«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики М. Монтессори»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Основную информацию (80-90%) об окружающем мире мы получаем через орган зрения. Следовательно, детей с нарушением зрения нужно научить получать знания, используя все анализаторы.
Методика Монтессори предполагает вести обучение детей на полисенсорной основе. Рассмотрим некоторые аспекты использования этой методики применительно к детям с нарушением зрения.
Главный принцип системы Монтессори в работе с ребёнком - это научить основным приёмам исследовательско-поисковой деятельности познания окружающего мира.
Как заметила Н.К. Крупская: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников есть способ познания окружающего», поэтому всё обучение идёт через игру.
Программа Монтессори предусматривает освоение детьми формы, цвета, величины предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов, используя разнообразные дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сенсорное развитие | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие детей младшего возраста, с использованием элементов методики
М. Монтессори»
Знакомство с цветом По возрастным нормам ребёнок к трём годам должен знать и называть 4 основных цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). С освоением отбора цвета по образцу у ребёнка формируются эталоны основных цветов, с которыми он начинает сравнивать воспринимаемые предметы. Знакомство с формой Ребёнок знакомится с формами в определённой последовательности. Целесообразнее давать формы в таком порядке: сначала – круг, потом – квадрат. Далее следуют: треугольник, овал, прямоугольник. Проведение работы по соотнесение плоскостных и объемных форм, выделению конкретных форм из окружающего пространства помогает ребёнку точнее и быстрее воспринимать их, т.е. сформировать сенсорные эталоны. При ознакомлении необходимо, чтобы кроме зрения, в процессе ощущения и восприятия ребёнком данной формы, участвовал и тактильный анализатор. Для этого ребёнка предлагается обвести сами предметы. Обводка может быть разной, в зависимости от размера обследуемого объекта: указательным пальцем, всей ладонью. Формирование восприятие величины Ребёнку в игре предлагаются задания с более контрастными величинами (большой – маленький), затем постепенно добавляем менее контрастные промежуточные размеры, которые позволяют развивать точность глазомера. Соотношение величин оречевляется: «большой- средний –маленький». В процессе ознакомления с величиной предмета в качестве мерки малышу предлагается использовать свою ручку, пальчики (расстояние от большого до указательного и т.д.)., ладошку, кулачок, Когда знакомим с понятием «высокий – низкий», то педагог слово соотносит с движением руки и просит детей повторить за ним этот жест. Игра «Найди в группе высокий (низкий) предмет». Игры по восприятию поверхности Формируем представление о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твёрдая, скользкая, мокрая, сухая, пушистая. Показываем движения, с помощью которых определяют качество поверхности: пальчиком чуть касаются и отдёргивают руку, гладят пальчиком в разные стороны, гладят ладошкой в разные стороны и в одну сторону, нажимают кончиками пальцев, сжимают предмет пальцами и ладонью или двумя руками. Движения сопровождаются эмоциональными реакциями удовольствия или неудовольствия от полученных ощущений. Развитие слуха Развиваем представление о громком и тихом звуках, шёпоте, шуршании, скрипе, шуме дождя, грозы, бульканье, плескании, стуке, пении птиц, криках животных. Научить подражанию криков животных, показать, как можно издавать различные звуки. В работе рекомендуется использовать разные музыкальные инструменты, кассеты с записью различных шумов (звуки воды, звуки леса и т.д.). Во время прогулки обращать внимание на звуки, издаваемые птицами (ворона, воробей, сорока); звуки транспорта (машина легковая и грузовая, трактор мотоцикл). Развитие чувства вкуса Даем представление о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое. Показать, как осторожно надо пробовать продукты; показать свои ощущения мимикой и жестами, описывать, сравнивать с другими продуктами. Рекомендуется пробовать на вкус «Овощи», «Фрукты» с целью формирования более полного представления о конкретном овоще или фрукте. Игры на восприятие запаха Для определения запахов детям дают понюхать различные запахи и делается вывод, что запахи бывают разные: приятные и неприятные. Далее в процессе поисково-исследовательской деятельности выясняется, что многие предметы в окружающем нас пространстве обладают своеобразным запаха: цветок, ель (запах хвои), аромат кофе, лимона, запах той или иной пищи. Проходя по коридору мимо пищеблока, дети могут назвать, что готовится на обед: рыба, гречневая каша, курица, тушится кислая капуста. Список литературы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Использование мини-музея "Пуговка" в сенсорном развитии детей младшего возраста.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира....
План самообразования на 2020-2021г "«Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста , через использование элементов методики Р.Штайнера,«Вальдорфская педагогика».
Изучением вальдорфской педагогики я начала заниматься недавно, но интересовалась давно. Трудности, безусловно, есть и будут, так как чтобы хорошо знать, представлять и применять тонкости вальдорфской ...
Выступление на ГМО на тему «Дидактические игры для детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори»
протокол ГМО...
Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»
Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...
Выступление на ГМО "Дидактические игры для детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори"
протокол ГМО...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с использованием материалов Марии Монтессори в соответствии с ФОП
Статья на тему "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с использованием материалов Марии Монтессори в соответствии с ФОП"....