Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольников с ОВЗ как условие отслеживания результативности коррекционно-развивающей работы
презентация по коррекционной педагогике

Гололобова Людмила Арменаковна

В настоящее время в мире отмечается увеличение числа детей, имеющих особенности развития (ЗПР*, РАС*, ОНР*, умственная отсталость и другие нарушения развития). Эти дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. У каждого такого ребенка свои возможности и своя индивидуальность, и грамотный выбор диагностического инструментария дает возможность своевременного выявления нарушений в развитии и оказание ему необходимой психологической помощи.

Психологическая диагностика – это вид деятельности, позволяющий исследователю получить информацию, на основании которой разрабатываются различные психолого-педагогические заключения и проекты. Психолого-педагогическая диагностика детей, имеющих особенности развития, также является ключевым и необходимым этапом, позволяющим адекватно и всесторонне оценить личность ребенка, его индивидуальные особенности, и своевременно выявить отклонения в психическом развитии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольников с ОВЗ как условие отслеживания результативности коррекционно-развивающей работы». Педагог-психолог МБДОУ№ 121 Гололобова Л. А.

Слайд 2

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!

Слайд 3

С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. С 1996-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Слайд 5

Цель психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Задачи психолого-педагогического сопровождения:  выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;  осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);  возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Слайд 6

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: Диагностическая, коррекционная и развивающая работа ; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории, организационно – методическая работа. Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы: Соблюдение интересов ребёнка Наглядность и доступность Непрерывность Вариативность Создание ситуации успеха Принцип психологической комфортности Гуманность и реалистичность

Слайд 7

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: Диагностическое направление Консультативно – просветительское и профилактическое направление Коррекционно – развивающее направление Организационно – методическое направление

Слайд 8

Диагностическое направление Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике. Коррекционно-развивающее направление Основными направлениями коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения Формирование и развитие социальных навыков и социализации Консультативно просветительское и профилактическое направление Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно – воспитательных задач. Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога – психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.

Слайд 9

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Слайд 10

Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей

Слайд 11

Специальные ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС В настоящее время в мире отмечается увеличение числа детей, имеющих особенности развития (ЗПР*, РАС*, ОНР*, умственная отсталость и другие нарушения развития). Эти дети нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. У каждого такого ребенка свои возможности и своя индивидуальность, и грамотный выбор диагностического инструментария дает возможность своевременного выявления нарушений в развитии и оказание ему необходимой психологической помощи. Психологическая диагностика – это вид деятельности, позволяющий исследователю получить информацию, на основании которой разрабатываются различные психолого-педагогические заключения и проекты. Психолого-педагогическая диагностика детей, имеющих особенности развития, также является ключевым и необходимым этапом, позволяющим адекватно и всесторонне оценить личность ребенка, его индивидуальные особенности, и своевременно выявить отклонения в психическом развитии.

Слайд 12

В процессе психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ необходимо соблюдать ряд принципов: 1. Деятельностный принцип, направленный на проведение психолого-педагогического обследования в контексте деятельности, доступной ребенку с ОВЗ: предметно-практической, игровой, учебной. 2. Принцип качественного анализа полученных данных психолого-педагогического обследования. Для педагога важен не только результат выполнения тестового задания, но и способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение к заданию, собственная оценка результатов. 3. Принцип личностного подхода. Педагог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом. 4. Принцип сравнительного подхода. При изучении нарушенного развития педагог должен правильно ориентироваться в особенностях психического развития здорового ребенка. 5. Принцип комплексного подхода. Учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ОВЗ: клинических, педагогических, психологических, социальных.

Слайд 15

7. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс . 8. Ступеньки: Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей раннего и младшего возраста. Авторы О. Ю Кравец, И. А. Рыбкина. 9. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста Авторы О.П. Гаврилушкина , Н.Д. Соколова 10. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Авторы: Л.Б. Баряева , О.П. Гаврилушкина , А.П. Зарин, Н.Д. Соколова 11. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авторы: Е.А. Екжанова , Е.Н. Стребелева 12. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью Авторы: Т.Н. Исаева, Г.Н. Багаева , Г.В. Цикото , А.А. Ерёмина, Н.Б. Жарова Научный редактор Н.Ф. Дементьева

Слайд 16

Индивидуально – образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития. Задачи маршрута сопровождения: Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей) Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми Подготовка к школьному обучению Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

В статье рассматривается определение индивидуального образовательного маршрута, этапы построения и структурные компаненты....

Примеры индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

В работе представлены примеры составленных индивидуальных маршрутов дошкольников испытывающих разные виды трудностей в развитии....

Педагогический мониторинг образовательной деятельности, индивидуального образовательного маршрута дошкольника 3-7 лет в соответствии ФГОС ДО.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка ...

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант лана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с особыми образовательными нуждами

Вариант плана подготовки ИОМ дошкольника. Вариант ИОМ дошкольника.Использовался в группе полной инклюзии в 2017-2018 учебном году....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Особенности индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Особенности индивидуального образовательного маршрута дошкольника...