитель-логопед

                                                                                      МБДОУ ЦРР –

д/с №15 «Светлячок»

                                                                                             Колесникова И. В.

ст. Тбилисская

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

И для того, чтобы развить фонематический слух нужно развить у ребенка слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховую память.

Практикум

«Выполняй задания»

Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания.

- Прикрой ладонями глаза.

- Прикрой ладонями уши.

- Подними правое плечо.

- Подними левую руку.

- Согни левую ногу.

- Правой рукой коснись правого плеча.

- Правую ногу подними и отведи в сторону.

- Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

- Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

«Послушай – нарисуй»

Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

- Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

- Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.

- Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

- Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.

- Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.

- Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.

- В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.

«Слушай - выполняй»

Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.

- Подойди к двери и открой ее.

- Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.

- Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.

- 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.

- Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.

«Угадай, назови, покажи»

Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор.

- Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)

- Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)

- Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)

- Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)

«Просьба»

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ», «ПРОСИМ», «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».

— Просьба, подними руки вверх.

— Руки вниз.

— Просьба, руки в стороны.

— Руки вперед.

— Присядь.

— Просьба, встань.

— Попрыгай на одной ноге.

«Покажи»

Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды.

- Покажи все зеленые квадраты.

- А где синие треугольники?

- Покажи красный овал.

- А синий прямоугольник?

- Где желтый круг?

- Покажи желтый круг и красный квадрат.

«Тихо-громко»

Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

- Покружись.

- Повернись ко мне спиной.

- Присядь три раза.

- Поставь руки перед грудью.

«Бывает - не бывает»

Если действия или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает», ребенок приседает, если не могут происходить «не бывает», ребенок стоит на месте.

- Корова летает.

- Лошадь выступает в цирке.

- Рыба бежит к реке.

- Лягушка громко разговаривает.

- Курица дает молоко.

«Послушай – подумай - исправь»

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.

а) - Ежик ползал на поляне,

пудель лаял на диване,

а кораблик в это время

мирно плавал в океане.

б) Кораблик ползал по поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время

мирно плавал в океане.

в) Кораблик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это время

мирно плавал в океане.

«Маленький - большой»

Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.

Компьютер

Кухня

Мел

Ластик

«Съедобный - несъедобный»

Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину.

Абрикос

Кокос

Ананас

Контрабас

Креветки

Ветки

Салат

Халат

«Загадки-обманки»

Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

-Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)

-Когда последний луч потух в лесу завыл большой. (петух)

-Он зовется «царь зверей», Потому что. (соловей)

-В огороде до сих пор под землею. (помидор)

«Звук заблудился»

Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

1. Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

2. Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

3. Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей) .

4. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

5. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"

Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Комбинированное занятие по развитию фонематического слуха с детьми 6-7 лет Тема: Игры с весной

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12990235","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...

Консультация Развитие речи детей в дошкольном возрасте «С детьми играем — речь развиваем»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления развития воспитанников №12 «Бе...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Развитие фонематического слуха- основа правильного формирования речи.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....