консультация для родителей "Ох уж эти трудные звуки"
консультация

Гусева Ирина Анатольевна

А может эти звуки не такие уж и трудные? Уважаемые родители, попробуйте в игровой форме выполнять с ребёнком рекомендованные упражнения и, возможно, помощь логопеда вам не понадобится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oh_uzh_eti_trudnye_zvuki.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ох  уж эти трудные звуки!

Уважаемые родители, Ваш ребёнок никак не может научиться произносить звуки л, ль, р, рь? Возможно,  язык ребёнка не совсем готов к их воспроизведению. Чтобы укрепить мышцы языка, подготовить органы артикуляции к произношению этих трудных звуков, рекомендую  ежедневно   выполнять вместе с ребёнком следующие артикуляционные упражнения: 

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следите, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,                                                                                                                                                                                                            Улыбнемся малышам.                                                                                                                                                                                                   А потом тяни вперед,                                                                                                                                                                                               Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи)

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,                                                                                                                                                                                                         Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,                                                                                                                                                                          В садик гриб я принесу.                                                                                                                                                                                 Раз, два, три, четыре, пять -                                                                                                                                                                                     Гриб мне надо удержать.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.                                                                                                                                                                                    Рот пошире открываем,                                                                                                                                                                            Челюсть вверх, челюсть вниз,                                                                                                                                                                   Ты, смотри, не ошибись.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Эх, раз! Еще раз!                                                                                                                                                                                       Мы качаемся сейчас.                                                                                                                                                                                 Вверх, вниз мы летим,                                                                                                                                                                                                    Тормозить мы не хотим.

6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,                                                                                                                                                                                          Губы сделаю «окошком».                                                                                                                                                                   Зубы верхние - смотри:                                                                                                                                                                                Чищу «чашкой» изнутри.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.                                                                                                                                                                                                 Очень цокать нам приятно.                                                                                                                                                                          Ритм копыта отбивают,                                                                                                                                                                                      Язычок им помогает.

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,                                                                                                                                                                                  И ею нёбо крашу я.

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем                                                                                                                                                                                                        Нашим язычком.                                                                                                                                                                          Громкий, громкий звук                                                                                                                                                                            Слышен звонкий стук.

 

Желаю успехов!

Учитель-логопед Гусева И.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся играя. Эти трудные звуки. Консультация для родителей.

Какое это счастье – наблюдать за первыми шагами ма­ленького человека, слышать его первый лепет! А как забавно он произносит первые слова, смешно путает звуки! Эти словечки потом входят в семейные исто...

Консультация для родителей на тему: "Трудный звук".

Консльтация для родителей по автоматизации трудного звука (Р) в домашних условиях. В консультации даны методы и приёмы по автоматизации звука.Материал будет интересен не только родителям, но...

Консультация для родителей "Трудный звук"

Консультация для родителей "Трудный звук"...

Консультация для родителей «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»

Консультация для родителей «Как поставить ребенку трудные звуки [ш], [ж]?»...

Консультации для родителей "Трудные звуки [Л],[Р] "

Данный материал будет полезен тем родителям, которые  хотят  поставить ребенку отсутствующий звук самостоятельно....

Консультация для родителей Этот трудный звук р

К пяти годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, что необходимо для его дальнейшего развития, формирования навыков правильного письма и чтения....