Сказкотерапия как один из методов в коррекционно – логопедической работе с детьми с ОВЗ.
статья по логопедии
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых паталогий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как Сказка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс.
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых паталогий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как Сказка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс.
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых паталогий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как Сказка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс.
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых паталогий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как Сказка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказкотерапия | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как один из методов в коррекционно – логопедической работе с детьми с ОВЗ.
Пальчук С.Н., учитель-логопед МБДОУ№ 94,г.Кемерово
В последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Да и сам характер речевых паталогий изменился. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Все это заставляет искать методы и формы работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Многолетняя практика показали, что добиться положительного результата в работе с детьми ОВЗ можно, если с наряду с традиционными логопедическими занятиями, включать в коррекционную работу комплексные занятия, с использованием нестандартных форм и методов таких, как Сказка.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс.
Целью и задачей сказкотерапии являются развитие познавательного интереса, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни, положительных черт характера, развитие стремления к успеху, веры в свои силы. Сказкотерапия также формирует положительные межличностные отношения и способствует социальной адаптации, воспитывает патриотические чувства и помогает в становлении гражданской позиции в будущем, снижает агрессивность у детей, устраняет тревожность и страхи. Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания, чем будучи просто Витей, Машей, Дашей. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Велика роль сказкотерапии и в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ. Известно, что у детей–логопатов страдает не только речь, но и следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психическая функции и т.д. Что касается самой речи, то, как правило страдают не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат.
В предлагаемых сказочных занятиях мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная на первый взгляд, но именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств.
Логопедам известно, как трудно выполнять артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. У него не только непослушен язык, он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает на минуту.
А дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы, они не нарушают дисциплину, их порой и вовсе не видно в группе, но всего после нескольких минут работы ребенок устал и больше ничего не может делать.
Большинство детей–логопатов не умеют слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием , когда оно не свободно и плавное, а зажатое или прерывистое- вот характерные особенности детей с нарушениями речи.
Речь не является отдельной особенной функцией. Ее правильность и выразительность зависит от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Если мы добиваемся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, то это неминуемо благотворно скажется и на речи.
Если ослабленный и заторможенный ребенок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавится от сомнений и страха, то в более короткие сроки будет происходить и постановка, и автоматизация звуков. Ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. Если у сверхспокойного ребенка проснулся живой интерес, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизированных звуков в спонтанную речь.
Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возросшая чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
Сказкотерапия помогает восполнить некоторый пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание активации процессов мышления и улучшению моторики пальцев рук. Но, как нам кажется, недостаточное внимание уделяется общим движениям тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.
А между тем, игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Мышечная и эмоциональная раскованность главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют специальные упражнения на тренировку дыхания, упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхание. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. Освобождая дыхание, они легче погружаются в состояние покоя и расслабления.
Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию- дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
Хочется остановиться на одной из форм сказкотерапии такой, как песочная терапия. Игры с песком одна из форм естественной активности ребенка. Строя картины из песка дети не только развивают свою фантазию, творчество, но и учатся связанно говорить, оречевляя сюжеты, что в свою очередь способствует развитию связной речи. Тактильные ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
Эти незатейливые упражнения с песком на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Каждое занятие по сказкам представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приемы, игры, упражнения и танцы, направленные сразу на решение нескольких задач: развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а так же упражнения на релаксацию.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
В коррекционно-педагогической работе нужно ставить достойную цель- стремиться к тому, чтобы все способствовало стать ребенку с ОВЗ физически, социально и интеллектуально совершенным. А это зависит от педагога, его полной самоотдачи, экспромта, творчества и желания.
Таким образом, сказкотерапия является наиболее эффективным методом развития речи и преодоления психологических проблем детей с нарушениями речи и способствует их социальной коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организационное) в логопедической группе. «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи». (старшая,подготовительная группа)
Данный материал поможет начинающим учителям-логопедам провести первое (организационное) собрание в логопедической группе в начале учебного года....
Мандала как один из методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.В работе с дошкольниками работать с ма...
Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедический пункт ДОУ
Выступление на родительском собрании: Цели и задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт ДОУ. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий до...
Эффективные методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ
В статье предлагаются эффективные нетрадиционные методы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья....
"Возможности метода моделирования в коррекционно – логопедической работе с детьми дошкольного возраста".
В статье рассказано о широких возможностях применения метода моделирования в коррекционно- логопедической работе с дошкольниками....