Консультации для родителей "Как начинать учить говорить трудные звуки"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Зинякова Галина Гелиевна

Артикуляционные упраждения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_03.doc731.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Советы учителя – логопеда  

«Как начинать учить ребёнка правильно произносить трудные  звуки»  

Артикуляционная гимнастика

как основа правильного произношения

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Пожалуйста, никакой самодеятельности! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у ребенка правильное произношения, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Но, хотелось бы еще раз повториться, постановкой и автоматизацией звуков можно заниматься только под руководством логопеда.

Для занятий дома с родителями предлагается только артикуляционная гимнастика, тем более что в раннем и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения.

Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи ребенка. Лучше всего, если это сделает для вас логопед. При отсутствии такой возможности многие логопедические пособия помогут вам это сделать самостоятельно. Проверив, какие звуки не может произносить ваш ребенок, подберите ему комплекс упражнений. Для неговорящих детей и детей с большим количеством дефектных звуков подойдет основной комплекс артикуляционной гимнастики.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На  первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику.

Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день - утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым(!) пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или медом в зависимости от того, что любит ваш ребенок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке. Очень нравиться малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. Па каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 11 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбку». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется па удочку».

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастки выполнить  1 - 2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и  быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через  нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо  следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: но время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Футбол

     Из кусочка ваты скатать

шарик. Это  мяч.

Ворота – два

                                                                кубика или карандаша.

 Ребенок дует на «мяч»,

пытаясь «забить гол».

                                         

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка –

мельница из песочного набора

 или вертушка. Ребенок дует на

лопасти игрушки, взрослый

сопровождает действия

малыша стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты

 (рыхлые комочки). Объясните

ребенку, что явление, когда идет

 снег называется снегопад.

 Предложите ему устроить снегопад

 у себя дома. Положите «снежинку»

 на ладошку ребенку.

Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

 Закружились, как снежок.

                                                                                                                        А. Барто 

Листопад

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так. чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Научите ребенка узнавать листья деревьев. Это смогут даже неговорящие дети.


Бабочка

Вырезать из бумаги одну или

. несколько бабочек. К каждой бабочке

привязать нитку и прикрепить так,

чтобы бабочки висели на уровне

лица ребенка. Взрослый и ребенок

 произносят приговорку:

Бабочка- коробочка,

Полети на облачко.

Там твои детки –

На березовой ветке!

Затем взрослый предлагает

малышу подуть на бабочку,

 «чтобы она полетела».

Ребенок делает длительный

 плавный выдох.

Кораблик

Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

 До Волги-реки!

Одуванчик

Упражнение проводится на улице по время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!

Одуванчик, до чего  ж

Ты на облачко похож

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо  слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если  гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

Шторм в стакане

Для этой игры необходима соломинка

 для коктейля и стакан с водой.

Посередине широкого языка

 кладется соломинка, конец которой

 опускается в стакан с водой.

Ребенок дует через соломинку, чтобы

 вода забурлила. Следите, чтобы

щеки не надувались,  а губы

 были неподвижны.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики для языка

Лягушка

  Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

                           Удерживать данное положение на счет до пяти.

       Прикус должен быть естественным,

                                       нижняя челюсть не должна  выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам.

Тянем губы прямо к ушкам.

                                           Потяну, перестану

                                          И нисколько не устану.

Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением                            

вытянуть губы вперед трубочкой.

Удерживать их в таком положении

 на счёт до пяти.

Подражаю  я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И  на место возвращаю.

Лягушка – хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнение

«Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Окошко

На счет «раз» широко открыть рот

 (окошко открыто),

на счет «два» закрыть рот

(окошко закрыто).

Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить

  широкий язык на нижнюю губу.

 Удерживать в спокойном состоянии

 на счет до пяти. В этом упражнении

важно следить, чтобы нижняя губа

не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И  под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Иголочка

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык

                                                      наружу острым, как жало. Следить,

 чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я.

Топкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Лопаточка - иголочка

На счет «раз-два» чередовать

 упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким остриём.

Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик

 языка переводить па счет «раз-два»

из одного уголка рта в другой.

Нижняя челюсть при этом остается

неподвижной. 

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево,

смотрит вправо...

Качели

                                                 Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2

                                                          поочередно упираться языком то в верхние,

                                               то в нижние зубы. Нижняя челюсть

                       при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Я всё выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать

 кончиком языка, как цокают лошадки.

Рот при этом открыт, язык должен

быть широким. Следить, чтобы кончик

 языка не подворачивался внутрь,

 а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Выполняя 2 - 3 упражнения в день вы поможете ребёнку научиться произносить трудные звуки без особых проблем!

Консультация для родителей

Советы учителя – логопеда  

«Как начинать учить ребёнка правильно произносить свистящие звуки С – СЬ – З – З»

ПРОВЕРЬТЕ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ –

Найдите картинки со словами или пусть малыш повторит за вами слова на звук С - санки, сок, осы, посуда, бусы, пёс, миска; на звук СЬ – синий, моська, гусь, сетка; на звук  З – зубы, зонтик, коза, таз, воз; на звук  ЗЬ – зима, нельзя, магазин, хозяйка; на звук Ц – цапля, палец, танец, кольцо, цыплёнок, птенцы. Если услышите, что ребёнок говорит эти звуки неправильно – заменяет на другие, искажает – обратитесь к логопеду и начинайте выполнять артикуляционные упражнения.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад свистящих звуков

« С – СЬ – З – ЗЬ – Ц »

Первым обязательно выполняется упражнение на развитие речевого дыхания, чтобы ребенок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка. Это необходимо для правильного произношения свистящих звуков.

Футбол

     Из кусочка ваты скатать

шарик. Это  мяч.

Ворота – два

                                                                кубика или карандаша.

 Ребенок дует на «мяч»,

пытаясь «забить гол».

                                         

Следите, чтобы воздушная струя шла по середине языка, чтобы ребёнок не надувал щёки.  Усложнение – дуть на кончик языка, зажатый губами, потом зубами.  Губы в улыбке.

Лягушка – хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнение

«Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

 Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить

  широкий язык на нижнюю губу.

 Удерживать в спокойном состоянии

 на счет до пяти. В этом упражнении

важно следить, чтобы нижняя губа

не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И  под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между

 губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

Киска сердится

                                           Улыбнуться, открыть рог. Кончиком

                                           языка упереться в нижние зубы.

                                           На счет «раз» выгнуть язык горкой,

                                           упираясь кончиком в нижние зубы.

                                           На счет «два» вернуться в исходное

                                           положение. Кончик языка при этом

                                           не должен отрываться от нижних

                                                               зубов, рот не закрывается,

                                            На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку  выгибает.

Упрямый ослик

Губы в улыбке, рот приоткрыть.

С силой произносить сочетание ИЕ.

 Кончик языка при этим упирается

в нижние зубы.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осел.

Трубочка

Открыть рот, свернуть язык трубочкой.

 Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку -

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем.

Чистим нижние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот.

Кончиком языка «почистить»                              

нижние зубы с внутренней

стороны, делая движения языком

 вправо-влево. Нижняя челюсть

при этом не двигается.

 Качели

Улыбнуться, открыть рот.

 На  счет 1-2 поочередно

упираться языком то

 в верхние, то в нижние зубы.

 Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Посчитай нижние зубки

Улыбнуться,  приоткрыть рот.

 Кончиком языка упираться по

очереди в каждый нижний зуб

с внутренней стороны. Следить,

чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкаем зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы!

Консультация для родителей

Советы учителя – логопеда  

«Как начинать учить ребёнка правильно произносить шипящие звуки

Ш – Ж – Ч – Щ»

ПРОВЕРЬТЕ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ –

Найдите картинки со словами или пусть малыш повторит за вами слова на звук Ш – шапка, шуба, шина, душ, машина, камыши; на звук Ж – жук, жаба, живот, пижама, ножик, дождик, нож; на звук  Ч – чайка, чудо, чемодан, дочка, бочка, кочан, куча, ночь, мяч; на звук  Щ – щётка, щенок, овощи, вещи, плащ, щука. Если услышите, что ребёнок говорит эти звуки неправильно – заменяет на другие, искажает – обратитесь к логопеду и начинайте выполнять артикуляционные упражнения для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению этих звуков.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад шипящих звуков

« Ш – Ж – Ч – Щ »

Лягушка – хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнение

«Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

 Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить

  широкий язык на нижнюю губу.

 Удерживать в спокойном состоянии

 на счет до пяти. В этом упражнении

важно следить, чтобы нижняя губа

не напрягалась и не натягивалась

 на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И  под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Накажем непослушный язычок

                                                           Положить широкий язык между

 губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

Чашечка

Улыбнуться, открыть рот, положить

широкий язык на нижнюю губу,

боковые края языка загнуть в форме

чашечки. Удерживать на счет до пяти.

Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широким положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Бублик

Выполнить упражнение «Хоботок».

Затем округлить губы так, чтобы

были видны  зубы. Следить,

чтобы зубы были сжаты. Удержать

губы в таком положении на счет до пяти. 

Фокус

Положить на самый кончик носа

 маленький кусочек ватки. Язык в

форме чашечки плотно примыкает

 к верхним губам. Нужно сдуть

 ватку с кончика носа.

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать

 кончиком языка, как цокают лошадки.

Рот при этом открыт, язык должен

быть широким. Следить, чтобы кончик

 языка не подворачивался внутрь,

 а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот.

 Широким  кончиком язычка

 погладить нёбо от зубов к горлу.

Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем.

Маляру мы помогаем.

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме

 чашечки облизывать верхнюю губу

 сверху - вниз (можно помазать ее вареньем).

Нижняя губа не должна обтягивагь зубы

(можно оттянуть ее вниз рукой).

Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать

 широкий язык к небу. Это шляпка гриба,

а подъязычная связка -  ножка. Кончик языка

не должен подворачиваться. Губы – в  улыбке.

 Если  ребенку не удастся присосать язык,

то можно пощёлкать языком, как в упр. – «Лошадка».

В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Гармошка

Положение языка как в упр. « Грибок»,

 губы в улыбке. Не отрывая языка,

 открывать и  закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Консультация для родителей

Советы учителя – логопеда  

«Как начинать учить ребёнка правильно произносить звуки Л – ЛЬ»

ПРОВЕРЬТЕ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ  ЗВУКИ « Л - ЛЬ»

Найдите картинки со словами или пусть малыш повторит за Вами слова с твёрдым звуком  Л – лапа, лодка, лук, лыжи, пила, молоток, стол, стул; слова с мягким звуком ЛЬ – лента, лист, лев, поле, малина, боль, соль.  Если услышите, что ребёнок говорит эти звуки неправильно или заменяет на другие, искажает – обратитесь к логопеду и начинайте выполнять артикуляционные упражнения для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению этих звуков.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад сонорных звуков

« Л - Ль »

Лягушка – хоботок

На счет «раз-два» чередовать упражнение

«Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

 Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить

  широкий язык на нижнюю губу.

 Удерживать в спокойном состоянии

 на счет до пяти. В этом упражнении

важно следить, чтобы нижняя губа

не напрягалась и не натягивалась

 на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И  под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Накажем непослушный язычок

Положить широкий язык между

 губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме

 чашечки облизывать верхнюю губу

 сверху - вниз (можно помазать ее вареньем).

Нижняя губа не должна обтягивагь зубы

(можно оттянуть ее вниз рукой).

Качели

Улыбнуться, открыть рот.

На  счет 1-2 поочередно

упираться языком то

 в верхние, то в нижние зубы.

 Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Индюк

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу

и производить движения широким передним краем

языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не

отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп

упражнения постепенно убыстрять, затем добавить

 голос, чтобы слышались звуки «бл-бл-бл». Следите,

чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет:

- Ты – индюк!

Маляр

Улыбнуться, открыть рот.

 Широким  кончиком язычка

 погладить нёбо от зубов к горлу.

Нижняя челюсть

не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем.

Маляру мы помогаем.

Посчитай верхние зубки

                                                                         Улыбнуться,  приоткрыть рот.

                                                                          кончиком языка упираться по

                                                                           очереди в каждый верхний зуб

                                                            с внутренней стороны.

                                                                            Следить, чтобы нижняя челюсть

                                                       была неподвижна.

С языком случилось что-то,

                                          Он толкаем зубы!

                                          Будто хочет их за что-то

                                         Вытолкнуть за губы!

Чистим верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот.

Кончиком языка «почистить»                              

верхние зубы с внутренней

стороны, делая движения языком

 вправо-влево. Нижняя челюсть

при этом не двигается.

Пароход

 Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить

 звук  «Ы-Ы-Ы». Необходимо следить, чтобы кончик языка

был опущен и находиться в глубине рта.

                                   Паровоз без колёс!            

                                   Вот так чудо паровоз!

                                  Не с ума ли он сошёл –

                                 Прямо по морю пошёл!

 

\Поймай звук « Л »

Улыбнуться, показать зубы. Во время произнесения

звука А широкий кончик языка закусить зубами.

Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите

звук Л.

Консультация для родителей

Советы учителя – логопеда  

«Как начинать учить ребёнка правильно произносить звуки Р – РЬ»

ПРОВЕРЬТЕ, ПРАВИЛЬНО ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ  ЗВУКИ « Р - РЬ»

Найдите картинки со словами или пусть малыш повторит за Вами слова с твёрдым звуком  Р – рама, рука, рысь, корыто, ворона, пар, ветер; слова с мягким звуком РЬ – репка, варенье, фонари, дверь, якорь.  Если услышите, что ребёнок говорит эти звуки неправильно или заменяет на другие, искажает – обратитесь к логопеду и начинайте выполнять артикуляционные упражнения для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению этих звуков.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад сонорных звуков

« Р - Рь »

Маляр

Улыбнуться, открыть рот.

 Широким  кончиком язычка

 погладить нёбо от зубов к горлу.

Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

                                             Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем.

                                            Маляру мы помогаем.

Качели

Улыбнуться, открыть рот.

На  счет 1-2 поочередно

упираться языком то

 в верхние, то в нижние зубы.

 Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Посчитай верхние зубки

Улыбнуться,  приоткрыть рот.

кончиком языка упираться по

очереди в каждый верхний зуб

с внутренней стороны.

Следить, чтобы нижняя челюсть

была неподвижна.

С языком случилось что-то,

                                          Он толкаем зубы!

                                          Будто хочет их за что-то

                                         Вытолкнуть за губы!

Чистим верхние зубы

Улыбнуться, приоткрыть рот.

Кончиком языка «почистить»                              

верхние зубы с внутренней

стороны, делая движения

языком вправо-влево. Нижняя

челюсть при этом не двигается.

Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать

 кончиком языка, как цокают лошадки.

Рот при этом открыт, язык должен

быть широким. Следить, чтобы кончик

 языка не подворачивался внутрь,

 а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Грибок

Улыбнуться, открыть рот. Присосать

 широкий язык к небу. Это шляпка гриба,

а подъязычная связка -  ножка. Кончик языка

не должен подворачиваться. Губы – в  улыбке.

 Если  ребенку не удастся присосать язык,

то можно пощёлкать языком, как в упр. – «Лошадка».

В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

Гармошка

Положение языка как в упражнении

 « Грибок». Губы в улыбке. Не отрывая

 языка, открывать и  закрывать рот,

растягивая подъязычную уздечку.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Барабан

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо

произносить звук Д-Д-Д. Язык упирается в верхние зубы

при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.

Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребёнка

закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать

зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской

зубной щётки прямоугольной формы  (ручка не должна быть

толстой , она должна быть прямой как линеечка).

В барабан мы сильно бьём

И все вместе мы поём:

«Д- Д- Д- Д- Д- Д- Д- Д»

Комарик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние

зубы, длительно произнести звук ЗЗЗ.  Если у  ребёнка

                                       закрывается  рот при выполнении этого упражнения,                                 можно воспользоваться механической помощью, как                        

и в упражнении «Барабан»

Вдруг откуда ни возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Моторчик

Основное упражнение. Во время длительного

произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами)

быстрыми движениями плоской ручки чайной  ложки,

соской или просто чистым !!!  прямым указательным

пальцем самого ребёнка производить частые колебательные

движения из стороны в сторону.

Язычок у нас – мотор,

                                               Заводи его, шофёр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация для родителей «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»...

консультация для родителей "Ох уж эти трудные звуки"

А может эти звуки не такие уж и трудные? Уважаемые родители, попробуйте в игровой форме выполнять с ребёнком рекомендованные упражнения и, возможно, помощь логопеда вам не понадобится....

Консультация для педагогов Тема: «Учим говорить правильно»

       Говорить умеют почти все, но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей. Все мы...

Методическая разработка "Учимся говорить гласные звуки"

Предлагаемое вашему вниманию пособие описывает начальный этап работы с неговорящими детьми. Цель методического пособия – вызывание гласных звуков и звукоподражаний. Целевая аудитория: родители, ...

Методическая разработка "Учимся говорить согласные звуки и слова"

Пособие «Согласные звуки и первые слова является авторской разработкой для безречевых детей раннего возраста и прежде, чем начать заниматься прочтите методические указания по работе с пособием, ...

Консультация для родителей «Начинаем учиться вместе».

             Консультация для родителей «Начинаем учиться вместе».«Как выучить с ребенком буквы, играя?»Игра - любимое занятие ребенка...

Консультация. "Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности"

В данной консультации говорится, о том какие бывают деньги, для чего они нужны, как и куда их тратить....