Игра-квест как средство развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Рукояткина Александра

Такая форма образовательной деятельности, как квест, активизирует познавательный интерес детей, побуждает их применять на практике свои знания, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-квест как средство развития ориентировки в пространстве дошкольников с нарушениями зрения.

Одной из наиболее частых и актуальных проблем в обучении дошкольников с нарушениями зрения является проблема ориентировки в пространстве.

Основными причинами трудностей, возникающих у детей являются:

– низкий уровень предметных и пространственных представлений,

– сложность анализа и синтеза информации об окружающем,

– нарушение координации движений,

– переоценка своих зрительных возможностей,

– искаженное восприятие предметов и их расположения в пространстве,

– неумение пользоваться нарушенным зрением при ориентировке в пространстве,

– неумение пользоваться сохранными анализаторами при ориентировке в пространстве.

Анализ трудностей позволяет определить особенности детей данной категории и поставить задачи обучения ориентировке в пространстве.

Дошкольники с нарушением зрения характеризуются своеобразием психофизического развития, что проявляется в недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки и недостатки в ее развитии ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности. Дети рассматриваемой категории (особенно с глубокими нарушениями зрения) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

В процессе специального обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения используются все общедидактические методы: наглядный, практический и словесный. Эффективность коррекционно-педагогической деятельности, обусловлена использованием методов в комплексе.

Одной из форм организации образовательной деятельностти, сочетающей в себе различные методы, является игра-квест. Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) включает в сея ряд заданий, направленных на поиск клада или достижение какой-либо цели.

Игру-квест целесообразно проводить на стадии закрепления материала, когда детям необходимо на практике применить накопленные знания и умения. Так как основной деятельностью всех детей в дошкольном возрасте является игра, дети с удовольствием выполняют задания, преподнесённые в игровой форме.

Заданиями для квеста могут служить игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве, связанные одной темой. Например, чтобы помочь Буратино найти золотой ключик, надо собрать карту, разделённую на несколько частей. Первая часть находится у черепахи Тортилы, которую нужно найти по звуку («Где поёт Тортила?»). Следующая часть у того, кто стоит между Мальвиной и лисой Алисой (например, у Артемона). Последняя часть карты спрятана в кукольном театре, но туда надо попасть так, чтобы вас не нашёл Карабас-Барабас, т. е. надо петлять. По заданию педагога дети двигаются в разных направлениях (к горке, затем к карусели, вокруг песочницы и т. д.).

В конце, когда собраны все части карты, дети (с помощью педагога) собирают карту и по ней ищут ключик. Вместе с ключиком дети находят какой-нибудь вкусный (леденцы, печенье) или интересный (наклейки, раскраски) приз.

Такая форма образовательной деятельности, как квест, активизирует познавательный интерес детей, побуждает их применять на практике свои знания, умения и навыки.

Литература:

  1. Абенова А. К., Тайлак Б. Е. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 669-671.
  2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: Учпедгиз, 1973. воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.  - Нижний Новгород, 2001.
  3. Мишин  М.А.  Психомоторное  развитие  детей  с  нарушением  зрения  // Физическое  воспитание  детей  с  нарушением  зрения  в  дестком  саду  и начальной школе.- 2001.- №4. – С. 41-55.  
  4. Подколзина  Е.Н.  Вопросы  работы  тифлопедагога  детского  сада  // Дефектология.- 2002.- № 6. – С. 71-77; 2003.- № 3.- С. 4 3-49.
  5. Сековец  Л.С.  Коррекционно-педагогическая  работа  по  физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.  - Нижний Новгород, 2001.
  6. Солнцева  Л.И.  Введение  в  тифлопсихологию  раннего,  дошкольного школьного возраста. - М.: Полиграф-Сервис, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал адресован студентам, молодым специалистам и родителям....

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...

«Креативная игра-драматизация как средство развития инициативности и самостоятельности дошкольников, имеющих нарушение зрения»

На протяжении последнего времени приоритетным направлением моей профессиональной деятельности  является развитие инициативности и самостоятельности детей с нарушением зрения. Используя навыки про...

"Ориентировка в пространстве дошкольников с нарушением зрения"

В статье описываются проблемы ориентировки в пространстве дошкольников со зрительной патологией...

Ориентировка в пространстве детей с нарушением зрения

Материал по ориентировке для детей с ОВЗ...

Презентация "Графический диктант как средство развития ориентировки в пространстве и мелкой моторики у дошкольников"

Развивая моторику, малыш учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников....