«Моделирование коррекционно-образовательного пространства в ДОУ».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Козина Оксана Федоровна

«Моделирование коррекционно-образовательного

пространства в  ДОУ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Моделирование коррекционно-образовательного

пространства в  ДОУ».

     После введения федерального государственного стандарта дошкольного

образования (ФГОС ДО) организация адаптивной коррекционно-образовательной среды для детей с ОВЗ стала особенно актуальной. Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями  взаимодействия  их  с  особым  ребенком,  оказывать

психологическую поддержку семье при реализации образовательной деятельности при освоении программы.

     В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое  сопровождение.

    В работу с детьми – инвалидами включены учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские  работники.

    Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные

и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное

внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, педагогом- психологом.

     Так как, наиболее важными периодами развития детей с ОВЗ являются

младший дошкольный возраст (именно в это время имеется уникальная

возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или

интеллектуального нарушения и избежать формирования особой позиции в

среде здоровых), то осуществление инклюзивного подхода для части детей с

ОВЗ начинается уже с 3 лет. На данном этапе занятия проходят в сенсорной

комнате с набором необходимых технических средств: сухой бассейн,

массажеры и т.д.

      Инструктор по физкультуре использует такие виды здоровьесберегающих технологий как: стретчинг, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по системе йоги и А.Н.Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка.

      В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами

педагоги ДОУ используют такие психолого-педагогические методики, как

предметная,  пигментная  (изобразительная), телевизионная.

      Предметная методика развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Используются: натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению. Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственный представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.

      Пигментная (изобразительная) методика используется для развития

простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-

белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и

сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному

описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети обводят контур трафаретного рисунка ли через копирку, затем сравнивают трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести по образцу  цветовую гамму картинки.

      Также в формировании основ мировосприятии педагоги широко используют презентации по теме занятия, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимании, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной деятельности.

       Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Воспитатели знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную деятельность. Развивая познавательную сферу дошкольника, педагоги учитывали специфику мировосприятия ребѐнка. Дети играли с водой песком, магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работали с моделями. Такая планомерная работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать  с  природным  и  социальным  окружением.

      Социально-коммуникативное развитие. В детском саду созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей. Во всех группах имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, уголки «Мое настроение». Воспитателями подобрана картотека специальных игр на формирование социальных  навыков  детей.

      Посредством праздников,  тематических бесед  на  занятиях и  в повседневной жизни воспитывается уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении. Чтобы способствовать развитию воображения детей, воспитатели привлекают «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта работа ведется воспитателями совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Дети участвуют в праздниках, где исполняют роль факира, фокусника, силача и т.д.  Проведение музыкальных праздников «В кругу друзей», «Новый год» (где дети с ОВЗ являлись  активными  участниками). Очень  эффективными  являются кратковременные  просмотры  видеосюжетов,  которые  наглядно демонстрируют особенности применения тех или иных приемов работы с детьми. Показывают динамику развития, достижения каждого малыша. На данных мероприятиях присутствуют родители как здоровых детей, так и родители  детей  с  ОВЗ.

       В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми дети с ОВЗ участвуют в различных играх, эстафетах, перестроениях, что дает возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных  заданий.

      Педагоги предоставляют детям возможность к проявлению творчества. В течение года воспитатели проводят выставки, вернисажи, такие как «Осенние дары», «Поделки из бросового материала», «Сказочный мир», «Новогодние игрушки», «Подарки мамам», «Подарки папам», где также участвовали дети с ОВЗ. В работе с детьми по профилактике детского дорожного травматизма воспитателями проводились праздники и досуги. В результате такой работы дети познакомились с правилами дорожной безопасности, с правилами поведения в сложных ситуациях дома и на улице. Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования прослеживается во всех режимных моментах. Дошкольники не являются пассивными наблюдателями, а активно учувствуют в дежурстве по группе, подготовке к занятиям и т.д. На улице дети гуляют вместе со всеми. Поэтому участки для прогулок на территории нашего учреждения не изолированы один от другого.

Условия  успешного  взаимодействия:

- тесная взаимосвязь педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре возможно при условии

совместного планирования работы (выбора темы и разработки занятий, определения  последовательности  занятий  и  задач);

-  совместное  обсуждение  для  составления  планов  фронтальных, подгрупповых  и  индивидуальных  занятий;

- совместное планирование реализации образовательных областей в соответствии  ФГОС  ДО;

- одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителем-

логопедом, педагогом-психологом, воспитателем и другими специалистами.

       Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями  воспитанников,  объясняя  им  стратегию  и  тактику воспитательно-образовательного  процесса.

      Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, посещающие наш детский сад, как ТНР и ЗПР. Интеграция таких детей происходит при совместных мероприятиях — прогулках, праздниках, экскурсиях, в образовательном процессе, в индивидуальной образовательной деятельности.

      При организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении

созданы особые условия и обеспечено грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. Узкие специалисты проводят как групповые, так и индивидуальные занятия. При этом, основополагающим принципом является соблюдение интересов детей. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка с ОВЗ, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной  пользой  для  воспитанника.  Так  каждому  малышу предоставлено право развиваться в своем персональном темпе, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Например, в логопедической работе любая программа адаптирована к реальному темпу и особенностям восприятия каждого из

детей с ОВЗ. Для этого она должна быть разбита на отдельные блоки, выстроенные по нарастанию уровня сложности, таким образом, чтобы материал следующего блока опирался на знания и навыки, полученные при прохождении предыдущего блока. Время прохождения каждого блока отдельным учеником не ограничено. Переход к следующему блоку происходит после реального усвоения ребенком материала предыдущего.

       На данном этапе инклюзивного подхода первичной становится задача выявления индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для этого в детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят: старший воспитатель, воспитатель, к которому в группу был интегрирован дошкольник, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре. Данный консилиум позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребѐнка с ОВЗ и избежать изолированную коррекцию отдельных параметров, отсутствие единства в достижении целей. Полученные данные фиксируются в таблицу один раз в квартал.

Графы:

- Временной интервал

- Цель

- Содержание деятельности воспитателя

- Содержание деятельности учителя-логопеда

- Содержание деятельности педагога - психолога

- Содержание деятельности музыкального руководителя

- Содержание деятельности инструктора по физической культуре

- Содержание работы с семьѐй

- Ожидаемый результат

- Динамика развития.

       Как видно из граф, обязательным является и включение родителей. Согласно Закону РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, следовательно, должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного малыша. Единство детского сада и семьи – ключ к успеху в инклюзивном образовании. Так за этот год в рамках инклюзивного подхода были организованы и проведены родительское собрание «Кто такой особый ребѐнок», консультации узких специалистов по запросу.

      Таким образом, комплексный подход в обучении  детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и организацией  адаптивной коррекционно-образовательной среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовиться к самостоятельной жизни в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию   представлена  коррекционно-образовательная деятельность  по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...

Наглядное моделирование, как инновационная коррекционно-образовательная технология.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».К. Д. У...

"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".

В статье  раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) -   взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно...

"Совершенствование практического мастерства педагогов в коррекционно-образовательном процессе на основе наглядного моделирования с применением игрового набора "Дары Фрёбеля".

В статье представлен мастер-класс по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в форме игрового практического занятия с различными игровыми приёмами (блюда меню) по формированию речевых нав...

Современные коррекционно-образовательные технологии в образовательном пространстве ДОУ.

В предлагаемом материале предтавлена система коррекционно-образовательных технологий, используемых в работе с дошкольниками с ОВЗ, которая даёт стойкий положительный результат....

Система взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями в коррекционно-образовательном пространстве группы для детей с задержкой психического развития "Коррекционный час «Познавайка!"

В ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах компенсирующей направленности должна учитывать особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития....