Мы разучились общаться!
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Мы разучились общаться! Время высоких технологий способствует техническому прогрессу, но к сожалению , страдает от этого коммуникативная сторона речи ! Но это об обществе... А как же дети? Куда делись родительские прибаутки " Гули-гули", " Поехали - поехали" ... Почему нам проще включить мультфильм, дать гаджет малышу, чем комментировать окружающую природу или социум? В результате получаем детей с нарушениями речевого развития . В данной статье мы хотим рассказать о тяжёлых нарушениях речи (ТНР) у детей старшего дошкольного возраста и приемах , методах преодоления речевых нарушений.
Основными признаками ТНР являются: резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами лишены возможности в словарной форме полноценно общаться с окружающими. Характерно для детей с ТНР общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности, как звукового,так и лексического, грамматического строя речи. Вследствии этого, у большинства детей с ТНР, наблюдается ограниченность мышления, речевого общения, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основных наук, несмотря на первичную сохранность интеллектуального развития.
Основными задачами педагогов является: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении высказываний, контроль за поставленными логопедом звуками, развитие моторики. Как показывают многолетние наблюдения (результаты диагностик и мониторингов), развитие именно связной речи, вызывает у детей с ТНР особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексы и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов на начальном этапе невозможно.
Окружающий мир- неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с окружающим. Впечатления, полученные от этого в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение к миру. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но не все, иногда даже не замечая главного. А если рядом педагог, родитель, который удивляется вместе с ним, побуждает не только смотреть, но и видеть, помогает мысли обратить в речь, тогда дети хотят узнать еще больше. Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка - важнейшего средства человеческого общения. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника , развитие его связной речи. Самое важное на данном этапе -это овладение речью, как средством общения, что способствует развитию гармоничной личности дошкольника.
Поэтому одна из основных задач логопедического воздействия на детей с ТНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Работа над развитием речи идёт по следующим направлениям:
- обучение рассказыванию на основе восприятия – составление рассказа – описания;
- обучение рассказыванию по картине;
- обучение пересказу;
- обучение самостоятельному рассказыванию.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей –
- развивают наблюдательность;
- совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие) ;
- пополняют запас знаний и сведений;
- развивают речь.
Картина в различных её видах ( предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.
Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.
С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, можно работать несколько занятий.
Сюжеты для картин должны соответствовать следующим требованиям:
- отражать интересное событие, нестандартную ситуацию;
- вызывать яркую эмоциональную реакцию;
- побуждать к размышлению;
- стимулировать фантазию;
- способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.
Задания, которые можно использовать при подготовке к описанию картины, можно продемонстрировать на примере картины «Новогодняя ёлка для птиц и зверей». Сюжет этой картины нестандартен, открывает широкий простор для детской фантазии, симпатичные лесные жители вызывают положительные эмоции у детей и интерес к картине.
Приёмы и методы обучения рассказыванию по картине известны из методики и широко отражены в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич и других авторов. А.М. Бородич говорит о том, что залогом успеха на всех возрастных этапах является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать?). Кроме того, ребёнку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа ( до её демонстрации) или пояснения во время предварительного рассматривания.
Весь процесс обучения рассказыванию делится на два больших этапа: подготовительный и основной.
На подготовительном этапе проводятся экскурсии, наблюдения в природе, чтение произведений художественной литературы по теме, работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, над развитием грамматического строя речи. А в подготовительной к школе группе важным этапом становится толкование пословиц, толкование и отгадывание загадок, самостоятельное загадывание детьми загадок, что позволяет детям применить уже накопленный багаж знаний в речевой деятельности. Кроме того, загадки и пословицы развивают не только речь, но и мышление.
Для рассматривания детям предлагается многоплановая картина. Поэтому подготовительный этап может длиться в течении месяца и проходить через темы «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Ёлка», «Новогодний праздник».
Работа над словарём включает следующие упражнения и задания:
- Подбор действий к предмету (дети называют, что умеет делать заяц – смотреть, слушать, нюхать, прыгать, держать, грызть, дрожать, сидеть).
- Подбор названий предметов к действиям (дети называют, кто или что может бегать, летать, прыгать, расти и т.п.) Логопед даёт эти упражнения воспитателю для индивидуальной или подгрупповой работы.
- Подбор эпитетов к предмету.
- Подбор и закрепление в речи глаголов с разными приставками (глаголы типа: подлететь, прилететь, слететь, взлететь и т.п.) и глаголов совершенного и несовершенного вида (летят – прилетели, ели – съели)
- Подбор синонимов ( бежать-мчаться, прыгать-скакать), антонимов.
- Логопед также проводит работу по подбору однокоренных слов (снег- снежинка, снеговик, снежный), а воспитателю предлагается составить предложения с этими словами.
Работа над грамматическим строем речи: даже по самой картине можно предложить детям найти, про что можно сказать белый, белая, белое, белые, таким образом дифференцируя окончания прилагательных разного рода.
Проводятся упражнения на согласование числительных с существительными, на изменение существительных по падежам. Проводятся упражнения на закрепление употребления предлогов.
Логопед в рамках тем «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой» составляет с детьми рассказы-описания птиц и зверей по планам-схемам. Так как детям с нарушениями речи труднее удержать в памяти последовательность пересказываемых фрагментов, мы чаще всего предлагаем им поддержку в виде готовых схем или разрабатываем и зарисовываем план вместе с детьми.
Как вариант возможно использовать такой вид работы, как рисование с одновременным проговариванием и описанием внешнего вида птицы.
Для проведения упражнений подготовительного этапа можно использовать многофункциональные плоскостные пособия, например, большое изображение дерева и набор карточек маленького размера с изображением зверей, птиц, насекомых и т.д. (предлагаются задания типа: «Спрячь зайчика за нижнюю правую ветку ёлки»; «Посади на верхнюю ветку ёлки снегиря» и т.д.) После подготовительного этапа переходим непосредственно к составлению рассказа по картине.
«Беседа по вопросам».
Вопросами педагог помогает детям лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них -припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Вопросы должны помогать ребёнку: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, в третьих, фантазировать и сочинять.
Поэтому предлагаем вам подбирать не только традиционные, по содержанию картины, вопросы, типа:
«Какое время года изображено на картине? Какие деревья? Какой снег? Что вы видите на заднем плане? Какова погода на картине? Где растёт ёлка? Кто собрался вокруг ёлки? Чем украшена ёлка? и т.п., но и подбирать вопросы проблемные , непростые, типа:
ёлки на Новый год? Почему белочка серенькая, а не рыженькая? Почему ягоды положили в корзину? Кому могут понравиться такие «украшения»? Откуда взялся пенёк? Что будет с ёлочкой через два дня?»
И если логопед сам задаёт вопросы детям, то воспитателю может быть предложено попросить детей задать вопросы по картине своим товарищам. Этот вид работы, конечно, сложный, но интересный.
«Совместная деятельность».
Логопед проводит следующие упражнения:
Распространение предложений. Даётся, например, предложение: «Зайчик сидит». Дети распространяют предложение, добавляя по одному слову: «Зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой в лесу. и т.д.
Составление предложений из слов. Например: синичка, лететь, ёлка. – Синичка подлетела к ёлке. и т.д. А воспитателю предлагается провести упражнение «Закончи предложение» (договаривание сложноподчинённых предложений). Например, «У зайчика белая шубка, потому что …», «Заяц скачет к ёлке, потому что …» и т.п.
«Слышу, вижу, ощущаю...».
Логопед, рассматривая с детьми картину, предлагает им сказать, что они чувствуют (как мороз холодит щёки, как скрипит снег под ногами и т.д.), и что они слышат (скрип снега, голоса птиц и т.д.), помогая им в затруднительных случаях наводящими вопросами. Воспитатель проводит с детьми игру «Превращения», предлагая детям перевоплотиться в кого-нибудь из персонажей картины и рассказать свою историю, случившуюся с ним на лесной полянке у ёлочки.
«Из частей- целое».
С логопедом дети по очереди составляют мини-рассказы по какому-то эпизоду, части картины; потом все эти рассказы объединяются, и рассказывается всё целиком. Воспитателю предлагается интерпретация игры «Попугай» (вариант названия – «Цепочка»): первый ребёнок составляет простое предложение по картине, второй ребёнок повторяет это предложение и проговаривает своё. Это задание очень сложное, доступное детям подготовительной группы, и то возможно повторение ограниченного количества предложений.
«Пример для подражания».
Образец должен быть содержательным, интересным, лаконичным, эмоционально выразительным. Этот приём чаще применяется в старшей группе, в подготовительной группе мы пользуемся им избирательно.
" Угадай- Ка "
Разыгрывание действий персонажей картины – (игры – инсценировки с использованием пантомимы, игры – фантазии с применением средств языковой выразительности: темпа, ритма, высоты и силы голоса, дикции).
Игры «Угадай, чей разговор я услышала». Перед детьми ставится задача узнать действующих персонажей на основе воображаемого диалога. Вариант диалога предлагает педагог: «Я услышала разговор двух персонажей. Один …сказал другому … Кто это мог быть? Как ты думаешь? Почему?».
Игра – упражнение «Угадай-ка!» с использованием многофигурных картин. Один из фрагментов картины закрывается экраном. Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание данного фрагмента. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображённого на закрытой части картины. Дети, ориентируясь на общее содержание картины, говорят о персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные варианты (персонажи, предметы, моменты действия).
Игра – упражнение «Отгадай персонаж». Детям предлагается крупноформатная картина с изображением места действия, той или иной обстановки без действующих персонажей. Дети загадывают описательные загадки друг другу; после отгадывания каждого персонажа на картину помещается плоскостная фигурка данного объекта. По ходу заполнения картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначения предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажем действий.
Задания на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между словами в пословицах, поиск связей, точность воспроизведения пословиц как целостных сочетаний, подобранных к содержанию картины:
- Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу …Апрель с водой, … (май с травой).
- Детям даётся задание воспроизвести пословицу правильно: исправить структурную ошибку и объяснить, что нарушается смысл пословицы. Например, почему пословица будет неправильной, если мы скажем: «Не береги нос в большой мороз». Дети отвечают, что нарушается смысл пословицы, так как…
Придумывание вариантов названия к картине.
Придумывание ситуации, предваряющей события, изображённые на картине.
Составление продолжения к изображённому сюжетному действию.
Все этапы преодоления тяжёлых нарушений речи должны проводится совместно со специалистами, с воспитателями и родными и близкими людьми детей с ТНР. Только такими общими усилиями обеспечивается положительный результат....
Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: "Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разучился лев рычать
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях. В занятии представлены эффективные приемы, игры и игровые упражнения, которые по...
Рекомендации: «Как разучить пальчиковые игры».
Консультация для родителей...
Летние стихи. Разучите с детьми
Летние стихи....
Как разучить хоровод.
Хоровод «Ладушки - ладошки» ...
Как с ребёнком быстро разучить стихотворение?
В материале содержатся советы, для быстрого разучивания стихов с детьми....
Как разучить песню с дошкольниками.
Как заинтересовать,как удержать внимание ребёнка, что бы разучить новую песню? Без эмоциональной увлечённости просто невозможно достичь желаемых результатов....
театрализованная миниатюра "Котенок, который разучился разговаривать по-кошачьи"
Миниатюра предназначена для старшего дошкольного возраста...