Рабочая программа. Оздоровительный кружок.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Программа для реализации в дошкольной организации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_martynenko_detskiy_sad_2017_c_ispravleniem.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» ___________Н.П. Сорокина приказ _____________________ Протокол заседания педагогического совета _____________________________
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мир здоровья»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Автор-разработчик:
Мартыненко Светлана Павловна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»
Излучинск, 2017
Содержание
I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 4
1.2. Цели и задачи программы 5
1.3. Отличительные особенности программы 6
1.5. Взаимодействие с семьями обучающихся 11
II. Комплекс организационно-педагогических условий 12
2.1. Календарный учебный график 12
2.2. Условия реализации программы 12
2.5. Методическое обеспечение программы 14
Приложение 1 Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир здоровья» 20
Приложение 2 Тестирование физических способностей обучающихся 25
Приложение 3 Спортивно-игровая программа «Старты здоровья» 27
Приложение 4 План-конспект «Путешествие в город Здоровья» 30
Приложение 5 Квест-игра с использованием здоровьесберегающих технологий «В поисках клада» 35
“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”
В.А.Сухомлинский
I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир здоровья» (далее - программа) имеет физкультурно-спортивную направленность и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» с учётом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий.
- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
- «Об утверждении СаНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» (Постановление от 15.05.2013 г. ФС по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека).
Актуальность программы обусловлена в удовлетворении потребности обучающихся с ослабленным здоровьем в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности на принципах оздоровительной гимнастики. В рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Одной из важнейших составляющих частей воспитательного процесса является работа с детьми ослабленного здоровья.
Характеристика особенностей программы заключается в ее построении на принципах оздоровительной гимнастики с интеграцией в неё игровой деятельности. В процессе игровой деятельности у старших дошкольников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Одной из причин резкого снижения уровня здоровья детей является дефицит двигательной активности - гиподинамия. Физическое развитие и здоровье детей является самым важным, поскольку любой стране мира нужны гармонично развитые, активные личности.
Работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создание в ДОУ условий для физического развития дошкольников;
- проведение разных форм работы с детьми систематически и целенаправленно.
Программа адресована для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Объем программы – 72 часа.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: групповые занятия, количество обучающихся в каждой группе 8 – 10 человек.
Формы проведения занятий: аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с перерывом 10 минут (25-10-25)
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством занятий оздоровительной гимнастики.
Задачи программы:
- Оздоровительные:
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- обучать упражнениям для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
- обучать правильной постановке стоп при ходьбе, самомассажу.
- Развивающие:
- развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
- развивать двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
- организовать непрерывный процесс взаимодействия ДОУ и семьи, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей.
- Воспитательные:
- воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки;
- создать представление о физической культуре и закаливающих мероприятиях как об основных факторах, формирующих здоровье человека
- корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
1.3. Отличительные особенности программы
Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.
Реализация программы направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.
Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость.
Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя.
Каждое практическое занятие состоит из трех частей:
- подготовительная – упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами), беседы о ЗОЖ;
- основная часть – подвижные и спортивные игры, комплексы упражнений на укрепление здоровья, корригирующая гимнастика, саммомассаж, Су-Джок терапия, игровой стретчинг;
- заключительная – ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на дыхание, дыхательная гимнастика, игры на развитие психических процессов.
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятий, правильно организованная система двигательной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить физические способности каждого воспитанника. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Основные методы, используемые при реализации программы:
- практический (физические упражнения, соревнования, тестирования);
- наглядный (показ упражнений, мультимедийные презентации);
- словесный (инструктаж, беседы, разъяснения).
Данная программа представляет собой вариант программы организации кружковой работы дошкольников и предназначена для реализации в отдельных группах.
1.4. Содержание программы
Для успешной реализации программных задач проводятся разного типа занятия: традиционные, игровые, познавательные, обучающие, занятия – путешествия, круговые тренировки.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры: динамические и оздоровительные паузы, релаксационные упражнения, хороводы, игры с проговариванием, занимательные разминки, различные виды массажа, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика. Для успешного решения оздоровительных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения.
В качестве вспомогательных средств для проведения занятий используются мячи для лечебной гимнастики, фитболы, специальные коврики, тренажеры, шведская стенка, красочный спортивный инвентарь, Су-Джоки, гимнастические палки, нетрадиционный инвентарь (краски, кисти, салфетки, платочки и т. д.). Для занятий подбирается специальная музыка, которая создает соответствующую атмосферу.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вводные занятия | 4 | 2 | 2 |
2. | Закаливание и релаксация | 6 | 2 | 4 |
3. | Игровой стретчинг | 12 | 2 | 10 |
4. | Корригирующая гимнастика | 12 | 2 | 10 |
5. | Дыхательная гимнастика | 6 | 2 | 4 |
6. | Игры на развитие психических процессов | 8 | 2 | 6 |
7. | Самомассаж | 6 | 2 | 4 |
8. | Азбука здоровья | 6 | 4 | 2 |
9. | Оздоровительная гимнастика | 10 | 2 | 8 |
10. | Заключительные занятия | 2 | 1 | 1 |
Итого | 72 | 21 | 51 |
По окончанию программы сертификат не выдается.
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Вводные занятия (4часа)
Тема 1. Знакомство с группой.
Теория: Ознакомление с планом работы. Вводный инструктаж. Техника безопасности, пожарная безопасность, правила дорожного движения.
Тема 2. Правила выполнения различных упражнений, подвижных игр.
Практика: Вводная диагностика. Техника безопасности на занятиях в спортивном зале и показ простых приемов самостраховки.
Раздел 2. «Закаливание и релаксация» (6 часов)
Тема 1. Что такое закаливание? (2часа)
Теория: Понятие «закаливание». Формы и методы закаливания. Формирование представлений детей об образе жизни человека, о режиме дня. Релаксация «Океан»
Тема 2. В здоровом теле – здоровый дух (2 часа)
Практика: Игра «Снежинка», Игра «Радужные брызги». Терморегуляция, воздействие тепла и холода, факторы закаливания. Су-Джок терапия. Релаксация «Космос»
Тема 3. Водные процедуры (2 часа)
Практика: Игра «Чисто ручки я помою», игра «Волшебный напиток», игра «Лошадка». Повышение устойчивости организма к простудным заболеваниям и профилактика заболеваний носоглотки. Релаксация «Бабочка»
Раздел 3. «Игровой стретчинг» (12 часов)
Тема 1. Что такое стретчинг? (2 часа)
Теория: Понятие «стретчинга», разновидности. Техника выполнения.
Тема 2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пояса (2 часа).
Практика: «Кузнечик», «Собачка», «Колечко», «Кошечка», «Кошечка» (усложненный вариант), «Скорпион», «Кукушка», «Рыбка».
Тема 3. Упражнения на укрепление мышц спины (2 часа).
Практика: «Птица» (усложненный вариант), «Горка» (усложненный вариант), «Веточка», «Слон», «Столбик», «Черепаха», «Осьминог».
Тема 4. Упражнения на укрепление позвоночника (2 часа).
Практика: «Луна», «Маятник», «Маятник» (усложненный вариант), «Муравей», «Муравей» (усложненный вариант), «Часики».
Тема 5. Упражнения на укрепление мышц бедер, ног, стоп (2 часа). Практика: Су-Джок терапия. «Велосипед», «Павлин», «Лесенка», «Жучок», «Хлопушка», «Таракан», «Морская волна», «Медвежонок», «Ласточка», «Цапля», «Орел», «Крыло».
Тема 6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса (2 часа).
Практика: «Дощечка», «Замочек», «Пловцы», «Мельница», «Самолет». «Пчелка».
Раздел 4. «Корригирующая гимнастика» (12 часов)
Тема 1. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (2 часа)
Теория: Понятия «осанка», «плоскостопие». Техника выполнения корригирующих упражнений.
Тема 2. Общеукрепляющие упражнения (2 часа).
Практика: Комплексы ОРУ, строевые упражнения, гимнастические упражнения, акробатические упражнения. Су-Джок терапия.
Тема 3. Формирование правильной осанки (4 часа).
Практика: Игра «Буратино», игра «Веселый гномик», игра «Жучок на спинке», игра «Не расплескав воду». Гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создание достаточную силовую выносливость мышц. Формирование правильной осанки, коррекция сутулости.
Тема 4. Профилактика плоскостопия (4 часа).
Практика: Босохождение. Упражнения «Если бы ноги стали руками», «Веселые ножки», «Обезьянки читают газету» игра «Носильщик», упражнение с нетрадиционным оборудованием «Художники». Су-Джок терапия. Укрепление мышц, сохраняющий свод стопы, мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Профилактика и коррекция плоскостопия. Общеразвивающие упражнения при плоскостопии.
Раздел 5. «Дыхательная гимнастика» (6 часов)
Тема 1. Правильное дыхание – залог здоровья (2 часа)
Теория: Виды дыхания. Техника выполнения дыхательных упражнений.
Тема 2. Комплексы дыхательной гимнастики (2 часа).
Практика: Игры «Часики», «Паровозик», «Сердитый еж», «Трубач», «Насос». Научить детей дышать через нос, правильному дыханию, способствовать развитию грудной клетки.
Тема 3. Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой (2 часа).
Практика: Упражнения на удлинение выдоха, специальные дыхательные упражнения, Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.
Раздел 6. «Игры на развитие психических процессов» (8 часов)
Тема 1. Психические процессы (2 часа)
Теория: Память. Внимание. Воображение. Мышление. Восприятие.
Тема 2. Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона (4 часа).
Практика: Упражнения «Расслабление мышц рук», «Кулачки – пружинки», «Любопытная Варвара», «Шарик – волшебный сон». Снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.
Тема 3. Развивающие игры (2 часа).
Практика: Игры «Мамины помощники», «Кукловод», «Запомни порядок», «Что изменилось», «Дорисуй», «Светофорики», «Запрещенное движение», «Делай как я», «Смотри и слушай», «Угадай».
Раздел 7. «Самомассаж» (6 часов)
Тема 1. Самомассаж (2 часа)
Теория: Виды массажа. Польза самомассажа. Техника выполнения самомассажа.
Тема 2. Пальчиковая гимнастика (2 часа).
Практика: Комплексы пальчиковой гимнастики «Капуста», «Карандаш», «Грибы», «Осень», «Посуда». Су-Джок терапия. Игра «Моя семья» Развитие мелкой моторики рук, создание руками образов, способствующих развитию коры головного мозга, обеспечивающего работу мысли и функций речи.
Тема 3. Массаж по методу Усманской А. А. (2 часа).
Практика: Упражнения «Чтобы уменьшить кашель», «Звонкий и чистый голос», «Головные боли отступят», «Чтобы руки не болели, не кружилась голова». Игра «Рельсы-рельсы» Повысить защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов.
Раздел 8. «Азбука здоровья» (6 часов)
Тема 1. Азбука движения (2 часа)
Теория: Мышечная система. Виды упражнений. Виды спорта. Как я расту.
Тема 2. Уроки Айболита (2 часа).
Теория: Витамины. Правильное питание. Здоровье и болезни. Формирование представлений о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека.
Тема 3. Я здоровье берегу (2 часа).
Практика: Игры «Замри», «Полезное - вредное», «Для чего это», «Собери урожай».
Раздел 9. «Оздоровительная гимнастика» (10 часов)
Тема 1. Гимнастика – молодость и долголетие (2 часа)
Теория: Польза гимнастика. Значение упражнений.
Тема 2. Наши ножки (2 часа).
Практика: Упражнения для укрепления мышц ног, свода стопы. Профилактика плоскостопия. Массаж биологически активных точек. Су-Джок терапия. Игры «В лесу», «По камушкам», «Тропинки»
Тема 3. Наши ручки (2 часа).
Практика: Упражнения на укрепление мышц рук. Развитие мелкой моторики. Массаж биологически активных точек. Су-Джок терапия. Игры «Дровосек», «В домике», «Перетяни», «Репка», «Друзья».
Тема 4. Я красивым быть хочу (2 часа).
Практика: Упражнения для укрепления мышц спины. Упражнения для правильной осанки. Игры «Пронеси – не урони», «По волнам», «Мостик»
Тема 5. Шагаем дружно (2 часа).
Практика: Строевые упражнения. Перестановка в шеренги, в колоны. Расчет на 2,3,4. Хороводные игры, игры с проговаривание.
Раздел 10. Заключительные занятия (2 часа)
Тема 1. Подведение итогов.
Теория: Рекомендации на лето. Повторение пройденного материала.
Практика: Заключительная диагностика.
Планируемые результаты
Улучшение процесса закаливания детей.
Сохранение физического и психического здоровья детей.
Стремление детей беречь свое здоровье, желание и умение заниматься физической культурой, проявление самостоятельности в выборе средств и путей оздоровления.
Развитие у детей координации, ловкости, быстроты, силы и общей выносливости.
Заинтересованность детей в занятиях физической культурой.
1.5. Взаимодействие с семьями обучающихся
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от сформированной у родителей активной позиции в физическом воспитании и оздоровлении ребенка. В целях осуществления преемственности ДОУ, дополнительного образования и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления детей разработан План взаимодействия с семьями обучающихся.
План работы с родителями
1. | Индивидуальные рекомендации и беседы. | в течение года |
2. | Консультации на родительских собраниях: - Особенности физического развития детей дошкольного возраста; - «Игры детей летом» - рекомендации родителям по физкультурно - оздоровительному развитию детей на летний период. | осень весна |
3. | Наглядная информация – консультации: - профилактика плоскостопия; - пальчиковая гимнастика; -значение физической культуры для развития умственной деятельности; - «Как приучить детей делать утреннюю гимнастику»; - «Укрепляем мышцы спины пресса - формирование правильной осанки»; - организация двигательной активности ребенка дома; -«Закаливание детей – воздушные и солнечные ванны, водные процедуры»; | в течение года сентябрь ноябрь февраль март апрель |
4. | Совместные спортивные мероприятия и праздники: - «Зимние забавы» - «Самый, самый… » (ко Дню Защитника Отечества) - «Весенняя ласточка» - «Мама, папа, я – спортивная семья» | декабрь-январь февраль март апрель-май |
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36 (1 полугодие – 17 недель, 2 полугодие – 19 недель).
Учебный процесс – с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года. Зимние каникулы – с 29 декабря 2017 года по 8 января 2018 года. Весенние каникулы – с 26 марта по 31 марта 2018 года.
Праздничные дни:
4 ноября – День Народного единства
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
1 мая – Праздник Весны и Труда
9 мая – День Победы
2.2. Условия реализации программы
Учебный кабинет (физкультурный зал) для занятий одновременно не менее 10 человек;
необходимое физкультурное оборудование;
Су-Джок инвентарь и массажные мячи;
технические средства обучения;
наглядно-дидактические материалы.
2.3. Формы аттестации:
Форма контроля, форма подведения итогов реализации программы | |||
Текущий контроль | педагогическое наблюдение , тесты, игра, соревнования, зачетные упражнения, тестирование. | ||
Промежуточная аттестация | диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся – вводная - сентябрь, итоговая - май; | ||
Итоговая аттестация | Итоговый уровень усвоения практических знаний обучающихся определяется по результатам итогового тестирования, сдачи контрольных нормативов. | ||
2.4. Оценочные материалы:
Для отслеживания результатов работы в конце каждой темы проводятся беседы с детьми на данную тематику с целью выявления уровня представлений обучающихся о ценности здоровья и здорового образа жизни.
Перечень зачетных мероприятий, игр, упражнений для отслеживания результатов:
- Тестирование физических способностей
- Спортивно-игровое занятие «Весёлые старты»
- Зачетные упражнения
- Контрольные испытания
- Квест-игра «В поисках клада»
- Игровое занятие «Старты здоровья»
- Познавательно-театрализованное занятие «Путешествие в страну Здравику»
- Мастер-класс «Приемы самомассажа».
- Игровая программа «Закаляйся круглый год»
- Итоговое тестирование Контрольные испытания по ОФП.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения программного материала по программе «Мир здоровья» воспитанники должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки, профилактику плоскостопия;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- демонстрировать уровень физической подготовленности (см. табл).
2.5. Методическое обеспечение программы
- гимнастические маты - 2 шт;
- шведская стенка – 2 шт;
- ленточки на кольцах - 11 шт;
- кегли - 11 шт;
- пластмассовые кубики -22 шт;
- обручи - 11 шт;
- гимнастические палки – 11 шт;
- корригирующая дорожка с дискомфортными модулями – 1 шт;
- резиновые мячи – 11шт;
- мячи массажные – 22 шт;
- Су-Джок инвентарь – 11 шт;
- скамейки гимнастические – 3 шт;
- коврики гимнастические 11 шт;
- туннели- 2 шт;
- мягкие модули – 20 шт;
- фитболы – 11 шт;
- скакалки – 11 шт;
- свисток – 1 шт;
- музыкальный центр;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- секундомер;
- наглядно-дидактических материалы:
- подборка музыкальных произведений (классическая, народная, музыка для детей, современная разножанровая музыка) на музыкальных дисках;
- картотека комплексов упражнений игрового стретчинга;
- плакаты «Нарушение осанки»;
- плакаты «Плоскостопие и его профилактика»;
- презентация «Система органов дыхания»;
- презентация «Правильное питание»;
- презентация «Основы личной гигиены»;
- презентация «Элементы самомассажа»;
- презентация «Закаливание»;
- презентация «Предупреждение травматизма».
2.6. Рабочая программа
№ | РАЗДЕЛ, ТЕМА | ДАТА | Количество часов | ||
Теория | практика | всего | |||
I. Вводные занятия | 2 | 2 | 4 | ||
1. | Знакомство с группой. Ознакомление с планом работы. Вводный инструктаж. Техника безопасности, пожарная безопасность, правила дорожного движения. | 2 | 0 | 2 | |
2. | Вводная диагностика, приемы самостраховки. | 0 | 2 | 2 | |
II. «Закаливание и релаксация» | 2 | 4 | 6 | ||
3 | Что такое закаливание? Формы и методы закаливания. Формирование представлений детей об образе жизни человека, о режиме дня. Релаксация «Океан» | 2 | 0 | 2 | |
4 | В здоровом теле – здоровый дух. Терморегуляция, воздействие тепла и холода, факторы закаливания. Игра «Снежинка», Игра «Радужные брызги». Су-Джок терапия. Релаксация «Космос». | 0 | 2 | 2 | |
5 | Водные процедуры. Игра «Чисто ручки я помою», игра «Волшебный напиток», игра «Лошадка». Повышение устойчивости организма к простудным заболеваниям и профилактика заболеваний носоглотки. Релаксация «Бабочка» | 0 | 2 | 2 | |
III. «Игровой стретчинг» | 2 | 10 | 12 | ||
6 | Что такое стретчинг? Теория: Понятие «стретчинга», разновидности. Техника выполнения. | 2 | 0 | 2 | |
7 | Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пояса «Кузнечик», «Собачка», «Колечко», «Кошечка», «Кошечка» (усложненный вариант), «Скорпион», «Кукушка», «Рыбка». | 0 | 2 | 2 | |
8 | Упражнения на укрепление мышц спины «Птица» (усложненный вариант), «Горка» (усложненный вариант), «Веточка», «Слон», «Столбик», «Черепаха», «Осьминог». | 0 | 2 | 2 | |
9 | Упражнения на укрепление позвоночника «Луна», «Маятник», «Маятник» (усложненный вариант), «Муравей», «Муравей» (усложненный вариант), «Часики». | 0 | 2 | 2 | |
10 | Упражнения на укрепление мышц бедер, ног, стоп «Велосипед», «Павлин», «Лесенка», «Жучок», «Хлопушка», «Таракан», «Морская волна», «Медвежонок», «Ласточка», «Цапля», «Орел», «Крыло». | 0 | 2 | 2 | |
11 | Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса «Дощечка», «Замочек», «Пловцы», «Мельница», «Самолет». «Пчелка». | 0 | 2 | 2 | |
IV. «Корригирующая гимнастика» | 2 | 10 | 12 | ||
12 | Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Понятия «осанка», «плоскостопие». Техника выполнения корригирующих упражнений. | 2 | 0 | 2 | |
13 | Общеукрепляющие упражнения. Комплексы ОРУ, строевые упражнения, гимнастические упражнения, акробатические упражнения. | 0 | 2 | 2 | |
14 | Формирование правильной осанки. Игра «Буратино», игра «Веселый гномик», игра «Жучок на спинке», игра «Не расплескав воду». Гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создание достаточную силовую выносливость мышц. Коррекция сутулости. | 0 | 4 | 4 | |
15 | Профилактика плоскостопия. Босохождение. Упражнения «Если бы ноги стали руками», «Веселые ножки», «Обезьянки читают газету» игра «Носильщик», упражнение с нетрадиционным оборудованием «Художники». Укрепление мышц, сохраняющий свод стопы, мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Су-Джок терапия. Профилактика и коррекция плоскостопия. Общеразвивающие упражнения при плоскостопии. | 0 | 4 | 4 | |
V. «Дыхательная гимнастика» | 2 | 4 | 6 | ||
16 | Правильное дыхание – залог здоровья. Виды дыхания. Техника выполнения дыхательных упражнений. | 2 | 0 | 2 | |
17 | Комплексы дыхательной гимнастики. Игры «Часики», «Паровозик», «Сердитый еж», «Трубач», «Насос». Научить детей дышать через нос, правильному дыханию, способствовать развитию грудной клетки. | 0 | 2 | 2 | |
18 | Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнения на удлинение выдоха, специальные дыхательные упражнения, Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей. | 0 | 2 | 2 | |
VI. «Игры на развитие психических процессов» | 2 | 6 | 8 | ||
19 | Психические процессы. Память. Внимание. Воображение. Мышление. Восприятие. | 2 | 0 | 2 | |
20 | Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона. Упражнения «Расслабление мышц рук», «Кулачки – пружинки», «Любопытная Варвара», «Шарик – волшебный сон». Снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния. | 0 | 4 | 4 | |
21 | Развивающие игры. Игры «Мамины помощники», «Кукловод», «Запомни порядок», «Что изменилось», «Дорисуй», «Светофорики», «Запрещенное движение», «Делай как я», «Смотри и слушай», «Угадай». | 0 | 2 | 2 | |
VII. «Самомассаж» | 2 | 4 | 6 | ||
22 | Самомассаж. Виды массажа. Польза самомассажа. Техника выполнения самомассажа. | 2 | 0 | 2 | |
23 | Пальчиковая гимнастика. Комплексы пальчиковой гимнастики «Капуста», «Карандаш», «Грибы», «Осень», «Посуда». Су-Джок терапия. Игра «Моя семья» Развитие мелкой моторики рук, создание руками образов, способствующих развитию коры головного мозга, обеспечивающего работу мысли и функций речи. | 0 | 2 | 2 | |
24 | Массаж по методу Усманской А. А. Упражнения «Чтобы уменьшить кашель», «Звонкий и чистый голос», «Головные боли отступят», «Чтобы руки не болели, не кружилась голова». Игра «Рельсы-рельсы» Повысить защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. | 0 | 2 | 2 | |
VIII. «Азбука здоровья» | 2 | 4 | 6 | ||
25 | Азбука движения. Мышечная система. Виды упражнений. Виды спорта. Как я расту. | 2 | 0 | 2 | |
26 | Уроки Айболита. Витамины. Правильное питание. Здоровье и болезни. Формирование представлений о человеке как живом существе, об условиях необходимых ему для жизни; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека. | 0 | 2 | 2 | |
27 | Я здоровье берегу. Игры «Замри», «Полезное - вредное», «Для чего это», «Собери урожай». | 0 | 2 | 2 | |
IX. «Оздоровительная гимнастика» | 2 | 8 | 10 | ||
28 | Гимнастика – молодость и долголетие. Польза гимнастика. Значение упражнений. | 2 | 0 | 2 | |
29 | Наши ножки. Упражнения для укрепления мышц ног, свода стопы. Профилактика плоскостопия. Массаж биологически активных точек. Су-Джок терапия. Игры «В лесу», «По камушкам», «Тропинки» | 0 | 2 | 2 | |
30 | Наши ручки. Упражнения на укрепление мышц рук. Развитие мелкой моторики. Массаж биологически активных точек. Су-Джок терапия. Игры «Дровосек», «В домике», «Перетяни», «Репка», «Друзья». | 0 | 2 | 2 | |
31 | Я красивым быть. Упражнения для укрепления мышц спины. Упражнения для правильной осанки. Игры «Пронеси – не урони», «По волнам», «Мостик». | 0 | 2 | 2 | |
32 | Шагаем дружно. Строевые упражнения. Перестановка в шеренги, в колоны. Расчет на 2,3,4. Хороводные игры, игры с проговаривание. | 0 | 2 | 2 | |
X. Заключительные занятия | 1 | 1 | 2 | ||
33 | Подведение итогов. Рекомендации на лето. Повторение пройденного материала. Заключительная диагностика. | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 19 | 53 | 72 |
III. Список литературы
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.
- Галанов А. С. Игры, которые лечат - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошко-
льном образовательном учреждении - М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
- Ермак Н.Н. «Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят» - Ростов – на – Дону: Феникс, 2004.
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1999.
- Зайцев Г.К. «Здоровье» - СПб.: «Варгус», 2005.
- Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым - М.: ВЛАДОС,2003.
- Каштанова Т.В., Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие - М.:2002.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000.
- Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.
- Назарова А.Н. «Игровой стретчинг. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Упражнения системы игрового стретчинга.» - СПб.: типография ОФТ, 1995.
- Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие – СПб.: «Детство-пресс», 2006.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004.
- Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. - СПб.: 2004.
- Утробина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников» - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – М.: 2003.
- Щербак А.П. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении» - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Приложение 1
Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир здоровья»
Цель: определить уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы обучающимися.
Сроки диагностики: вводная – октябрь, итоговая май.
Параметры диагностирования:
Ключевые компетенции по трем направлениям,
Метапредметные компетенции по 6 направлениям
Предметные компетенции.
Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)
Методика оценки ключевых компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
1.1 | Компетенции самопроявления
| 9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.2 | Информационная компетенция
| 3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
1.3 | Коммуникативная компетенция
| 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Методика оценки метапредметных компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
2.1 | Социальные Параметры диагностирования: Проявляет организаторские способности. Способен адекватно вести себя в различных социальных ситуациях. Положительно относится к сохранению традиций. Активно участвует в акциях. Способен к состраданию. Умеет договариваться в конфликтной ситуации. Соблюдает правила, общественные требования. Проявляет толерантность, тактичность. 9.Осознаёт свой гражданский долг. | 8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.2 | Умеет организовать и оформить исследовательскую работу. Способен к восприятию новых знаний. Умеет выделять главное в проектной деятельности. Способен выстраивать логическую цепочку. Умеет ставить и решать познавательные задачи. Способен к нестандартным решениям. Способен разрешать проблемные ситуации, Готов использовать новые идеи и инновации для достижения цели, Умеет проводить целенаправленные наблюдения, замечать и описывать различия и сходства. | 8-9- высокий уровень; 6-7-выше среднего; 5 -средний; 1-4–ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия Проектная работа |
2.3 | Понимает ценность природы. Стремится к улучшению экологической обстановки. Активно участвует в экологических акциях. Понимает взаимосвязь человека и природы. Понимает значимость экологических знаний. Прогнозирует свои действия и применяет экологические знания в практической деятельности. Умеет предотвращать и сводить к минимуму деятельность, причиняющую вред окружающей среде. | 6-7 показателей высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение Тестирование, Мониторинг участия |
2.4 | Способен выполнять действия по образцу, алгоритму Способен организовать рабочее место, Способен ориентироваться в разных видах деятельности, средствах и способах деятельности. Осознает определенные требования к продукту своей деятельности, Анализирует достоинства и недостатки собственного продукта. | 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, |
2.5 | Знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, Осознает ценность жизни и своего здоровья, опасности курения, алкоголизма, наркомании; Знает и соблюдает правила личной гигиены, обихода; Осознаёт необходимость соблюдения техники безопасности, Понимает, как действовать во время пожара, на дороге, в чрезвычайных ситуациях. | 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | |
2.6 | Понимает ценность культуры, в том числе культуры разных народов, Умеет творчески оценивать продукт деятельности с позиции эстетики, технологии, качества, Понимает ценность классических произведений, искусства, Проявляет творчество в своей деятельности, Стремится выразить себя с помощью различных средств. Способен быть оригинальным, | 6 показателей - высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Методика оценки предметных компетенции
№ | параметры | Показатели уровня сформированности | Средства контроля |
Способы и особенности движений и передвижений человека | 9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. | |
Система дыхания, работа мышц при выполнении физических упражнений, о способы простейшего контроля за деятельностью этих систем | 3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. | |
Общие и индивидуальные основы личной гигиены, правила использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки | 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. | |
причины травматизма и правила его предупреждения | 3- высокий уровень; 2-выше среднего; 1 -средний; 0–ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание. | |
правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, формирование правильной осанки | 9-10 показателей высокий уровень; 6-8-выше среднего; 5 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание. | |
уметь организовать и проводить самостоятельно подвижные игр | 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание. | |
уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий | 10-12 показателей высокий уровень; 7-9-выше среднего; 5-6 -средний; 1-4 –ниже среднего | Наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
Приложение 2
Тестирование физических способностей обучающихся
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
Челночный бег 3 раза по 10 м (для оценки ловкости) - определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент включается секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками (тест на ловкость и координацию). Ребенок принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
Отбивание мяча от пола (тестируется ловкость, скорость реакции, устойчивость позы). Ребенок стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
Прыжки через скакалку (тестируются ловкость, гибкость, выносливость). Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем ребенок прыгает вперед через скакалку. Считается количество прыжков. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат. Важно правильно подобрать скакалку для каждого ребенка. Если скакалка выбрана правильно, то когда ребенок встает обеими ногами на середину на середину скакалки и натягивает ее, концы скакалки достают до подмышек.
Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок). Тест проводится двумя педагогами. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из педагогов). Второй педагог по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Тест на равновесие
Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей). Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
Для оценки динамического равновесия используется тест балансирования на гимнастической скамейке в двух вариантах.
1 вариант – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейке четыре поворота, не падая. Результат – время выполнения с точностью до 0,1 секунд.
2 вариант – испытуемый за 20 секунд должен выполнить как можно больше поворотов на узкой поверхности скамейки, не падая с неё. Результат – кол-во поворотов с точностью до полуоборота за 20 секунд.
Тесты для определения силы и силовой выносливости.
Измерение мышечной силы кистей рук с помощью ручного механического динамометра. Перед обследованием необходимо познакомить детей с прибором и рассказать как им пользоваться. Во время тестирования ребенок принимает исходное положение: стоя, руки опущены вниз. Дается указание взять в руку динамометр, при этом рука ребенка опущена и немного отведена вы сторону. Затем используя игровой прием, и предлагается ребенку поднять «сетку картошки» - сильно сжать прибор. Делаются две попытки каждой рукой, между попытками даются 1-2 минуты отдыха. Результаты измерений фиксируются с точностью до 0,1 кг.
Подъем из положения лежа на спине (тест для определения силовой выносливости). Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Считается количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми. Из двух попыток засчитывается лучший результат
Приложение 3
Спортивно-игровая программа «Старты здоровья»
спортивное мероприятие, приуроченное к Всемирному Дню Здоровья
Цель: популяризация здорового образа жизни средствами спортивных игр среди обучающихся.
Задачи
- развивать коммуникативные отношения ( командный дух и взаимопомощь) в процессе спортивных соревнований;
- способствовать укреплению физического здоровья;
- выявить сильнейшие команды.
Необходимый инвентарь:
Обруч – 6 шт., скакалки – 3 шт., мячи – 9 шт., палочки – 3 шт., скамейка – 3 шт., шарики – 3 шт.
Ход мероприятия
Педагог: Дорогие ребята! Здоровье самое ценное, что есть у человека. Всемирный день здоровья отмечается 7 апреля в ознаменование годовщины основания ВОЗ в 1948 году. Каждый год для Всемирного дня здоровья выбирается тема, отражающая какую-либо приоритетную проблему общественного здравоохранения в мире.
2017 год – год Здоровья в ХМАО-Югре. Движение залог крепкого здоровья. Малоподвижный образ жизни приводит к гиподинамии. Предлагаю прямо сейчас начать двигаться! В программе у нас планируется 10 эстафет, которые выполняют 4 команды по 5 человек. Помогать в оценке будет справедливый судья!
Настроение каково – Во!. Наши ведущие проведут разминку.
Проводится игра «Как живешь»
Ведущая 1
В каждом старте доля шутки,
Не стоим мы ни минутки.
Пусть звучит весёлый смех
Впереди вас ждет успех.
Мы жюри вам представляем
И успехов всем желаем…
Содержание эстафет:
- Разминка (спортивные загадки)
По пустому животу Эти фрукты не съедобны,
Бьют меня – невмоготу, Но огромны и удобны.
Метко сыплют игроки Их иной спортсмен часами
Мне ногами тумаки Лупит сильно кулаками.
(Футбольный мяч) (Боксерские груши)
Вот серебряный лужок: На прогулке бегуны
Не видать барашка, Одинаковой длины
Не мычит на нем бычок, Через луг бегут к березке,
Не цветет ромашка. Тянут две полоски
Наш лужок зимой хорош,
А весною не найдешь. (Каток) И в жару и в гололед (Лыжи)
Захочу – и дождь пойдет,
Зашумит над головой,
Дождь придет ко мне домой (Душ)
- «Собираемся в школу» (куртка, варежки, шарф, шапка, портфель) – один участник стоит на противоположной стороне от команды, каждый участник бежит с одной вещью и одевает на участника. Когда участник полностью одет, он бежит к своей команде. Побеждает самый быстрый.
- Конкурс капитанов (на ориентацию и быстроту) – капитаны с завязанными глазами должны принести наибольшее количество предметов своей команде.
- Не урони шарик( на ловкость) – гимнастической палочкой подбивать мячик до фишки и обратно, все поочереди.
- Бег в обруче ( на взаимодествие в паре)– первый участник бежит с обручем вокруг фишки и обратно, берет второго, оба обегают, и так далее.
- Перенос мячей ( на скорость и )– первый участник берет 3 мяча и несет их в обруч, второй забирает их обратно и т.д.
- «Угадайка» (на воображение) - из каждой команды выходит участник, который показывает предмет или животное, а другие участники угадывают, что показывают.
- Самый сильный, самый быстрый (рейтинг) - один участник из команды поднимает гантели за 30 сек., другой прыгает на скакалке.
- Лабиринт ( на внимание) – каждый участник продевает через себя обруч, подлезает под скамью, опять обруч и обратно тоже только через скамью перепрыгивает.
- Бег за буквой (на коммуникацию)– каждый участник бежит за буквой и обратно, и так до последнего в конце собирают слово и встают с поднятыми вверх буквами - «ЗДОРОВ»
Подведение итогов, вручение грамот.
Приложение 4
План-конспект
«Путешествие в город Здоровья»
Педагог: Мартыненко С.П.
Направление: Спортивно-техническое
Тема занятия: Занятие-путешествие «Город Здоровья»
Тип: формирование новых знаний, умений
Вид занятия: игра
Методы обучения: словесные - беседа, рассказ; наглядно-иллюстративные - демонстрация; репродуктивные - объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы учения: практические упражнения, устные ответы.
Методы проверки: практическое упражнение, фронтальный опрос.
Методы воспитания: методы формирование познания - объяснение, рассказ; методы организации деятельности и формирование опыта поведения – упражнение; методы стимулирования - поощрение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Возраст: 6-7 лет
Цель: формирование компетентности ЗОЖ, воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Задачи:
1.Предметные: закреплять знания детей о том, как сохранить здоровье;
обогащать словарный запас детей по спортивной тематике и ЗОЖ;
формировать способности к импровизации и творчеству в двигательной деятельности; обучать самомассажу.
2.Метапредметные: комплексное развитие двигательных качеств; развитие координационных качеств, ловкости, быстроты.
3.Воспитательные: воспитывать целеустремленность, командные качества; способствовать личностному росту через формирование ключевых компетентностей в области ЗОЖ (возможности для самопроявления, коммуникативного взаимодействия компетентностей ); создавать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься спортом.
Оборудование: мультимедийный проектор, клей-карандаш, альбомные листы, 2 скамейки, 2 воздушных шарика, 2 гимнастические палки, 2 обруча, карандаши.
Информационная поддержка: слайдовая презентация
Ход занятия:
П: Становись. Здравствуйте!
П: На первый, второй рассчитайся! Теперь первые номера вместе с капитаном команды идут на одно скамью, а вторые номера – на другую. Сегодня это будут наши здавомобили, на которых мы отправимся в город Здоровья. Но чтобы туда попасть нам надо знать определенные правила. Правила ЗОЖ, а за одно и проверим как вы помните правила поведения на занятии.
Мы сейчас поиграем в игру. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами (слайд № 2).
- Зарядка - это источник бодрости и здоровья
- Жвачка сохраняет зубы
- Кактусы снимают излучение от компьютера
- Нельзя толкаться во время занятия
- Молоко полезнее йогурта
- Можно заниматься на тренажерах без разрешения учителя
- Летом можно запастись витаминами на целый год
- Физкультурой нельзя заниматься без спортивной формы
- Детям до 15 лет нельзя заниматься тяжёлой атлетикой
- На занятиях можно жевать жевательную резинку
- Зубы нужно чистить два раза в день
- Можно давать расческу другу
- Перед сном надо проветривать свою комнату
Молодцы! Вы получаете пропуск в город Здоровья. И как все прибывшие гости, мы должны посетить паспортный стол. Но поскольку мы сегодня не в обычном городе, а в городе Здоровья, то и паспорт мы должны составить с вами необычный. Для начала ответьте на вопрос «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» Назовите основные составляющие здорового образа жизни, так сказать факторы здоровья (ответы детей)
- правильное дыхание с
- активный образ жизни, спорт, движение л
- хорошее настроение а
- правильное питание й
- Отказ, непринятие вредных привычек д
- личная гигиена
- закаливание, зарядка №
- режим дня 3-11
Все составляющие здорового образа жизни названы! А теперь я раздам вам паспорта здоровья. Все правила, которые там прописаны, надо соблюдать (слайд 12).
Паспорта получили, устали. Не пора ли нам подкрепиться и отправиться в кафе?
В кафе «ВитаминКа» сегодня очень разнообразное меню, но вам нужно помнить, чтобы быть здоровым человеком, нужно правильно питаться. Давайте с вами разберемся, что полезно кушать, а что нет. Вам розданы картинки с продуктами и листы бумаги. На один лист мы наклеиваем то что вы считаете полезным, а на другой, что не очень полезным, а потом мы посмотрим, как вы справились с заданием (слайд 13).
Вот мы набрались сил и отправляемся на стадион. А теперь проверим, какие виды спорта вы знаете? Смотрим на картинки, поднимаем руку, говорим ответ:
1 – лыжные гонки
2 – баскетбол
3 – бокс
4 – волейбол
5 – плаванье
6 – гимнастика
Теперь хочу проверить капитанов. Отгадываем загадки про спортсменов, отвечаем, подняв руку.
7 – лыжник
8 – футболист
9 – шахматист
Молодцы справились с заданием. Все со спортом дружите!
Давайте это и проверим. Сейчас встаем в две колонны и, с помощью эстафет, посмотрим кто самый ловкий и быстрый.
- Эстафета «Воздушный шар» - гимнастической палочкой набиваем шарик до стульчика, палочку оставляем на стульчике, шарик берем в руки и бежим обратно, передаем эстафету.
- Эстафета «Пауки» - становимся в позу паучка и проползаем до стульчика и обратно, передаем эстафету.
- Эстафета «Переправа» - все участники команды должны переправиться на другую сторону нашего импровизированного болота при помощи обручей. У каждой команды по два обруча, наступать можно только в обруч. Обратно взявшись за руки, команды бегут к финишу.
Вот мы на практике показали, как нужно активно заниматься физкультурой. Побегали, попрыгали – устали?! Давайте теперь отправимся в релакс-салон, где мы сможем отдохнуть.
Дети рассаживаются по скамейкам.
П: Сейчас я буду говорить слова и показывать движения пальчиковой гимнастики, а вы повторяете за мной. (слайд 14)
Мы капусту рубим,
Мы капусту трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Молодцы! Вам нравиться в городе Здоровья?
Ответ детей.
П: Ребята, давайте жителям этого города оставим свой полезный совет.
Сейчас из команды выйдет участник и покажет основные приемы самомассажа рук, а мы с вами повторим за ним.
Ребенок показывает приемы самомассажа рук.
П: Уважаемые жители города Здоровья. Это наша памятка Вам для сохранения здоровья (вручаются жюри памятки ).
П: Советы жителям раздали, теперь можно и поиграть. Отправляемся в игротеку. Ребята посмотрите на слайд, какое выражение можно составить из этих слов? (слайд 15)
Ответ детей.
П: Правильно, Здоровому всё ЗДОРОВО!!!
А мы помним, что человеку помогает укреплять здоровье закаливание. Поэтому мы с вами поиграем в игру «Воздух, земля, вода». Игра на ассоциации, я говорю слова, связанные со спортом, здоровьем, а вы бежите на тот участок(земля, воздух, вода), который с ним ассоциируется, каждый на свое место:
парашютист, пловец, футболист, гребля, футбольное поле, полотенце, вода, солнце, фрукты, воздушный шар,
шайба, акваланг, бумеранг, душ, зубная паста
П: Хочется, ребята, послушать ваши советы по сохранению здоровья ( Стихи детей). Вот и закончилось наше путешествие в чудесный город Здоровья, пора нам возвращаться обратно в детский сад, но кое-что будет напоминать вам о нашем сегодняшнем путешествии. (Вручение сока (яблок) и памяток).
Построение детей.
Вам, ребята, хочу пожелать крепкого здоровья, проводите больше времени на свежем воздухе, занимайтесь спортом, закаляйтесь, правильно питайтесь.
Приложение 5
Квест-игра
с использованием здоровьесберегающих технологий
«В поисках клада»
Составитель: Мартыненко Светлана Павловна
Цель: Пополнение знаний о здоровом образе жизни, о пользе витамин.
Задачи:
Образовательная: Дать представление о здоровом образе жизни, познакомить с продуктами, в которых есть витамины.
Воспитательная: Развить воображение, воспитать ценностное отношение к здоровью.
Оздоровительная: Совершенствовать двигательные умения и навыки (прыжки, метание, лазание, равновесие).
Интеграция с другими областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Оборудование: мягкие модули, мячи, сухой бассейн, волейбольная сетка, степы, корзины, нестандартное оборудование (ложки, капсулы, тазик, веревка, сундучок, ключи, подушечки).
Предварительная работа: ведутся беседы с детьми о полезных продуктах, о видах спорта, о режиме дня; распечатывается карта и письмо пирата, подготавливается оборудование и реквизит (костюм, снежки, муляжи, иллюстрации).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 этап. Воспитатель играет с детьми в коммуникативную игру «Здравствуй…»(под слова выполняется гимнастика)
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
- Ребята, я не просто предложила вам поздороваться.
Что такое «здравствуй»?
«Здравствуй - лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит - будь здоров
-Здравствуй! – ты скажешь человеку
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ
-И, наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель в группе делает зарядку с детьми. И вдруг вспоминает, что с утра её принесли письмо, но она забыла, куда его положила (предлагает детям найти письмо). Дети ищут письмо (ползают, наклоняются). Находят, отдают воспитателю. Читает:
«Всем привет! Я капитан пиратского корабля Морган. Вам повезло! Я спрятал в вашем детском саду клад! Но чтобы его найти, нужно пройти испытания! Если вы готовы к приключениям, то получите 1-ую подсказку» Дети получают карту (рисунок). К ней надпись:
Что за странная труба?
Нам идти туда пора!
Садик с садом соединяет,
Посторонние про неё не знают!
(Ответ подземный переход нашего детского сада)
Дети должны угадать, что это за место (даём детям ключ).
2 этап.
Дети идут с воспитателем к переходу (к спортивному залу). Там их ждёт пират.
-Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я капитан пиратского корабля Морган. Это я отправил вам письмо. Но не просто так, я сам забыл, куда спрятал свой клад, остались лишь подсказки, но мне одному никак не справиться. Вы мне поможете?
- Я вас так долго ждал, даже проголодался. Вот у меня две корзинки с продуктами. Посмотрим, чем можно с пользой перекусить?
(группа делиться на две команды, проводиться эстафета «Полезные и вредные продукты», используются муляжи различных продуктов питания).
- Ай, да молодцы! Справились с заданием и меня накормили (в руках пирата яблоко, которое он разламывает, а там находится ключ.)
Вот так волшебное яблочко! (отдаёт ключ детям). Ребята здесь листок с загадками, шарадами, я никак не могу в этом разобраться и понять! Поэтому пришлось мне вас позвать! (Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, после каждого правильного ответа воспитатель даёт букву, пират отвечает неправильно).
Воздух режет ловко-ловко,
Палка справа, слева палка,
Ну а между них веревка.
Это длинная... (скакалка)
Ходок по дорожке идёт,
А он по дорожке плывёт… (пловец)
Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу… (обруч)
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине,
Коль в поход пойдёшь со мной
Я повисну за спиной… (рюкзак)
Я беру гантели смело. Тренирую части…(тела)
Получается слово СПОРТ.
- Ребята, а где вы занимаемся спортом в детском саду?
- В физкультурном зале.
- Молодцы! Вот вам ещё один ключ! Значит, путь мы держим в физкультурный зал.
3 этап. Идут в спортивный зал.
На входе висит палка на ней записка: «Дружно наклонитесь, за веревочку беритесь. Кто весь путь пройдет, тот подсказку и найдет». Идут, держась за веревку, преодолевая препятствия (наклоняются, проползают через туннель, идут через сухой бассейн, преодолевают путаницу, ползут по болоту), в конце пути, под таблеткой (мягкий модуль) лежит ключ и рисунок с сетью.
- Дети, что это нарисовано? В нашем зале есть сеть? (ответы детей). В зале висит волейбольная сетка с листочками. – Но эта не простая сетка, а заколдованная, и чтобы её снять, надо знать волшебные слова. Вы их знает? (ответы детей: спасибо, пожалуйста, будьте здоровы и т.п.) Листочки переворачиваются – дети говорят, что они видят, на них нарисованы овощи и фрукты.- Ребята, это полезные продукты? А почему? В этих продуктах содержаться витамины! Сеть убирается, за ней стоит корзина.
4 этап.
- Ребята, посмотрите, что это стоит? Корзина со снежками. Давайте проверим вашу точность, если мы будем точны, то получим следующую подсказку! (бросают снежки в корзину, на одном из снежком скотчем приклеен ключ. Дети находят ключ).
-Замечательно! Вы выполнили задание, а напоследок брошу и я снежок (пират берет мяч бросает, в корзину не попадает, а попадает в ткань, та падает и дети видят палубу пиратского корабля)
5 этап.
– Разрази меня гром!!! Я узнаю это место, это же палуба моего корабля! Но чтобы попасть на неё нужно пройти испытание. Вы готовы?
- Видите здесь посудина с водой. Для чего нам нужна вода? Молодцы! Но это вода непростая, а ядовитая, а в ней плавают волшебные капсулы. Воду нельзя трогать руками, поэтому я вам даю свои пиратские ложки, а вы ими должны перенести все капсулы в эти два пиратских ведра. (Дети делятся на две команды, по сигналу начинают переносить капсулы в ведро).- Вы справились, молодцы, но ключ от входа на палубу в одной из этих капсул!!! (Дети открывают капсулы и ищут ключ).
6 этап. На палубе лежит рисунок. Там нарисована подушка. Пират показывает рисунок детям:
- Какой странный рисунок! Где же нам в вашем зале найти подушку?
Дети смотрят по сторонам, видят за шведской стенкой (в конце зала) подушки.
- Дети, чтобы нам туда добраться, нужно очень постараться. Мы забыли пришвартоваться, и наш корабль отплыл от берега. Теперь нам нужно построить мост, чтобы добраться до берега. (Дети строят мост из плоских пластин (мешочков), по очереди, складывая их друг за другом, под последней пластинкой они находят ключ и записку: «Клад вы обязательно найдете, когда дорожку здоровья по медвежьи пройдете…», затем проходят по этому мостику).
Проходят мост, убирают подушечки. За ними стоит сундук, закрытый замком.
- Ребята, что же нам делать? Клад нашли, а потрогать его не можем…
- У нас есть ключики!!!
Но прежде чем открыть сундук,
Хочу спросить у вас я вслух:
Что возьмём с собой в поход-
Лимонад или компот?
Что съедим мы вечерком-
Яблоко или шоколадный ком?
Чтобы вырасти высоким
Пить нам надо Колу или соки?
Ну а витамины где?
Кто помнит, в какой еде?
Проводится игра «Буду - не буду» (или полезно и вредно) Называются продукты если вредные дети топаю, если полезные хлопают.
-А теперь открываем сундук.
Дети пробуют открыть ключами замок, подбирают ключ, открывают, внутри лежат витамины… «Клад» вручается детям, они угощают пирата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"
Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...
Рабочая программа оздоровительной группы для часто болеющих детей "Будь здоров!"
Программа оздоровительной группы «Будь здоров!» имеет физкультурно - оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к ...
Рабочая программа оздоровительного кружка "Здоровячок"
В данной программе представлена работа по оздоровлению детей в области укрепления осанки и профилактики плоскостопия. Даны комплексы занятий с детьми на целый год....
Рабочая программа оздоровительной группы «Крепыш»
Рабочая программаоздоровительной группы «Крепыш»для детей 5-6 лет...
Рабочая программа Вокальный кружок «Домисолька»
Рабочая программаВокальный кружок «Домисолька»...
Рабочая программа оригами кружок "Бумажные фантазии"
Оригами - это искусство бумажной пластики. Оно появилось в Японии, хотя история его появления уходит в глубокую древность и связна с изготовлением самой бумаги. В то время бумагу делали ручным сп...
Рабочая программа ДООП (кружок) в подготовительной к школе группе по познавательному развитию "Весёлая Математика"
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их об...