Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с использованием материалов Марии Монтессори в соответствии с ФОП
статья (младшая группа)
Статья на тему "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с использованием материалов Марии Монтессори в соответствии с ФОП".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_materialom_montessori_s_fop.docx | 910.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
с использованием материалов Марии Монтессори в соответствии с ФОП»
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. |
Сенсорное воспитание во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Работая с детьми дошкольного возраста (от 2до 3лет), наблюдается у детей любознательность, стремлением изучить все, что окружает их вокруг.
Однако, не все воспитанники умеют манипулировать с предметами - заместителями, игрушками и дидактическими атрибутами. Мы столкнулись с проблемой развития сенсорного восприятия дошкольников.
Изучая и анализируя методы сенсорного развития различных авторов, мы обратили внимание на методику Марии Монтессори. Всем известно, что методика Монтессори - это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания дошкольников. Суть методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы направить ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенку нужно дать как можно больше вещей понюхать, пощупать, попробовать на вкус, т. е. все прочувствовать, необходимо научиться контактировать с предметами лично. Задача же взрослого - помочь ребенку в реализации своей индивидуальности.
Самый главный принцип в педагогике Монтессори - «Помоги мне сделать это самому».
Формы работы по программе Монтессори:
- Свободная работа детей. Как уже говорилось, каждый ребёнок в праве выбрать место, монтессори-материалы и способы действия для саморазвития.
- Индивидуальные занятия. Во время свободной деятельности детей педагог проводит занятия с отдельными воспитанниками: передаёт им способы действия с конкретным материалом.
- Коллективные занятия в кругу. Фронтальная работа с детьми, которая предваряет и завершает свободную работу.
- Творческие занятия в подгруппах. Это музицирование, художественное творчество, инсценировки, кулинарные занятия.
- Групповые события: экскурсии, праздники, коллективное экспериментирование и работа в рамках проектной деятельности.
Наиболее подходящими условиями для развития ребенка дошкольного возраста является специально организованная среда. В нашем дошкольном учреждении созданы условия для разностороннего сенсорного развития детей. Есть кабинет Монтессори, в котором есть все необходимые зоны развития:
Жизненная практика Сенсорика /развитие мелкой моторики Математическая | Языковое развитие Естественно - научная Двигательное развитие. |
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.
В целевых ориентирах говорится о важности сформированной инициативы и самостоятельности детей к концу дошкольного детства. В пункте ФОП ДО 2.1.1. говорится «ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении»
Работая с детьми младшего возраста, нам присущи зоны Жизненной практики и сенсорного развития. В зоне жизненной практики, которая является важной для саморазвития, где дети учатся самообслуживанию, учатся ухаживать за собой и окружающими предметами. Здесь всё удобно, всё по размеру, красивое и интуитивно понятное. Многое он видел у себя дома – этим пользовались взрослые. Но в этой зоне не просто набор нужных в быту предметов, каждый материал имеет точное назначение и точный алгоритм работы. Часто ребенок видит в материале только одну прямую – цель. В методе Монтессори УПЖ — это еще и координация движений, пресловутая мелкая моторика, тренировка внимания и памяти.
В зоне сенсорного развития дети совершенствуют восприятие объектов окружающего мира различными способами, где дети учатся концентрировать внимание на основных признаках предмета, развивают мелкую моторику, закрепляют навыки владения небольшими инструментами и предметами, необходимые для освоения письма и творческих видов деятельности в дальнейшем. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, формированию причинно-следственных связей, координацию движений, укрепляют мышцы рук и ног. Проведена большая работа с родителями.
Основные задачи взаимодействия с родителями:
- установление партнерских отношений с семьями каждого воспитанника;
- создание атмосферы взаимопонимания, общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка и уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге».
Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагогов успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Элементы методики Монтессори мы используем на занятиях и в совместной деятельности. Один раз в неделю посещаем комнату Монтессори.
Использование материалов Марии Монтессори в работы.
Игра «Рисование манкой» Цель: развитие координации движения и мелкой моторики, воображения у дошкольников.
Игра «Была лужа, нет ее» Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности, силу сжатия.
Игра «Вылови из воды водяные жемчужины» Цель: научиться вылавливать в воде шарики определенного цвета и аккуратно переносить в посуду; концентрация внимания, координация движения. (закрепление сенсорных навыков, знаний о цвете, величине)
Игра «Готовим лекарство» Цель: координация движения, развитие сенсорных навыков.
Данную технологию можно использовать как в основной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, помочь детям научиться эффективно, общаться, помогать друг другу.
Таким образом, использование Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, повышают уровень умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Данные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.
Сенсорное воспитание является фундаментом гармоничного развития детей, и наша работа показала, что при использовании метода Монтессори у детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве; учит их играм с правилами, находить сходства и различия предметов; а также развивает мелкую моторику и координацию движений; способствует развитию чувств. Сенсорные упражнения воспитывают познавательный интерес, любознательность.
Мы пришли к выводу, что технология Монтессори-это хорошее средство сенсорного развития дошкольников. Детей учит то, что их окружает.
Используемая литература:
- Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
- "Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей". Хилтунен Е. А., 2011.
- Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори Борисова О. В., Залеская А. А., Пермякова Л. В., Смирнова Н. Н., Снежинск,1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»
Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...
Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»
Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...
Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»
Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...
Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать с...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов
Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...
Монтессори - материалы как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие является частью общего развития ребенка, основой формирования его умений и навыков....