Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didaktich._igry.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.
Поэтому, развитие речи – ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя -одна из важнейших задач воспитания в детском саду.
Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, то наилучших результатов в формировании правильной речи легче всего добиться, используя игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Специально подобранные дидактические игры, которые я использую в своей работе, помогают решить следующие задачи:
1.Развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление ).
2.Формируют у детей первоначальные навыки письма, чтения, счета.
3.Развивают фонематическое восприятие.
4.Закрепляют навыки правильного звукопроизношения.
5.Расширяют словарный запас.
6.Развивают способность к анализу слов.
7.Формируют связную речь.
8.Прививают любовь к родному языку.
9.Закрепляют умение ориентироваться во времени (прошлое-настоящее - будущее; раньше – позже; сначала – потом).
10.Расширяют знания детей об окружающем мире.
11.Помогают подготовить детей к школе, и другие задач
Дидактические игры :
«Логопедическое лото»
Цель: Закреплять произношение звуков,
развивать фонематический слух, внимание и память;
совершенствовать звукобуквенный анализ слов.
«Герои русских сказок»
Цель: Научиться описывать животных по внешним признакам.
Закрепить умение ориентироваться во времени (прошлое – настоящее – будущее; раньше –позже; сначала – потом).
Закрепить понятие величины (больше –меньше, длиннее – короче);
Повторить содержание сказок, научиться их пересказывать.
«Ребусы»
Цель: Развивать зрительное восприятие;
произвольное внимание;
логическое мышление;
навыки чтения.
«Делим слова на слоги»
Цель: Закреплять навыки слогового анализа;
знакомить с ударением в словах;
развивать память,внимание, мышление.
«Прочитай слово по первым буквам»
Цель: Закреплять навыки чтения и звукобуквенного анализа слов;
развивать внимание, память, логическое мышление.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять умение выделять звук в словах.
Оборудование: мешочек из ткани, различные предметы, муляжи овощей.
Дети достают из мешочка предмет (муляж) и называют первый звук в названии предмета (тыква, помидор, кабачок и т.д.)
Затем придумывают предложение со словом-названием предмета: «Я купил в магазине тыкву» и т.д.
Игра «Рассели жильцов»
Цели: 1. Учить группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать последним характеристику;
2. развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: гласные и согласные буквы, домики с красной и синей крышей.
Педагог: Ребята, поможем расселить новоселов в свои домики (домики с красной и синей крышей)
Команда девочек помогает расселить гласные буквы (красного цвета), а команда мальчиков – согласные буквы (синего цвета).
Игра «Птичий рынок»
Цели: 1. развивать звукобуквенный анализ;
2. учить правильно произносить звук.
Оборудование: игрушки животных.
Перед детьми – игрушки животных. Дети могут «купить» животное, если придумают ему кличку и назовут первый звук в этом слове, если придуманная кличка будет начинаться с определенного звука.
Например: «Придумай кличку собаки на звук «Т» (Тузик, Тарзан и др.),
на звук «ТЬ» (Тяпа, Тепа и др.).
Кроме дидактических игр на занятиях по формированию правильной речи используются и другие занимательные игры, задания и упражнения.
Игры для развития словарного запаса детей с ОНР
«Добавь слово»
Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое, и так – до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.
«Четвертый лишний»
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.
«Найди слово»
Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живых людей, птиц, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать слова, обозначающие живые предметы, затем - неживые.
«Слово за словом»
Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например, «Животные на звук «к». Первый игрок начинает, скажем, «Крокодил». Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое: «Крокодил, куница». Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: «Крокодил, куница, кот». Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.
Игровыми темами могут быть растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.
«Большой – маленький»
Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?»
Большой ключ – маленький ключик, большой дом – маленький домик, стул -стульчик, дерево – деревце, стол – столик, стул – стульчик и т.д.
«У кого кто?»
Взрослый называет животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе, например: «Собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, курица – цыпленок и т.д.
«Признаки слов»
1-й вариант.
Ребенку говорят: «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром (ветер, снег, дождь, солнце)?» При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Тот должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
2-й вариант.
Ребенку говорят: «Назови другой предмет, такой же белый, как снег ( такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый как дыня и т.д.)» Он выполняет задание.
3-й вариант.
Ребенка просят сравнить по вкусу лимон и мед, лук и яблоко, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм.
Игры по обучению грамоте дошкольников и младших школьников.
«Переставь»
Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, звуко-буквенный анализ,расширять словарный запас, развивать мыслительную деятельность.
Ход игры. Детям предлагаются слова-анаграммы, т.е.такие, из которых путем перестановки букв (звуков) можно получить новое слово (слова).
1-й вариант. «Звуковая чехарда».
1.Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили-
В утварь взяли превратили.
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку. (АКТЕР – ТЕРКА)
2.Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь-
В кастрюлю я полезу. (ШПАЛА – ЛАПША )
3. Слова- невидимки
Слова-невидимки ужасно хитры,
Вот правила этой веселой игры:
Запомни, все буквы из первого слова
Находятся также в составе второго,
Но, только,конечно, в порядке ином.
Слова притаились, но мы их найдем!
С буквой С :
В синем небе СОКОЛ вьется,
Полный зерен, --------С гнется. (КОЛОС)
В САЛАТ положим помидор.
В дорогу ----------С взял шофер. (АТЛАС)
СОСНА с горы глядит в долину,
----С-С накачивает шину. (НАСОС)
С буквой К:
КАРЕТЫ были с кучерами.
Модель - - К - - - склейте сами. (РАКЕТЫ)
Опасен КОРШУН для цыплят.
- - - - - К прочнее, чем шпагат. (ШНУРОК)
КАМЫШ у берега реки.
Забралась - - - К – в куль муки. (МЫШКА)
В синем небе СОКОЛ вьется.
Полный зерен, К- - - - гнется. (КОЛОС)
В котельной ТОПКА пышет жаром.
К - - - - такси помят ударом. (КАПОТ)
2-й вариант. «Звуковая арифметика».
Липа + нота = животное АНТИЛОПА
Том + вата = оружие АВТОМАТ
Кета + трон= мясное блюдо АНТРЕКОТ
Рыба + соки = фрукты АБРИКОСЫ
Кожа + ворон = полевая птичка ЖАВОРОНОК
Ров + поза = транспорт ПАРОВОЗ
Лик + пена = птица, у которой клюв с мешком ПЕЛИКАН
Уста + боб = день недели СУББОТА
Вода + ринг = ягоды ВИНОГРАД
Тоска + пар + шов = молочный продукт ПРОСТОКВАША
«Цепочки слов»
Цель: развивать фонематические представления, сложные формы фонематического анализа.
Ход игры: Стихи могут быть предложены детям для слухового или зрительного восприятия. Дети должны отгадать, какие слова в них задуманы.
«Поменяй согласные».
1.Когда я – месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо Т в меня подставишь Ш , МАРТ-МАРШ
То под меня ты бодро зашагаешь!
2.С Д я к жидкости привык,
С З - огромный дикий бык. БИДОН-БИЗОН
3.С Л я слезы вызываю,
С Ж я по лесу летаю. ЛУК-ЖУК
4.С буквой Н , мои друзья,
Ничего не значу я.
Н на С перемените- НОЛЬ-СОЛЬ-МОЛЬ
Смело в суп меня кладите,
Не берите с буквой М :
Я пальто у вас проем.
5.С Б – мучительной бываю,
С М – одежду пожираю,
С Р – актеру я нужна,
С С –для повара важна. БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ
6.С буквой Д вперед шагаю
От зари и до зари.
С П – торчу, зачем – не знаю,
С Т я людям помогаю
Даже в самый сильный зной,
С Л - всегда и всем мешаю, ДЕНЬ-ПЕНЬ-ТЕНЬ-ЛЕНЬ
Не дружите вы со мной.
7.С Ч над морем я летаю,
С Г в машине нахожусь,
С М тебя я одеваю,
С Л собачкою зовусь,
С С можешь в булочной купить, ЧАЙКА-ГАЙКА-МАЙКА-
С Ш - в бане себя мыть. ЛАЙКА-САЙКА-ШАЙКА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи
Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....
Развитие речевой функциональной системы у дошкольников и младших школьников
Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20Муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Консультация для воспитателей...
Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности....
Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и снятию психоэмоционального напряжения у младших дошкольников
Основные компоненты системы работы, примеры практического материала....