Логопедическое сопровождение как часть комплексного индивидуального сопровождения развития дошкольников с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Федорова Лариса Павловна

       Комплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_soprovozhdenie_microsoft_office_word.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение как часть комплексного индивидуального сопровождения развития дошкольников с ОВЗ

        В последнее время отмечается тенденция увеличения количества дошкольников с более тяжёлыми дефектами речевого развития (это подтверждается результатами первичного логопедического обследования, а также заключениями специалистов ПМПК: чаще  - системное недоразвитие речи средней, тяжёлой степени, неговорящие дети)

        На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. С целью обеспечения своевременной коррекции недостатков развития в нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексное психолого - медико - педагогическое сопровождение детей  дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Комплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.

        В нашем ДОУ разработана, рецензирована и апробирована в течение нескольких лет индивидуальная карта психолого – медико - педагогического сопровождения дошкольников. В неё заносятся результаты комплексного обследования ребёнка всеми специалистами ДОУ, участвующими в процессе сопровождения.

          Логопедическое сопровождение дошкольников с нарушением интеллекта является значимой и неотъемлемой частью комплексного индивидуального сопровождения. Оно включает в себя несколько компонентов, одним из которых является  коррекционно – логопедическая работа. Основная форма -  логопедические индивидуальные занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех сторон речи, а так же подготовка к дальнейшему обучению наших воспитанников в школе.

При организации коррекционных логопедических занятий важно обращать внимание  на особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушение интеллекта.

1. Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

2. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

3. В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта ведущим является нарушение познавательной деятельности,

4. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия  включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

 5. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности.

6. Характерной для логопедической работы с детьми  является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного  укрепления

7. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению особенных детей, провожу частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

8. Особенностью логопедической работы  является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.

9. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми выдерживаю  не очень быстрый темп работы.

10. Постоянно поддерживаю у ребенка интерес к исправлению речи, воздействую на его эмоциональную сферу.

11. В связи с тем, что нарушения речи у детей с нарушением интеллекта носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.

12.В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у детей с нарушением  интеллекта очень консервативны, изменяются с трудом,  тщательно отрабатываю этапы закрепления правильных речевых навыков.

Для повышения результативности коррекционно – развивающего воздействия на детей осуществляю профессиональное взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ.

         Несформированность контроля, слабость волевых процессов обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя, дефектологов, психолога,  и родителей.

Ежемесячно воспитателям даю рекомендации по проведению индивидуальной коррекционной работы с детьми (поэтому были созданы и постоянно обновляются папки сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей групп, которые содержат материал для развития фонематического восприятия, артикуляционной, мелкой моторики, автоматизации нарушенных звуков). Результаты проводимой воспитателями индивидуальной работы отмечаются в таблице и учитываются при определении дальнейшей коррекционной работы с ребёнком.  

В процессе логопедической работы  осуществляю взаимодействие с учителями – дефектологами групп: папки сотрудничества, которые содержат различные материалы по работе над лексическими группами, по развитию связной речи; совместное изучение речевого развития, рекомендации по его коррекции.

 Для организации работы с учётом особенностей 7, 8, 9, 10 сотрудничаю с педагогом – психологом.

С учётом моих рекомендаций музыкальный руководитель выполняет на своих занятиях отработку речевого дыхания, логоритмические упражнения.

13. реализация  комплексного медико – педагогического подхода позволяет, сотрудничая с медицинским персоналом, проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне (консультирование со специалистами, своевременное лечение, сбор анамнестических данных).

14.Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Поэтому провожу консультирование родителей по проблемам речевого развития их детей, обучаю родителей доступным им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.

Таким образом, коррекция нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушением интеллекта происходит на специально организованных коррекционно – развивающих занятиях, а так же во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни в процессе общения с педагогами, сверстниками, с членами семьи.

Результаты коррекционно  - развивающей работы, трудности усвоения программного материала и пути их преодоления обсуждаются совместно всем педагогическим коллективом, принимающим участие в обучении и воспитании ребенка на психолого – медико – педагогическом консилиуме, регулирующем процесс комплексного сопровождения развития воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс " Перспективы методического сопровождения педагогов ДОУ по реализации речевого развития дошкольников"

Презентация посвещена  организации образовательной еятельности пеагогами дошкольного учреждения по реализации речевого развития дошкольников...

индивидуальное сопровождение ребёнка по музыкальному воспитанию и развитию.

Траектория индивидуального сопровождения ребёнка с диагнозом - умственная отсталость умеренной степени,  аутизм, алалия. Содержит поквартальное содержание коррекционной работы по всем видам музык...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников

Детский фольклор - это синтез поэтического народного слова и движения...

Организация комплексного индивидуального сопровождения

Организация комплексного индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ...

Логопедический массаж как часть комплексного коррекционного воздействия по преодолению речевых расстройств. Самомассаж мячами в работе с детьми дошкольного возраста.

Работая с детьми с тяжелой речевой патологией и туберкулёзной интоксикацией, целью профессиональной деятельности ставлю - коррекция и развитие всех языковых систем у детей с ОНР в процессе пребы...

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольников с ОВЗ как условие отслеживания результативности коррекционно-развивающей работы

В настоящее время в мире отмечается увеличение числа детей, имеющих особенности развития (ЗПР*, РАС*, ОНР*, умственная отсталость и другие нарушения развития). Эти дети нуждаются в специализированной ...