Курсовая работа "Особенности развития речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста". Москва 2011 год
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Выполнила студентка 1 курса Азизова С.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_zaikanie.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Отделение специальная дошкольная педагогика и психология
Очно – заочная форма обучения
Курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила: студентка Ι курса
Азизова С. Г.
Научный руководитель:
Старший преподаватель Голицына Н.В.
Москва 2011 г.
Содержание.
Введение ………………………………………………………………. 3.
Глава I. Особенности развития речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………
Глава II. Заикание. Определение ……………………………………... 18.
Причины. Характеристика речи заикающихся детей ……………….. 23.
Глава III. Обследование заикающихся детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………….. 25.
Глава IV. Основные принципы лечебно-воспитательной работы с заикающимися дошкольниками ……………………………………….. 28.
Заключение …………………………………………………………….... 30.
Список литературы ……………………………………………………... 32.
Введение.
Актуальность темы заключается в преодолении и предупреждении особенностей развития речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Речь не является врождённой способностью человека, но каждый ребёнок кропотливо её вырабатывает как средство взаимопонимания. Развитие речи тесно связано с высшей нервной деятельностью. Филогенетически речь- молодая функция коры головного мозга, которая возникла в стадии развития человека как существенное дополнение к механизму нервной деятельности животных. Павлов всегда доказывал , что деятельность первой и второй сигнальных систем неразрывно связана и что обе системы непрерывно находятся во взаимодействии. Поэтому нельзя отдельно изучать одну или другую сигнальную систему. Деятельность первой сигнальной системы человека сходна с деятельностью той же системы у животных – это усложнённая работа органов чувств.
Речь ребёнка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, которая непосредственно отражает реальную действительность.
Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и рта окружающих, поэтому взрослые обычно произносят шутливые односложные слова вроде «бабаба», «дадада» и т.д. с преувелечённым артикуляционным движением, чтобы ребёнок мог подражать. Таким образом развивается зрительно- слуховая связь.
В мировой литературе имеется много значительных работ о развитии детской речи с позиции медицины, психологии, лингвистики и педагогики. В них отражены психологические и философские воззрения, большой частью идеалестические. Из врачей известны именно Куссмауля, Гуцмана, Либмана, из психологов Меймана, В. и С. Штерн. В нашей стане вопросом развития речи занимались Чада, Хала и Онезорг. Последней подробно описал развитие речи собственных детей с лингвистической и фонетической точки зрения. Его работы содержат многочисленные литературные ссылки, и, кроме того, в них приводятся описания развития речи разными авторами, главным образом педагогами и психологами. Эти данные можно применять для исследований, нужно дать им правильное толкование.
Заикание является одним из распространенных дефектов речи. Его целесообразно исправлять ещё в дошкольном возрасте. Иногда случается так, что угасшее или мало заметное в дошкольном возрасте заикание в дальнейшем обостряется и становится явным дефектом. И в том, и в другом случае его необходимо исправлять сразу же после обнаружения, так как оно лишает детей нормальных условий речевого общения .Основные затруднения возникают у заикающихся при необходимости отвечать полным развёрнутым ответом, спрашивать , пояснять, рассказывать.
Известные французские авторы Е.Пишон и С.Борель- Мезонни пишут: «Заики в основном страдают лингвистической недостаточностью, то есть каково бы ни было в остальном качестве их интеллекта- им трудно сформулировать самим себе свои мысли в языковой форме».
По мнению Р.Е.Левиной заикание у детей заметно ослабевает или вовсе снимается в тот момент, когда их речь бывает связана с конкретной, наглядной ситуацией или непосредственной практической деятельностью. Это объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация или ситуация непосредственной деятельности значительно облегчает называние производимых действий, манипуляций с предметами, находящимися перед глазами ребёнка.
Контекстная речь, то есть связанная с предметами, которые ребёнок не может наблюдать непосредственно в момент речи, с событиями прошедшими, иногда очень давними, с будущими его действиями, является для заикающихся детей более трудной. Сложность такой речи заключается в том, что ребёнку приходится строить своё сообщение без конкретного показа, опираясь на языковые средства.
Всё выше изложенные убеждают в том, что развивать речь детей можно начиная с наиболее элементарной, доступной заикающимся формы, то есть ситуативной, постепенно подводя их к умению пользоваться контекстной формой речи.
Одним из благоприятных условий для постепенного развития речи заикающихся детей является ручная деятельность. Некоторые авторы видят в этом способ развития моторике детей и улучшение координации их движений (В. И. Городилова, Е. М. Радина, М. Зееман). Встречаются также попытки сочетать речь детей с различными движениями: произнесения слов и фраз в такт маршировке, в такт хлопков и т. д. (В. И. Рождественская).
Предполагается, что таким образом происходит отвлечения внимания детей от процесса произнесения, и они получают возможность тренироваться в размеренной, ритмичной речи.
Дыхательные упражнения имеют целью наладить очень часто нарушенное дыхание детей – Лого невротиков. Необходимо приучить детей делать вдох без напряжения не поднимая плеч, и делать медленный плавный выдох без речи и с речью. Дыхательные упражнения даются в начале занятий без речевого сопровождения, как более лёгкие, а затем с речевым сопровождением.
В основе лежат наблюдения авторов Р. М. Боскис, Р.Е.Левина, Е. Фрешельс, накопленные в течение многолетней работы с заикающимися.
Проблемой заикания занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения.
Существует медицинский аспект заикания, его рассматривали такие ученые, как Жинкин Н. И., Поварнин К. И. и др. Они считали, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометрического алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слова.
Многие исследования указывали, что первичными являются психологические особенности, Лагузен Х., Кот Р., Пайкин М. И. и др., а физиологические проявления при заикании - это лишь следствия этих психических недостатков.
Боскис Р. М., Левина Р. Е. и др. рассматривали заикание как речевое недоразвитие.
Цель исследования: определение особенностей развития речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности развития речи у заикающихся детей.
Предмет исследования: методы и приёмы, работа по развитию речи у заикающихся детей.
Субъект: дети старшего дошкольного возраста с заиканием.
Гипотеза исследования: развитие речи будет эффективнее, если в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками использовать специальные методики.
Задачи исследования:
1.Изучить психологическую, педагогическую, логопедическую литературу по проблемам, развития среди у заикающихся старшего дошкольного возрастаю.
Глава I. Работа по развитию речи, логопедическое воздействие на детей, имеющие различные нарушения речи.
Глава II. Психолого-педагогические условия развития способностей, к саморазвитию у заикающихся детей
Глава III. Рекомендации для воспитания детей с заиканием .
Глава IV. В коррекционно - педагогической (логопедической) работе с детьми существенную роль играет раскрытие важнейших дидактических закономерностей.
Коррекционно-воспитательная работа – это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребёнка с учётом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. В данном случае специфика выбора и использования этих мероприятий определяется особенностями проявления заикания и самих заикающихся.
Глава II. Психолого-педагогические условия развития способностей, к саморазвитию у заикающихся детей
Глава III. Рекомендации для воспитания детей с заиканием .
Глава IV. В коррекционно - педагогической (логопедической) работе с детьми существенную роль играет раскрытие важнейших дидактических закономерностей.
Коррекционно-воспитательная работа–это система педагогических мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности ребёнка с учётом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. В данном случае специфика выбора и использования этих мероприятий определяется особенностями проявления заикания и самих заикающихся.
Основной задачей логопедической работой с заикающимися является воспитание у них навыков правильной речи и гармонично развито личности. Успешное преодоление заикания сопряжено с систематической, тщательно – скрупулёзной и довольно длительной работой , требующей усилий со стороны и специалистов и самих заикающихся.
Глава I. Особенности развития речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи - её звуковой стороны,- словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи - это составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи . Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно- развивающим – по своей направленности. Логопед и воспитатель детского сада в практике чаще всего встречаются с нарушениями развития звуковой стороны речи у детей. При этом у одних детей оказывается не полностью сформирована система звуков языка (фонем):такие дети в своей речи или пропускают отсутствующие звуки или заменяют их уже сформировавшимися звуками. У других детей все звуки (или большинство из них) оказываются сформированными, но в речи смешиваются. В ряде случаев оказываются неправильно сформированными у ребёнка отдельные звуки, которые звучат искаженно.
Подобные недостатки звукопроизношений могут касаться отдельных звуков или групп звуков, то есть быть простыми и сложными. В сложных случаях речь ребёнка вследствие замен, смешений, искажений в произношении звуков может быть непонятной для окружающих. Сами недостатки произношений могут быть обусловлены тем, что ребёнок не различает на слух некоторые звуки (в таких случаях он сам не полностью будет воспринимать речь, так как не может различать слова, близкие по звучанию), либо тем, что у него не сформировались необходимые движения органов артикуляции (прежде всего губ и языка) или выработались неправильные артикуляционные движения.
В ряде случаев эти недостатки расцениваются как возрастная не сформированность произносительной стороны речи.
Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут проявляться у ребёнка при различных неблагоприятных факторах (болезнь, травмы, неправильные педагогические приёмы).
У детей с отклонениями в речевом развитии не редко наблюдаются речевые запинки. Не умение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук – всё это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи ребёнка, т. е. быть причиной не обоснованных пауз, спотыканий, повторений.
Это обычно происходит, когда ребёнку не помогают в накоплении и правильном использовании новых понятий, слов, когда родители не ставят перед собой цели постепенно знакомить его с окружающим миром, не указывают на внешние и внутренние особенности окружающих его предметов, событий, явлений. К тому же ещё не редко родители не только не исправляют недостатки детской речи, но и подражают им, культивируют их в семье, демонстрируют близким и знакомым, умиляются.
Задерживающиеся физиологические не совершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень не- организованно, быстро, проглатывая или смазывая окончания слов или целые слова во фразе.
Отрицательное влияние на формирование речи у ребёнка может оказать и неблагоприятный в речевом отношении детский коллектив. В этом случае имеет значение большая склонность детей к подражанию.
Одни авторы (М. Зееман и др.) видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, другие (А. Гуцман, Э. Фрешельс, М. И. Пайкин) считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению последних, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребёнка на своём дефекте, а поздние появляются и побочные аффективные состояния, которые можно считать правомерными, так как запинки не судорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространённость физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей.
У детей, страдающих дислалией различной этиологии, наряду с произносительными нарушениями нередко наблюдаются и задержки в развитии словаря, фразовой речи и т. д. Такие задержки носят вторичный характер, но, если логопедическое воздействие не будет своевременно направлено на их преодоление в дошкольном возрасте, дети не смогут нормально учиться в школе.
Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи.
Темп речи - это скорость протекания речи во времени её ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в редуцированных формах; меленный, когда речь разделяется на короткие, рублёные или необоснованные по смыслу отрезки или остановки.
Темп речи формируется у ребёнка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных ( окружающая среда) факторов.
Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться.
Нарушения темпа речи могут быть также патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга ( коры и подкорковых образований).Патологически обусловленные нарушения темпа речи и являются предметом логопедического изучения.
Для дифференционного подхода к различным нарушениям темпа речи ниже мы касаемся причин их возникновения. Особенности проявления направленности коррекционного воздействия.
Причём при описании прерывистого темпа речи выделяются запинки не судорожного и судорожного характера. Обращаем внимание на сходство и различие в их проявлении и преодолении.
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров( аппарата слоговых координаций). Это было чётко сформулировано в трудах Г. Гуцмана, И.А. Куссмауля, а, затем в работах И.А.Сикорского, который писал: «Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого».
Сторонники этой теории вначале подчёркивали врождённую раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма: заикание - это судорога подобные спазмы.
Определённое значение в развитии заикания придаётся наследственным факторам. В генетическом коде ребёнка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определённые особенности личности ( акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестёр составляет 18%. Причём у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных – в 77%. У заикающихся мужчин процент появления
Заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей – 9%, а для женщины соответственно – 36% и 17%.
Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов ,слов (клонические речевые судороги). Заикающимися свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена «трудных» слов «лёгкими» (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подёргивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия). Основным симптом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать речь. Выделяют тонические и клинические судороги мышц речевого аппарата. Тонические речевые судороги характеризуются резким повышением тонуса мышц в нескольких группах, что акустически проявляется длительной паузой или протяжной вокализацией. При этом наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами.
Дыхательные судороги могут быть инспираторными, т.е. возникающими фазу вдоха, и экспираторными характеризующимся резким внезапным выдохом. инспираторные судороги акустически как – правило мало заметны, тогда как экспираторные судороги соправаждаются сильным сокращением мышц брюшного пресса, воздух резко и шумно проходит через раскрытую голосовую щель, артикуляция и вокализация приостанавливаются при этом у заикающихся возникает ощущение сильного сжатия грудной клетки и нехватки воздуха.
Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог голосового аппарата: смыкательную голосовую судорогу, вокальную судорогу и дрожащий или толчкообразный гортанный спазм.
Судороги артикуляционного аппарата подразделяют на лицевые, язычные и мягкого нёба. У заикающихся выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно – смыслового отрезка сообщения. Заикающиеся могут говорить на вдохе , либо в фазе полного выдоха.
Речь заикающегося обычно сопровождается сопутствующими движениями, которые могут иметь насильственный или уловочный характер. У ряда больных с акцентуациями личности по тревожно- мнительному типу уловочные движения перерастают в двигательные ритуалы.
Речь заикающихся часто сопровождается вегетативными реакциями, которые проявляются изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, гипергидрозом. Такого рода реакции расцениваются специалистами как симпато- адреналованные.
У большого количества взрослых заикающихся, в отличие от детей дошкольного возраста, наблюдается логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог.
Различают два вида заикания- эволюционное, развивающееся у детей дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и симптоматическое, возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы- черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.
Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротическая симптоматика также носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада.
Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза . Признаки её обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом.
Заикание возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Речь ухудшается при утомлении и после соматогений. Заикание имеет тенденцию к стойкому монотонному или прогредиентному течению.
К концу пятого года жизни ребёнок должен научиться правильно, произносить все звуки русского языка. Поэтому по совершенствованию фонетической и грамматической стороны речи ребёнка следует начинать как можно раньше. У маленьких детей этого можно добиться путём звукоподражательных игр, путём показа правильной артикуляции звуков. С детьми 4-6 лет можно проводить и более сложные речевые упражнения.
Нередки случаи, когда взрослые постоянно напоминают ребёнку о его речевых дефектах, смеются, упрекают и даже наказывают за нежелание говорить правильно. Такое чрезмерное внимание со стороны взрослых приводит к тому, что ребёнок начинает болезненно реагировать на свой речевой дефект, становится замкнутым, раздражительным.
Означает ли это, что не нужно вовсе обращать внимание ребёнка на то, что он говорит не правильно? Нужно сказать, что без активного участия ребёнку немыслимо успешность речевой работы с ним. Дети рано сами начинают осознавать речевые несовершенства у себя и у своих сверстников.
По мнению ряда авторов(А.Н.Гвоздев, Д.Б. Эльконин и д. р.), дети уже с 2-3 лет начинают выступать в качестве «борцов» за правильное произношение. Речь для них «становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения».1
Можно привлекать внимание к тому, что он иногда говорит неправильно. Но делать это надо в том случае, если взрослые:
а) обучают ребёнка правильной речи, показывают, как строить фразу, выразить свою мысль и т. д.
б) при этом замечания делают тактично, без ущемления его достоинства;
в) указывая на недостатки, обращают внимание ребёнка и на положительные качества, поощряют его успехи;
г) делая замечания, должны быть уверены, что ребёнок сможет выполнить данные указания. Всё это воспитывает у него стремление установить недостаток речи .
___________________________
1Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960, с. 225.
Ребёнок старшего дошкольного возраста должен понимать, что его речь неправильна и, стремиться к её совершенствованию, но при этом он должен обязательно чувствовать, что может говорить хорошо.
Предупреждение и устранение у детей речевых запинок должно проводиться путём специальных речевых занятий. Это могут быть ежедневные спокойные беседы о прочитанных стихах, сказках и событиях за день и т. п.
Нормализации и плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого ими материала.
Полезны в данном случае конкретные и наводящие вопросы. Для конкретизации речи ребёнка можно исполнить как опорные моменты и все возможные предметы, игрушки, картинки, всё то, с чем связана повседневная жизнь ребёнка и о чём он. Полезно, чтобы ребёнок сопровождал свои действия ( рисование, лепку, труд и т. д.) речью.
Речь взрослых на занятиях способствует упорядочению и развитию речи ребёнка и тем самым помогает предупреждать и устранять речевые запинки.
ГлаваΙΙ.Заикание.Определение. Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Отражением являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. В древние времена в заикание преимущественно усматривали болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка и мозга. Значительно позднее, на рубеже XVII и XVIII в., анатом Санторин пытался найти у заикающихся отверстия в твёрдом нёбе, через которые якобы слизь просачивается на язык и затрудняет речь.
С конца ХIХ века все определеннее становится мнение, что заикание - это по существу сложное психофизическое расстройство. В основе этого расстройства, по мнению ряда авторов лежат прежде всего нарушения физиологического характера, а психологические недостатки носят вторичный характер (А. Гуцман, А. Куссмауля, И.А.Сикорский и др.). Делались попытки рассматривать заикание как невроз ожидания, невроз страха, как симптом состояния и прочие. М. И. Пайкин, рассматривая механизм и сущность заикания в раннем детском возрасте, видел в нём «патологический сочетательный рефлекс, воспитуемый окружающей средой на основе ранних речевых автоматизмов». К ранним речевым автоматизмам он относил характерное для периода первоначального голосообразования и лепета ребёнка повторение одних и тех же или сходных звуков и слоговых структур.
Р. М. Боскис относит заикание к речевому недоразвитию детей , называет его заболеванием, «в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы»2
____________________
2Боскис Р.М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста. – В сб.: Лечение душевнобольных. М., 1940,с.279 – 290.
Изучение общего развития ребёнка, состояния его фонетического и лексико - грамматического развития, соотношения активной и пассивной речи, условий, при которых заикание усиливается или ослабевает, подтверждает наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пижон, Б. Мезонин и др. Речевые затруднения, по мнению авторов, зависит от различных условий: с одной стороны, от типа нервной системы и, с другой, от разговорной среды, от общего и речевого режима. Первые проявления заикания характеризуется по – разному обусловленной эффективной напряжённостью, соправаждающей ещё непосильную умственную операцию «поиска» слова, грамматической формы, оборота речи.
И.Ю.Абелева отмечает, что заикание есть нарушение готовности к речи при наличии у говорящего и коммуникативного намерения, и программы речи, и принципиального умения говорить нормально.
Большинство отечественных учёных, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза.
В.С. Кочергина в результате клинического изучения заикающихся детей дошкольного возраста приходит к выводу о том, что сложные механизмы развития заикания, как болезни в целом многообразны, но во всех случаях идентичны установленным И. П. Павловом и его учениками заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения, или активного торможения, или подвижности нервных процессов, или путём образования «патологического условного рефлекса». На основании сделанных наблюдений автор определённо констатирует, что «заикание – это не симптом и не синдром, а заболевание Ц. Н. С. в целом».
С.С. Ляпидевский, проводивший вместе с сотрудниками медико-педагогическое изучение заикающихся подростков,
обнаруживал у них в большинстве случаев (92,2%) при практически здоровом физическом статусе нарушения вегетативной нервной системы по типу вегатидистании. Результаты исследования высшей нервной деятельности заикающихся подростков объективными методами определяли картину, характерную для неврозов. Он писал о механизме заикания: «Нам представляется,… что первично процесс разыгрывается именно в коре больших полушарий, где происходит срыв нервной деятельности, что может быть связано и с влиянием острых психогенных факторов (страх, испуг, конфликтное состояние и т. д.), влияние которых в генезе логоневроза весьма значительно. Таким образом, нарушение корковой деятельности, которое, по нашему мнению, является первичным, приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидума (нарушение темпа, плавности речи), однако последние уже носят вторичный характер»3
Таким образом, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов ( перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга.
По мнению Н.П. Тяпугина, нервный срыв может провоцироваться у ребёнка острыми или длительными травмами психического или соматического характера. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребёнка области высшей нервной деятельности – его речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.
3Ляпидевский С. С. Некоторые вопросы этиологии, патогенеза и клиники заикания. – Сб. научных работ по дефектологии МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1960, с. 195 – 208.
По своим проявлениям заикание очень не однородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройство нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.
В проявлениях заикания характерными являются также различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру они могут быть произвольными и непроизвольными ( насильственными).К произвольным (их обычно называют уловками) относятся те особенности движений, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь. Их у заикающихся много. Уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. Изредка они появляются и в речевой моторике в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т. д.
К насильственным движениям относятся прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте .
Б.И.Шостак, помимо судорог в речевом аппарате заикающихся детей, отмечает нередкие случаи насильственных движений( судороги, тики, миоклонусы) в мышцах лица, шеи, рук.
У заикающихся часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация и вялость. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что тоже можно отнести к нарушениям общей моторики.
При характеристике внешних проявлений речи (экспрессивной речи) заикающихся необходимо указать на наличие следующих её особенностей:
- нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков их сочетаний или просто затруднённое начало фраз;
- речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофазия);
- ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определённых нарушениях коммуникативной функции речи;
- физиологические несовершенства произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;
- недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр. (Об особенностях экспрессивной речи у заикающихся детей писали Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, М. Е. Хватаев, В. И. Селивёрстов и др.)
Речь
Рис. 1. Психологические особенности, расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей и речевой моторики, речевой функции.
Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по – разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг – друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.
По этому, при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно – педагогического подхода к преодолению заикания.
В.С. Кочергина при обследовании заикающихся дошкольников обнаружила у многих из них различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья повышенную раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, физическую ослабленность, энурез.
В проявлениях заикания характерными являются также различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру они могут быть произвольными и не произвольными (насильственными). К произвольным ( их обычно называют уловками) относятся те особенности движений, которое проявляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь.
Причины. Характеристика речи заикающихся детей.
Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало
нарушение речи в вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребёнка.
Очень часто ребёнку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребёнку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребёнок оказывается заброшенным. Другой вариант; родители целыми днями работают, а ребёнок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Всё это называется педагогическая запущенность. Не хотелось бы, чтобы вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у вас так называемый не осложнённый вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложнённым вариантом.
Осложнённой считается картины задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть таксиков во время беременности, инфекционное заболевание и интоксикации, перенесённые будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус – фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребёнка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга в следствие нарушения дыхания) и т. п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (только не путайте, пожалуйста, с вывихами бедра, переломами ключиц и т. п. во время родов). Следствием его является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.
Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в конре головного мозга, речевое развитие ребёнка задерживается. Он начинает говорить после двух-трёх лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазана).
Один из самых распространённых диагнозов на сегодняшний день-перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает не полноценность ребёнка и не должен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя всё оставить как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача-невропатолога (здесь нужен очень квалифицированный специалист). Часто ПЭП, особенно не долеченный, становится причиной речевых нарушений.
Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребёнка (до 2,5 – 3 лет).
Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом.
Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха.
Есть различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформации зубов. Сюда же относится и не правильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперёд. Сейчас таких детей становится всё больше, так как мамы не хотят, или не способны естественно вскармливать ребёнка. А соски-пустышки часто формируют не правильный прикус.
Глава III. Обследование заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
В большинстве случаев заикание возникает у нервно-ослабленных детей. Оно может появиться после перенесённого испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребёнком, не соблюдают необходимого для ребёнка распорядка дня, , заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребёнку ещё трудно, так как речь его не полностью сформирована.
Занятие с коллективом создают условия для активной работы всех детей. Требование индивидуального подхода не означает противопоставления личности коллектива. Лишь хорошо зная возможности каждого ребёнка, можно организовать коллективную работу.
Групповые, коллективные, логопедические занятия с заикающимися оправдали себя многолетней практикой. Индивидуальный подход в логопедической работе выражается прежде всего в тщательном изучении каждого заикающегося перед началом и в процессе логопедической работе с ним и выборе средств коррекционно – воспитательной работы в зависимости от его психологических особенностей и речевых возможностей.
Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и форм работы. Психофизические особенности детей старшего дошкольного возраста требует от логопеда при выборе форм воздействие и материала в случае ориентации на «Программу воспитания и обучения в детском саду» и игровую деятельность.
У дошкольников, основное место занимает речевые занятия в игровой форме, воспитательные мероприятия, меньше – медицинские. Поэтому при индивидуальном подходе в логопедической работе с заикающимися большое значение имеет первичное и динамическое изучение заикающегося в процессе занятия. Для логопеда важны лингвистические, психологические и педагогические наблюдения.
Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).
Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:
- место возникновения и форму речевых судорог;
- частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
- сопутствующие нарушения речи;
- двигательные нарушения;
- отношение заикающегося к своему речевому дефекту;
- наличие психологических особенностей.
Форма заикания (тоническая, клиническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикулярный, смешанный), степень заикания (лёгкая, средняя, тяжёлая). Логопедическое заключение даёт возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.
Контрольные задачи первичного обследования заключаются в том, чтобы составить достаточно полное представление о психофизическом развитии ребёнка и его речевых возможностях. Оно состоит из сбора анамнестических сведений и непосредственного обследования его речи. Логопед проводит обследование по следующим вопросам:
- здоровье родителей;
- общее развитие ребёнка до возникновения заикания;
- речевое развитие;
- особенности воспитания ребёнка в семье;
- речевое окружение;
- когда и как возникло заикание;
- какие ещё недостатки речи имелись в этот период;
- какие отмечаются особенности проявлений заикания и сопутствующие ему нарушения;
- обращались ли ранее за помощью.
Сведения о развитии ребёнка и истории возникновения заикания черпаются из беседы с его родителями, прежде всего, здоровы ли сами родители: нет ли в семье родственников которые, страдают или страдали алкоголизмом, душевном или венерическим заболеванием?
Затем уточняются данные об общем развитии ребёнка: благоприятно ли протекал его внутриутробный период ( не было ли травм, серьёзных заболеваний у матери ), как прошли роды матери ( в срок, не было ли травм, сразу ли закричал ребёнок)? Когда ребёнок стал держать головку, начал сидеть, ходить, когда начал (и правильно ли) реагировать на обращённую к нему речь? Какие болезни перенёс, и не было ли осложнений? Какие особенности поведения характеризовали его общее развитие в период от 2 до 5 лет, т. е. до момента возникновения заикания? Не было ли резких психических травм?
Особо уточняются сведения о речевом развитии ребёнка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими? Важно узнать, не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро, не организованно сами родители или близкие ребёнку люди. После уточнения сведений о развитии ребёнка, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится непосредственное обследование его речи. Оно дополняет анамнестические сведения о заикающемся ребёнке и позволяет объективно констатировать наличие недостатков его речи и поведения.
Для этого обследования используются разнообразные картинки (предметные, сюжетные), детские книжки со стихами, сказками, рассказами, подбираются разные игрушки( куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал, кубики, домино, лото, пирамидки), цветные карандаши, пластилин, маски животных или персонажей детских книг, мячи , счётные палочки.
Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить:
- место возникновения и форму речевых судорог;
- частоту их проявления и сохранные речевые возможности ребёнка;
- сопутствующие нарушения речи;
- сопутствующие двигательные нарушения;
- отношение ребёнка к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.
Место возникновения судорог (артикуляционных, дыхательных, голосовых, смешанных) и их форма (клоническая., тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно. Частота речевых судорог у заикающегося ребёнка представляет для логопеда особый интерес. Определение частоты речевых судорог в зависимости от видов речевой деятельности и поведения ребёнка позволяет судить о сохранных участках речи каждого ребёнка и следовательно, от этого в дальнейшем будет непосредственно зависеть, насколько правильно будет подобран материал для речевых упражнений и успешность начавшихся логопедических занятий.
Глава IV. Основные принципы лечебно- воспитательной работы с заикающимися дошкольниками.
Основной задачей логопедической работы с заикающимися является воспитание у них навыков правильной речи и гармоничное развитие личности. Успешное преодоление заикания сопряжено с систематической, тщательной скрупулёзной и довольно длительной работой, требующей усилий со стороны специалистов и самих заикающихся.
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка рядом различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразие проявлений самого заикания и уровнем знаний о его природе.
Принцип систематичности и последовательности включает не только логическую, но и организационную сторону логопедического воздействия на заикающихся, так как овладение ими определённых знаний, навыков и умений должно происходить не от случая к случаю, а систематически, т. е. постоянно, регулярно, без пропусков и по плану.
Система коррекционного воспитания и обучения детей с нарушенной речевой деятельностью как отрасль специальной педагогики необходимо строиться на основе общей теории обучения (дидактики), объектом изучения которой являются закономерности и принципы, методы, организационные формы и средства обучения.
В коррекционно- педагогической (логопедической) работе с детьми существенным оказывается прежде всего раскрытие важнейших дидактических закономерностей, отражающих развивающий и воспитывающий характер обучения детей – логопатов предполагает необходимость учёта уровня их умственного и речевого развития (актуального и зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому) и активного влияния на него в процессе коррекционного обучения отражает органическое единство коррекционного обучения и воспитания ребёнка с нарушенной речевой деятельностью.
Важное значение в коррекционно- педагогической работе с детьми логопатами приобретает изучение особенностей реализации принципов обучения, выражающих в основных положениях дидактические закономерности. В обучении (как открытой динамической системе, где не может быть конкретных указаний, как следует поступать во всех разных случаях обучения, а есть только условия возможного успешного действия) дидактические принципы или принципы обучения понимаются, как главные указания или исходные положения для успешного обучения.
Авторы первой отечественной методике логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности Н. А. Власова различает семь видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми – дошкольниками: сопряжённая речь, отражённая речь, ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомых картинок, пересказ прослушанного небольшого рассказа, спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.) Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, «чтобы путём систематических плановых занятий освободить заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить не правильность произношения и воспитать чёткую, правильную артикуляцию».
В современной педагогике принято выделять следующие основные дидактические принципы: научности и доступности, сознательной активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой, индивидуализации и коллективности совокупность этих принципов и своеобразие их реализации в отношении к детям – логопатам определяет все стороны коррекционного обучения - содержание, метод и организационные формы.
Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чавелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребёнка осуществляется путём перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщённой, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями) а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная форма речи сосуществуют.
Особенности психологических проявлений у заикающегося требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своём дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.
Сделать речь ребёнка чёткой содержательной фонетически и грамматически правильной, выразительной – желания и цель каждого родителя и воспитателя. Особенное значение такая речь имеет для детей, предрасположенных к нарушениям её плавности и темпа, то есть для тех, у кого наблюдаются запинки в речи, перестановки, недоговаривания звуков и слов во фразе и пр.
В этом случае воспитательная работа по развитию речи строится потрём направлениям.
1) расширение у детей с одновременным увеличением их словарного запаса. Ребёнок теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность в речи или из-за ограниченного запаса затрудняется в выборе нужного слова, выражения. Вот почему взрослые должны обращать внимания ребёнка на окружающие его предметы и явления, объяснить их назначения и сущность, поэтому их нужно стремиться к быстрому переключению его на новый материал. Очень полезно спустя некоторое время заставить ребёнка пересказать то, что он слышал ранее.
Периодическое возвращение к знакомому материалу (сказке, рассказу, картинке, объяснению и т. д.) не только принесёт радость, но и будет совершенствовать его знания, словарный фонд и выразительные средства.
2) воспитательная работа по предупреждению и устранению речевых запинок у детей должна быть направлена на привитие способности последовательно излагать свои мысли, желания. Не умение при изложении материала правильно распределить своё внимание между его мысленными содержанием и речевым выражением также ведёт к запинкам, не договариваниям, хаотичности речи. Поэтому взрослые должны воспитовать у ребёнка способность говорить не спеша , правильно строить фразы, вспомнить неторопливый темп речи на личном примере воспитателей, родителей. Это будет способствовать ровномерному и последовательно течению мысли и речи ребёнка.
3) при предупреждении или устранении речевых запинок детей нельзя недооценивать и значение фонетических несовершенств их речи. Недостатки звукопроизношения могут, как мы знаем, мешать правильному оформлению и течению детской речи.
Многообразие существующих в настоящее время методик логопедической работы в зависимости: от формы речевого нарушения, от разного возраста логопатов, от условий логопедической работы- подчёркивает необходимость разработки основополагающий теории коррекционного обучения логопатов. Взаимообогащающая связь общей теории обучения и частных логопедических методик безусловно методики строятся с использованием общих положений дидактики, а общая теория обучения использует результаты частных методик, как материал для обобщения.
Таким образом, основные дидактические закономерности и принципы, преломлённые по отношению к детям с нарушенной речевой деятельностью, являются основополагающими в теории и практике логопедии.
Знание дидактических основ логопедии предопределяет успешность (и в целом и в частностях) коррекционно- педагогической работы с заикающимися детьми.
Методика Л.Н.Смирнова “Логопедия при заикании” представляет систему игровых упражнений, речевой материал, которые тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения – своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.
Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:
обеспечивает коррекцию речи и личности;
развивает чувство темпа и ритма;
активизирует внимание и память;
растормаживает мышечный тонус;
развивает речедвигательную координацию;
развивает мелкую моторику;
формирует навык грамотной связной речи.
Этой методикой рекомендуется заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15–30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.
На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.
Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5–7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.
Занятия очень интересны и система их проведения последовательно охватывает все стороны восстановления правильной речи.
Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер.
Первые две методики по их системе работы очень схожи, единственная разница их в том, что разный возраст заикающихся, а третья методика хороша тем, что в ней представлены многочисленные игровые упражнения. Эти методики очень заинтересовали меня и послужили основой в использовании их систем в работе с детьми страдающими заиканием на коррекционных занятиях.
Учитывая проблему заикания, возраст детей, программное содержание по коррекции речи детей была разработана система на основе выше перечисленных методик, весь курс которых состоит из 3 этапов и между каждым этапом перерыв 1 месяц, чтобы проследить эффективность лечения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, а устранение отдельных дефектов звукопроизношения проводится предварительно на индивидуальных занятиях. Разработанная поэтапная система коррекции заикания оказалась результативна. На каждом этапе все занятия с детьми дошкольниками проводились в игровой форме, что позволяло наиболее эффективно осуществить коррекцию речи заикающихся детей, без принуждения, в благоприятной обстановке, без утомления, с положительными эмоциями.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Организуя занятие (или отдельные его части), логопед в этой привычной и доступной для ребенка форме деятельности общается с ним “на равных”, завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.
Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.
Перед началом занятий проводится беседа с родителями, в ходе которой устанавливаются причины возникновения заикания у детей, затем родителей знакомят с правилами и условиями при которых можно преодолеть недуг и исправить речь заикающих. Родителям рассказывается, что такое заикание и от чего оно происходит, а также им рассказывается об общем оздоровлении нервной системы детей с заиканием, объясняются условия при которых поможет данная система, и рассказывается каждая ступень работы с детьми по предложенной системе и плану, почему и для чего надо пройти эти ступеньки.
Заключение.
В логопедической практике специалистам постоянно приходится встречаться с людьми, которых не устраивает система постоянной, довольно длительной и требующей усилий работы над собой, над своей речью. Всегда есть люди(сами заикающиеся или их родители), которые надеются на существование каких-то «сверх средств», позволяющих сразу и навсегда избавиться от заикания. Молодым специалистам следует иметь в виду, что в логопедических кабинетах нередко приходится слышать об этом разные вопросы:
-А нельзя ли сделать операцию? Мы слышали, что где- то делают операцию на языке
Обычно с таким вопросом обращаются взрослые люди, страдающие заиканием ; редко- родители заикающихся детей. Откуда в наше время почерпнуты сведения о хирургическом вмешательстве при заикании?
А ведь действительно в прошлом на протяжении почти двух тысячелетий(с I по IX век) делались попытки лечить заикание хирургическим путём.
Используется ли в наши дни хирургический метод при лечении заикания? Нет. Существование этого метода было возможно, пока причину заикания видели в каких-то физических несовершенствах языка или в его недостаточной подвижности. Когда же утвердилось мнение, что заикание по природе своей является невротическим расстройствам, хирургическое вмешательство оказалось излишним.
Отказу от этого метода способствовали также отдельные случаи смертельных исходов операций. Кстати, хирургического лечения заикания.
Как вспомогательное средство гипнотерапия в настоящее время нередко применяется врачами в комплексе лечебно- педагогического воздействия на взрослых и подростков с заиканием.
Итак «сверх средств» позволяющих сразу и на всегда избавить всех заикающихся от их не дуга, не существует. Есть один общий для всех путь-путь кровопотливой, упорной работы над собой, над своей речью. Если на это твёрдо настроится, то хорошими помощниками окажутся и медикаментозное лечение, и современная аппаратура и сеанс императивного внушения в бодрствующем состоянии, и гипноз.
Как показывает опыт, не чудо, а труд лежит в основе избавления от заикания.
Натуры собранные, целеустремлённые находят в себе силы или добиться полного избавления от заикания, или игнорировать его настолько, что оно не мешает раскрытию их таланта и выбранной деятельности. Истории известен целый ряд таких имён. Среди них древнегреческий оратор, Демосфен и баснописец Эзоп, древнеримский поэт Виргилий, французский журналист оратор К. Демолен. Поэт и критик Ф. Молерб, врачи Шультесс, Меркель Коен, легендарный Комбрик Г. И Котовский, артист И. Н. Певцов, психолог И. И. Тартаковский и многие другие.
Можно привести много примеров наших современников – среди них врачи, артисты поэты и пр. для которых заикание не явилось не преодолимой преградой для реализации их жизненных планов, не увело от жизни в обществе, не помешало раскрытию таланта, не лишило жизненной радости, бодрости уверенности в своих силах.
Список литературы.
- Селивёрстов В. И. «Заикание у детей» - М. 1994 год.
- Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми». – М. 1994 год.
- Волкова Л. С. «Логопедия» - М. 1989 год.
- Краузе Е. Н. «Логопедия» - Санкт - Петербург 2002 год.
- Власова Н. А. «Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками». М. 1959 год.
- Волкова Г. А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» - М. 1983 год.
- Андерс Э. А. «Недостатки речи и борьба против них в семье и школе». – Кронштадт, 1897 год.
- Селивёрстов В. И., под редакцией Ляпидевского С. С. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» - М. 1968 год.
- Богомолова А. И. «Устранение заикания у детей и подростков» - М. 1977 год.
- Зееман М. «Расстройство речи в детском возрасте» - М. 1962 год.
- Выготская И. Г., Пеллингер Е. Л.. Успенская Л. П. «Устранение заикания у дошкольников в игре» - М. 1984 год.
- Погомолова А. И. «Устранение заикания у детей и подростков» М. 1977 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по сказкам на развитие речи, коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигае...
«Сочиняем сказки» Конспект занятия по развитию речи и воображения детей старшего дошкольного возраста.
В процессе занятий с дошкольниками по коррекционно-развивающему циклу "Сочиняем сказки" происходит формирование творческого воображения и связной речи, развитие воссоздающего воображения у летей старш...
КУРСОВАЯ РАБОТА "Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Цель исследования: теоретически обосновать проблему изобразительного творчества и разработать методические рекомендации по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредст...
«Развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Проет "Времена года" для детей подготовительной к школе группы...
Консультация для родителей: «Развитие речи через игру» детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей со звуковой стороной слова можно связать с развитием диалогической и монологической речи. В играх и упражнениях, которые демонстрируют ребенку линейность речи, помогают осознать зву...
КАРТОТЕКА ИГР ПО СКАЗКАМ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ, КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа по теме самообразования...
Интерактивная игра по развитию речи «Айболит» для детей старшего дошкольного возраста
Интерактивная игра по развитию речи «Айболит»для детей старшего дошкольного возрастассылка https://disk.yandex.ru/i/s1w6fb0Mkrg_CA...