Коррекционно-развивающее занятие с использованием песочной игротеропии "Путешествие в Песочное царство"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Цели: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.
Задачи: Образовательные. Создавать положительный эмоциональный микроклимат; активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире; учить передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх; обучать способам рефлексии, пластики и бесконфликтному решению проблемных ситуаций.
Развивающие. Развитие детского творчества в работе с нетрадиционным материалом, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, «словаря эмоций» путем тактильных взаимодействий; развитие эмоциональной сферы; развитие воображения, памяти, внимания, мышления; развитие эмоционально-чувственного опыта детей.
Воспитательные. Воспитывать детскую эмпатию, гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, способности к сопереживанию, сотрудничеству; умение понимать себя и других, взаимодействовать друг с другом, осознавать себя частью коллектива; воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации игровых персонажей, желание прийти на помощь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №72 городского поселения Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области
Коррекционно-развивающее занятие
с использованием элементов песочной терапии
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в Песочное царство».
Составил:
Педагог-психолог
1 квалификационной категории
Эклер Елена Владимировна.
Конспект коррекционно-развивающего занятия
с использованием элементов песочной терапии
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в Песочное царство» (подгрупповое занятие).
Цели: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.
Задачи:
- Образовательные. Создавать положительный эмоциональный микроклимат; активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире; учить передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх; обучать способам рефлексии, пластики и бесконфликтному решению проблемных ситуаций.
- Развивающие. Развитие детского творчества в работе с нетрадиционным материалом, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, «словаря эмоций» путем тактильных взаимодействий; развитие эмоциональной сферы; развитие воображения, памяти, внимания, мышления; развитие эмоционально-чувственного опыта детей.
- Воспитательные. Воспитывать детскую эмпатию, гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, способности к сопереживанию, сотрудничеству; умение понимать себя и других, взаимодействовать друг с другом, осознавать себя частью коллектива; воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации игровых персонажей, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: знакомство с Песочной Феей и законами Песочного царства; использование песочной игротерапии в кружковой работе «Путешествие в песочные фантазии»; знакомство с пословицами и поговорками о дружбе.
Оборудование и материалы: куклы Песочная Фея, Колдунья Шуршиха; ширма; листочек, покрытый песком; цветы и листочки с тактильными покрытиями; полоски с тактильными покрытиями и разноцветные; записи музыкального сопровождения; «следы Шуршихи»; голубая лента; трубки; емкости с водой; песочница; тарелочки с песком, крупами, поддон; рисунки с контурами животных; клей; кисточки; платок; стаканчики с песком и бусинами; инструкция-рисунок чередования бусин; проволока или леска.
Ход занятия:
Приветствие.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашей комнате друзей. Давайте поприветствуем наших гостей, и чтобы у всех было замечательное настроение, улыбнемся самой доброй и приветливой улыбкой на свете друг другу и нашим гостям. Замечательно! Проходите и присаживайтесь вокруг обруча.
Начнем нашу встречу с песенки-приветствия про то, как мы рады видеть друг друга. В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Вы будете мне подпевать? (Дети: Да!) Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой дружбы. Я начинаю: «Мы очень рады, что Андрюша у нас есть...» Отлично!
Клубочек ко мне вернулся. Давайте все вместе поднимем руки вверх. Опустим их вниз. А теперь аккуратно положим волшебную ниточку дружбы, которая нас соединяет, на пол.
Что за чудо-чудеса: раз рука и два рука.
Вот ладошка левая, вот ладошка правая. (показываем раскрытые ладони)
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку, (скрещиваем руки, обнимая свои плечи)
Добрые руки — погладят собаку, («гладим собаку»)
Умные руки умеют лепить, («ладушки», переворачивая ладони)
Чуткие руки умеют дружить. (пожимают друг другу руки)
Ритуал вхождения в сказку.
Педагог-психолог: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие в Песочное царство? Ну, тогда давайте подойдем к нашей песочнице, произнесем волшебное заклинание и позовем Песочную Фею.
Педагог-психолог просит их разъединить руки, положить свои раскрытые ладошки в песочницу, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочная фея, приди!
(Звучит звук ветра или музыка и в руках взрослого появляется кукла — Песочная фея с песочным листочком).
Педагог-психолог от лица Песочной Феи: Здравствуйте, милые ребятки, здравствуйте, гости долгожданные! (Дети здороваются.) Ребята, давайте вспомним правила и законы Песочной страны.
Звучит музыкальное сопровождение - «Вальс цветов».
Вредных нет детей в стране — Дети произносят слова с педагогом-психологом.
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Педагог-психолог от лица Песочной Феи: Я приглашаю вас в свое Песочное царство, но вот беда: к нам проникла Злая Колдунья Шуршиха. А как вы думаете, почему ее так назвали? (Предполагаемые ответы детей: она сердито шуршит, песок рассыпает, заметает всех...) Попробуйте произнести звуки, которые она издает. (Дети: Ш-ш-ш, с-с-с, ж-ж-ж...) Как вы точно изобразили Шуршиху! И вот однажды она прокралась в Песочную страну и сорвала мои волшебные бусы, которые давали мне силу делать добрые дела. Теперь я, правительница Песочного царства, бессильна помочь своим жителям. Шуршиха раскидала их по всей Песочной стране и только умные, смелые и сильные смогут их собрать.
Педагог-психолог: Ребята, вы сильные? Вы смелые? Вы умные? (Дети отвечают: да.) Вы сможете помочь Песочной Фее и жителям Песочного царства?
Голос Шуршихи из-за ширмы: Ха-ха-ха! Зачем вы пожаловали ко мне в страну песка? Не будет здесь больше ни тепла, ни добра, ни света, теперь я здесь хозяйка!
Педагог-психолог: Путь в песчаное царство очень трудный. Злая Колдунья Шуршиха приготовила много заданий. Но если мы будет дружны, то обязательно справимся с ними!
Педагог-психолог от лица Песочной Феи: Вам покажет дорогу волшебный листочек. А как вы думаете, почему я назвала листочек волшебным? (Дети: потому что он покрыт песком.) Как вы догадались, какой он на ощупь? (Дети: листочек шершавый, покрыт песчинками, колючий...)
Ты лети, лети, листочек, Педагог произносит слова, дети повторяют за ним.
Мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи,
Нам тропинку покажи.
Педагог-психолог: Мы пришли на цветочную поляну. Чтобы помочь жителям Песочного царства надо выполнить задание: подобрать на ощупь к цветку такой же листок.
Игра «Найди такой же»: Детям предлагаются изображения цветов с различными тактильными покрытиями: мех, пшено, кожа, ткань, фольга, наждачка и др. Им завязываются глаза и ребенок берет один из цветов с различными покрытиями. Он должен на ощупь подобрать к цветку листок с таким же покрытием.
Педагог-психолог: Ребята, мы выполнили задание, «оживили» цветы. (Дети находят под салфеткой стаканчик с песком, в котором спрятаны бусины.) Посмотрите, как вы думаете, что там? (Дети находят бусины.) Как вы думаете, что это за бусины? (Ответы и предположения детей: Это бусины из бус Песочной Феи.)
Педагог-психолог: Ребята, я поняла, если мы выполним все задания, то найдем все бусины и тогда, собрав бусы, спасем Песочную Фею и жителей Песочного царства.
Ребята, я предлагаю вам превратиться в цветы.
Психоэтюд «Цветы»: Педагог под музыку произносит строки, дети с помощью пластических движений выполняют действия.
Наши нежные цветки Руки перед грудью, поднимаем вверх,
Распускают лепестки. делаем «лепестки».
Ветерок чуть дышит, Медленно раскачиваемся
Лепестки колышет. из стороны в сторону.
Наши нежные цветки Ладони рук соединяются,
Закрывают лепестки, опускаются к груди.
Головой кивают, Киваем головками,
Тихо засыпают. закрываем глаза, голову на ладошки.
Педагог-психолог: Ребята, просыпайтесь, это Колдунья навеяла сон, чтобы помешать нам попасть в Песочное царство. Где наш волшебный листок?..
Ты лети, лети, листочек, Дети и педагог произносят слова.
Мимо елок, мимо кочек,
Покружи, покружи,
Нам тропинку покажи.
Дети кружатся вместе с листком, подходят к ручью — голубой ленте на полу.
Педагог-психолог: Привел листочек нас к лесному ручейку. Прислушайтесь, дети... Тишина... Ручей не поет, не журчит. Наверное, Колдунья и здесь побывала. Попробуем оживить ручеек? (Дети: да.)
Имитационная игра «Песенка ручья».
Педагог-психолог: Возьмите цветные трубочки и изобразите песенку ручейка. (Дети подходят к столу. На столе - стаканчики с водой. Дети с помощью трубочек имитируют песенку ручья.)
Педагог-психолог: Ребята, какими еще словами можно описать песенку ручья? (Предполагаемые ответы детей: озорной, задорный, шумный, быстрый, журчащий, веселый, игривый...) Звуки ручейка.
Педагог-психолог: Ребята, вы помогли ручейку, можно отправляться дальше в путь. А вот и еще один стаканчик. Для того чтобы нам пройти через ручей, надо сложить мостик. Что вы видите на земле? (Предполагаемые ответы детей: полоски, лесенки, досточки...). Сколько волшебных ступенек! Наверно, Колдунья сломала мостик. Давайте его починим. Найдите ступеньки, покрытые песком. (Дети находят и приносят полоски, покрытые песком.) Кто нашел песочные ступеньки? Все! Какие вы все умники! Давайте починим мостик. (Дети выкладывают мостик из песочных ступенек.)
Педагог-психолог: Ребята, чтобы перейти через ручей по мостику, надо всем положить руки на плечи друг другу и след в след перейти по мостику с закрытыми глазами. Готовы! (Дети встают за педагогом, кладут руки на плечи и, закрыв глаза, переходят через ручей.)
Педагог-психолог: Какие вы внимательные и замечательные дети! А вот и еще один волшебный стаканчик.
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, что это? (Дети: чьи-то следы...) Это следы Колдуньи. Чтобы по ним пройти, надо вспомнить и рассказать пословицы и поговорки о дружбе. (Дети вспоминают пословицы и поговорки о дружбе.) Какие вы дружные ребята! Мы выполнили задание, а вот и еще один волшебный стаканчик в котором Колдунья спрятала бусины Песочной Феи.
Рисование песком, крупами.
Педагог проводит детей «на поляну», на ней столы, на столах тарелочки с песком и крупами (соль, ячка, кукуруза, пшено, манка), рисунки с контурами животных — по числу детей.
Педагог-психолог: Следы привели нас на волшебную поляну. Как много здесь всего интересного! Рассаживайтесь, где вам удобно. Что вы видите в тарелочках? (Ответы детей: песок, крупы, манка, ячка, кукуруза, соль.)
Вспомните лето, что вам нравилось делать с песком? (Ответы и рассказы детей: строили замки, башни, города, пекли куличи и пирожки из песка...) Ну, сколько вы чудес назвали! Сухим песком, крупами можно даже рисовать.
Посмотрите, какие у меня картинки. Ой, здесь были разные животные, а сейчас их нет. Опять Колдунья напроказничала. Ребята, попробуем их оживить?
Для этого надо покрыть весь контур клеем и посыпать песком, крупой, солью...! Берем в щепотку и посыпаем на весь намазанный клеем контур животного. (Дети посыпают песок и крупы на контур изображения.)
Представьте себе, что вы превратились в разных животных. Кто вы? (Опрос детей: у кого какое животное получилось.) Что вы ощущаете? (Предполагаемые ответы детей: радость, интерес, веселье...)
Вам понравилось «оживлять» животных? (Дети: да.) Вы настоящие волшебники! Прикоснитесь к полученным изображениям. Какое у вас настроение? (Предполагаемые ответы детей: радостное, веселое, грустное, счастливое...)
Имитационная игра «Изобрази своего животного».
Педагог-психолог: А теперь, я предлагаю вам их оживить по-настоящему, изобразить каждому своего животного: показать мимикой, движениями. Согласны? (Дети имитируют движения животных.)
А теперь мимикой и движениями покажите: грустного животного; злого; веселого, радостного!
Педагог просит детей, встав в круг, изобразить с помощью мимики, движений грусть, злость, радость.
Замечательно! А вот и еще один волшебный стаканчик. А теперь я вас снова превращаю в детей!
Педагог-психолог: Ребята, какие вы молодцы, мы с вами нашли все стаканчики с бусинами. Теперь осталось их только собрать на нить и отдать Песочной Фее. Вот инструкция-рисунок, по которой мы должны собрать бусы Песочной Феи.
(Дети садятся за стол и собирают бусы. Каждый из детей нанизывает бусины определенного цвета. Детям дается инструкция-рисунок чередования бусин: например, 2 бусины красного цвета, 2 бусины зеленого цвета и т. д.)
Затем дети вручают бусы Песочной Фее.
Педагог-психолог от лица Песочной Феи: Молодцы, ребята! Большое вам всем спасибо! Вы не побоялись происков злой колдуньи, помогли спасти сказочный песочный мир. Он снова стал светлым, ярким и солнечным. Ребята, за ваши добрые сердца и умелые руки я дарю вам «песочные» сердечки. (Песочная Фея вручает детям сердечки, покрытые песком. Дети прощаются с Песочной Феей.)
Педагог-психолог: Ну, вот мы преодолели все препятствия на нашем пути и помогли жителям Песочной страны. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы победить злодейку? (Ответы и предположения детей: прогнать ее, напоить чаем, попросить уйти...)
Я думаю, что победить злую колдунью мы сумеем, если как следует, от всего сердца ее похвалим. А как вы думаете, почему добрые слова могут превратить колдунью в друга? (Ответы и предположения детей: доброе слово всех делает добрее...)
(Дети говорят добрые слова Шуршихе.)
Голос Шуршихи из-за ширмы: Никогда в жизни мне не говорили столько добрых слов! Ой-ой-ой! Я чувствую, что становлюсь добрее и добрее...
Ритуал выхода из сказки.
Педагог-психолог: Ребята, ваши добрые слова сделали Злую Колдунью доброй. Вот и закончилось наше с вами сказочное путешествие — нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки. Раз, два, три! Вот мы и в детском саду! Но сказочные чудеса останутся с нами навсегда!
Дети кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Рефлексия занятия:
Педагог-психолог: Ребята, скажите, понравилось ли вам путешествие? (Дети: да.) Кому мы сегодня помогли? (Дети: жителям Песочного царства и Песочной Фее.) Какие нам с вами препятствия пришлось преодолеть? (Дети: «оживить» ручеек, зверей, перейти через ручеек по мостику, собрать бусы Феи, подобрать листочек к цветку, пройти по следам Шуршихи.) Какое у вас теперь настроение? (Дети: радостное, счастливое, веселое...) У меня очень хорошее настроение и радостное. Остается только попрощаться и поблагодарить друг друга за работу.
Дети передают друг другу сердечко, благодарят друг друга за работу, все вместе произносят: «Всем, всем, до свидания!»
Литература:
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.- 80с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - 6-е изд. - М.: Генезис, 2011.- 208с.
- Грабенко Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» / ж. «Дошкольная педагогика», сентябрь-октябрь, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием методов арт-терапии (песочная терапия) "В гости к осьминогам"
Данное занятие проводилось мной на муниципальном конкурсе "Педагог-года 2014 города Югорска ". Я стала победителем в номинации "Воспитатель года города Югорска"...
Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК
Коррекционно-развивающее фронтальное занятие в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: « МЕБЕЛЬ» с использованием ИТК...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
КОНСПЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ (с использованием элементов психогимнастики и песочной терапии) для детей ОНР (5-6 лет) Тема занятия «Преображение песочной страны»
Занятие разработано для детей ОНР 5-6 лет....
Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая деятельность: НОД «Мой мир добра»(С элементами песочной терапии)
Аннотация: Конспект коррекционнно-развивающей деятельности направлен на закрепление у детей понятия добро, миролюбие, уважение, дружба. формированию навыков саморегуляции....
Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...