Логопедическое сопровождение как часть комплексного индивидуального сопровождения развития дошкольников с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему
Комплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_soprovozhdenie_microsoft_office_word.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение как часть комплексного индивидуального сопровождения развития дошкольников с ОВЗ
В последнее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с более тяжёлыми дефектами речевого развития (это подтверждается результатами первичного логопедического обследования, а также заключениями специалистов ПМПК: чаще - системное недоразвитие речи средней, тяжёлой степени, неговорящие дети)
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. С целью обеспечения своевременной коррекции недостатков развития в нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексное психолого - медико - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Комплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.
В нашем ДОУ разработана, рецензирована и апробирована в течение нескольких лет индивидуальная карта психолого – медико - педагогического сопровождения дошкольников. В неё заносятся результаты комплексного обследования ребёнка всеми специалистами ДОУ, участвующими в процессе сопровождения.
Логопедическое сопровождение дошкольников с нарушением интеллекта является значимой и неотъемлемой частью комплексного индивидуального сопровождения. Оно включает в себя несколько компонентов, одним из которых является коррекционно – логопедическая работа. Основная форма - логопедические индивидуальные занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех сторон речи, а так же подготовка к дальнейшему обучению наших воспитанников в школе.
При организации коррекционных логопедических занятий важно обращать внимание на особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушение интеллекта.
1. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
2. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
3. В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта ведущим является нарушение познавательной деятельности,
4. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
5. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности.
6. Характерной для логопедической работы с детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления
7. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению особенных детей, провожу частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
8. Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.
9. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми выдерживаю не очень быстрый темп работы.
10. Постоянно поддерживаю у ребенка интерес к исправлению речи, воздействую на его эмоциональную сферу.
11. В связи с тем, что нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.
12.В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с нарушением интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом, тщательно отрабатываю этапы закрепления правильных речевых навыков.
Для повышения результативности коррекционно – развивающего воздействия на детей осуществляю профессиональное взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ.
Несформированность контроля, слабость волевых процессов обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя, дефектологов, психолога, и родителей.
Ежемесячно воспитателям даю рекомендации по проведению индивидуальной коррекционной работы с детьми (поэтому были созданы и постоянно обновляются папки сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей групп, которые содержат материал для развития фонематического восприятия, артикуляционной, мелкой моторики, автоматизации нарушенных звуков). Результаты проводимой воспитателями индивидуальной работы отмечаются в таблице и учитываются при определении дальнейшей коррекционной работы с ребёнком.
В процессе логопедической работы осуществляю взаимодействие с учителями – дефектологами групп: папки сотрудничества, которые содержат различные материалы по работе над лексическими группами, по развитию связной речи; совместное изучение речевого развития, рекомендации по его коррекции.
Для организации работы с учётом особенностей 7, 8, 9, 10 сотрудничаю с педагогом – психологом.
С учётом моих рекомендаций музыкальный руководитель выполняет на своих занятиях отработку речевого дыхания, логоритмические упражнения.
13. реализация комплексного медико – педагогического подхода позволяет, сотрудничая с медицинским персоналом, проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне (консультирование со специалистами, своевременное лечение, сбор анамнестических данных).
14.Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Поэтому провожу консультирование родителей по проблемам речевого развития их детей, обучаю родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Таким образом, коррекция нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушением интеллекта происходит на специально организованных коррекционно – развивающих занятиях, а так же во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с педагогами, сверстниками, с членами семьи.
Результаты коррекционно - развивающей работы, трудности усвоения программного материала и пути их преодоления обсуждаются совместно всем педагогическим коллективом, принимающим участие в обучении и воспитании ребенка на психолого – медико – педагогическом консилиуме, регулирующем процесс комплексного сопровождения развития воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс "Перспективы методического сопровождения педагогов ДОУ по реализации речевого развития дошкольников"
Презентация посвещена организации образовательной еятельности пеагогами дошкольного учреждения по реализации речевого развития дошкольников...
индивидуальное сопровождение ребёнка по музыкальному воспитанию и развитию.
Траектория индивидуального сопровождения ребёнка с диагнозом - умственная отсталость умеренной степени, аутизм, алалия. Содержит поквартальное содержание коррекционной работы по всем видам музык...
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников
Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения...
Организация комплексного индивидуального сопровождения
Организация комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ...
Логопедический массаж как часть комплексного коррекционного воздействия по преодолению речевых расстройств. Самомассаж мячами в работе с детьми дошкольного возраста.
Работая с детьми с тяжелой речевой патологией и туберкулёзной интоксикацией, целью профессиональной деятельности ставлю - коррекция и развитие всех языковых систем у детей с ОНР в процессе пребы...
Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольников с ОВЗ как условие отслеживания результативности коррекционно-развивающей работы
В настоящее время в мире отмечается увеличение числа детей, имеющих особенности развития (ЗПР*, РАС*, ОНР*, умственная отсталость и другие нарушения развития). Эти дети нуждаются в специализированной ...