«Взаимодействие детского сада и семьи в работе по преодолению дизартрического компонента речи у старших дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи.
Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности. Очень важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной речи.
Часть родителей испытывают затруднения, которые появляются при обучении их ребенка в школе, и у них возникает множество вопросов: почему ребенок пропускает буквы при письме, при чтении пропускает в словах слоги. Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников - тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение родителями рекомендаций, которые дают им педагоги. Участие родителей в речевом развитии ребенка начинается с первых дней пребывания ребенка в саду. Родители должны включаться в жизнь группы, не должны находиться в стороне от проблем своих детей. Дети должны ощущать поддержку, понимание родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Взаимодействие детского сада и семьи в работе по преодолению дизартрического компонента речи у старших дошкольников»
Студентки IV курса, 0902 группы ОДО
Новоселова Екатерина Андреевна
Специальность 050704- «Дошкольное образование»
Научный руководитель:
А.Н. Арбузова
Тюмень 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Современные подходы к формам взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ДИЗАРТРИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Краткая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими компонентами речи
- Особенности методики работы воспитателя детского сада по развитию речи детей с дизартрией и их родителями
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи.
Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности. Очень важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной речи.
Часть родителей испытывают затруднения, которые появляются при обучении их ребенка в школе, и у них возникает множество вопросов: почему ребенок пропускает буквы при письме, при чтении пропускает в словах слоги. Необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников - тесная взаимосвязь в работе педагогов и родителей, выполнение родителями рекомендаций, которые дают им педагоги. Участие родителей в речевом развитии ребенка начинается с первых дней пребывания ребенка в саду. Родители должны включаться в жизнь группы, не должны находиться в стороне от проблем своих детей. Дети должны ощущать поддержку, понимание родителей. Родители должны реально оценивать состояние здоровья своего ребенка, своевременно обращаться к специалистам за консультацией. В пятилетнем возрасте детей проверяют специалисты-логопеды, так как именно в этом возрасте завершается становление речи. Но это не говорит о том, что в более ранний период не надо оказывать ребенку разностороннюю помощь, которая предупреждала бы от возможных расстройств речи.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем они могут испытывать закомплексованность, которая будет мешать учиться, в полной мере раскрывать свои способности. Родители стараются, как можно раньше научить ребенка читать и писать, но развитие речи –это сложный процесс и нельзя сводить проблему формирования речи ребенка к обучению грамоте. Освоение письменной формы является лишь составной частью устной речи. Без правильного звукопроизношения, без развитого речевого слуха невозможно овладеть качественно чтением и письмом. Овладение грамотой подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Родители должны понимать, что перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей. Педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы (звукопроизношение, речевой слух, словарь, грамматический строй речи, связанная речь, мелкая моторика рук). Для выявления уровня речевого развития на начало учебного года. Исходя из этого планируется работа педагогов по развитию речи детей. Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя в индивидуальной беседе. Для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития необходима поддержка родителей. В беседе родители узнают о слабых и сильных сторонах речи ребенка, о пути оказания помощи (если это необходимо) в развитии речи и дальнейшего его совершенствования. Распределяются обязанности между детским садом и семьей. Объем работы зависит от уровня речевого развития, от сложности речевых недостатков, от состава семьи, от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка. Воспитатель должен доходчиво объяснить о роли родителей, о сложности процесса и целостности процесса формирования речи.
Актуальность исследования заключается в том, что дошкольное детство - период, когда формируются базовые ценности личности, формируются многие, важные для последующего развития, новообразования, закладывается фундамент стиля жизни. Следовательно, в этот период особое внимание должно уделяться условиям воспитания и развития ребенка.
Однако на практике современную ситуацию характеризуют как педагогическое отчуждение родителей от процесса воспитания ребенка в детском саду. Родители мало интересуются содержанием воспитания в детском саду. Воспитатели, в свою очередь, не стремятся активно использовать воспитательный потенциал семьи. Указанные обстоятельства провоцируют конфликтную социализацию детей, формой проявления которой уже на этапе дошкольного детства может стать педагогическая запущенность ребенка.
Объект исследования: процесс взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом.
Предмет исследования: преодоление дизартрического компонента речи у старших дошкольников.
Целью данной исследовательской работы является: изучение и апробация отдельных форм взаимодействия детского сада и семьи в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить современные подходы к формам взаимодействия детского сада и семьи;
2. Выявить особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста;
3. рассмотреть краткую характеристику детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом речи;
4. Ознакомиться с особенностями методики работы воспитателя детского сада по развитию речи детей с дизартрией и их родителями.
При написании выпускной квалификационной работы были применены следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;
- наблюдение;
- самоанализ;
-сравнение;
-апробация материала по теме исследования.
В соответствии с поставленными задачами данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Все составные части работы в совокупности призваны выявить взаимодействие детского сада и семьи в работе по преодолению дизартрического компонента речи у старших дошкольников.
ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Современные подходы к формам взаимодействия детского сада и семьи по вопросам воспитания детей старшего дошкольного возраста
К беседе необходимо привлекать логопеда детского сада. Беседы, анкетирования позволят учесть пожелания родителей, определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и родителей. Родители должны быть не зрителями, а участниками процесса формирования речи. Для совместной работы педагогов и родителей по речевому развитию можно проводить совместные игры детей с родителями, выпускать в детском саду газету для родителей, где будут даваться в доступной форме советы родителям, разъяснение значения той или иной работы по развитию речи детей, знакомство с дидактическими играми, которые родители смогли бы проводить с детьми по дороге из детского сада домой, дома.
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...
Взаимодействие детского сада и семьи в формировании «образа семьи» у старших дошкольников.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство. В...
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада и семьи в работе по здоровьесбережению.
Организация и использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в содержании досуговых мероприятий....
Доклад (обобщение опыта работы по теме самообразования) Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОО...
Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП.
Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических наруше...
СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...