Музыкотерапия – как коррекция психоэмоциональной сферы ребенка раннего возраста.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В статье рассматривается тема коррекционной работы с детьми раннего возраста с помощью метода музыкотерапии, коррекции поведения детей, развития коммуникативных навыков, преодоление эмоционального дискомфорта.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Миллер Маргарита Ивановна
Саляхова Зухра Наилевна
Музыкальные руководители
ЛГ МАДОУ «ДСОВ № 4 «Золотой петушок»
г. Лангепас, ХМАО-Югра
Музыкотерапия – как коррекция психоэмоциональной
сферы ребенка раннего возраста.
Аннотация: В статье рассматривается тема коррекционной работы с детьми раннего возраста с помощью метода музыкотерапии, коррекции поведения детей, развития коммуникативных навыков, преодоление эмоционального дискомфорта.
Психоэмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста являются одной из проблем родителей, педагогов, психологов, общества в целом. Специалисты и педагоги ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям.
Музыкотерапия – метод, активно использующий музыку как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей в желательном направлении развития. Коррекция эмоциональных отклонений касается двигательных и речевых расстройств, страхов, отклонения в поведении, при коммуникативных затруднениях, для лечения различных заболеваний.
Важно не запустить детей снизу. Именно в раннем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы в направлении музыкотерапии наиболее эффективна. Дети не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают больше, чем взрослые люди. И вот здесь музыка оказывает бесценную помощь и силу. Музыка становится источником особых эмоций и детской радости. Она способна передавать переживания, смену настроений, динамику эмоционально-психологических состояний. Музыка помогает ребенку осваивать мир эмоций, чувств и переживаний. Стимулирует общение, развивает у детей слуховое внимание, координацию движений, чувства ритма, пространственные представления, коммуникативные и социальные навыки для коррекции отклонений в поведении неконтактных и гипер активных детей.
Метод музыкальной терапии мы используем в системе музыкальных занятий, в коррекционной работе с детьми раннего возраста. Такие занятия в основном проводим в игровой форме. Их продолжительность 10-12 минут. Нами разработаны циклы занятий-путешествий: «В осенний лес», «В гости к Зайке», «Грустный мишка», «Снеговик», «Петрушка и барабан», «Магазин игрушек», «Веселый паровозик», «Птичий двор», «Весенний ручеек». «На машине», «На лесной полянке».
Единая сюжетная линия и частая смена видов деятельности обеспечивает эффективность восприятия и усвоения материала. Ценность введения в такие занятия знакомого игрового персонажа, его участливый взгляд, улыбка, вызывает искреннюю заинтересованность каждого малыша, настраивает на эмоциональную позитивную атмосферу в музыкальной деятельности. В музыкальные занятия включаем: звукоподражания, подпевание, музыкально-подвижные игры, знакомство с различными музыкальными инструментами - дудочка, бубен, барабан, погремушка, колокольчик. Используем авторские занятия-сказки: «Капризная дудочка», «Непослушный колокольчик», «Сердитый барабан», «Веселый бубен», «Любопытная погремушка», «Металлофон и дождик». Звуки детских музыкальных инструментов приводят детей в спокойное уравновешенное состояние, вызывают интерес и желание извлечь звуки самостоятельно.
Для слушания музыки в этом возрасте мы выбираем небольшие по объему произведения с яркой мелодией, простой формой, в спокойном темпе, композиторов классиков, и народную музыку. Использование фольклора позволяет включать в деятельность малоконтактных детей, и организовать гипер активных малышей. При прослушивании музыкальных произведений у детей раннего возраста отмечается положительная динамика в их эмоциональном состоянии. Плясовая музыка вызывает незамедлительную двигательную реакцию у гипер активных детей, а со стороны малообщительных детей – неподдельный интерес. Колыбельные песни оказывают благотворное влияние на общение, успокаивают, настраивают на отдых. Во время восприятия музыки дети непроизвольно совершают мало заметные движения рук, головы, ног, соответствующие её акцентам и ритму, и невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Так возникает чувство ритма, необходимое для коррекции поведения у гиперактивных детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, помогает вхождению в деятельность малоконтактных детей. Благодаря эмоциональному восприятию музыки, малыши успокаиваются, а неконтактные дети, предприняв действия, значительно повышают свой уровень бодрости и собственный тонус. Вслушивание в музыку способствует развитию воображения, возникновению положительных эмоций и ассоциаций. Появляется своеобразный мостик на пути перехода от гипер подвижности и расторможенности, нерешительности и скованности к комфортному эмоциональному состоянию. Правильно подобранная музыка, мелодия, звук вызывает интерес к разным видам музыкальной деятельности, желание общения с другими детьми и взрослыми, наполняет жизнь радостными яркими впечатлениями, оказывает положительное воздействие на детский организм.
Положительная динамика развития детей раннего возраста показывает, что результатами использования психолого-педагогических методов коррекции поведения детей средствами музыкальной терапии становятся: развитие коммуникативных навыков, преодоление эмоционального дискомфорта. Малыши становятся более контактными, дружелюбными, доброжелательными. Развивается координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве и чувства ритма. Дети получают возможность выразить себя через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа. Слуховое внимание становится более устойчивым. Занятия музыкой способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка, что особенно важно в связи с проблемой адаптации детей к условиям ДОО.
Таким образом, в нашей работе апробирован эффективный метод музыкотерапии в коррекции психоэмоциональной сферы детей раннего возраста. Необходимая коррекция музыкой дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности каждого ребенка.
Список литературы:
- Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. / О. А. Ворожцова. - М., 2004.
- Декер-Фойгт, Г.-Г. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2003.
- Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. / Г.В. Иванченко. – М.: Смысл, 2001.
- Любан-Плоцца, Б. Музыка и психика. / Б. Любан-Плоцца, Г. Побережная, О. Белов. - К., 2002.
- Овчинникова, Т. Музыка для здоровья. / Т. Овчинникова. - СПб.:Союз художников, 2004.
- Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.И. Петрушин – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.
- Свистунова, Е.В. разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. / Е. В. Свистунова, Е.В. Гобунова, Е.А. Мильке. – Издат. Форум, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»
практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...
Развитие речи и рекомендации по ее коррекции у детей раннего возраста
Рекомендации по коррекции речи у детей раннего возраста...
МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...
«Арт – терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста»
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста...
Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"
Презентация "Арт - терапия как средство профилактики и коррекции тревожности детей раннего возраста"...
Музыкотерапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Музыкотерапия является способом эмоционального воздействия на ребёнка, способом коммуникации, способом музыкального развития ребёнка....