Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи»
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Логосказки в коррекционной работе с детьми,
имеющими нарушение речи»
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизацию психических процессов(внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Виды логосказок:
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики) .
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков) .
3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков) .
4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий) .
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) .
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
• с куклами на палочках; • пальчиковый театр, • би-ба-бо, и другие
Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.
Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он требует от ребенка внимания, усидчивости, устойчивой работоспособности. Игровое общение является необходимым базисом, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Логопедические сказки на постановку звуков включают упражнения на развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания, а также артикуляционную гимнастику. Для ребенка создаются игровые ситуации, требующие точного выполнения заданий. Например, мы отправились в путешест-вие на самокате, спустило колесо. Нужно накачать колесо, правильно артикулируя звук [с]. Пока ребенок не произнесет его правильно, путешествие не продолжается. Постановка звуков в такой форме способствует быстрому овладению артику-ляцией, ускоряя процесс автоматизации.
Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов: • развитие речевой моторики;
• отработка правильного произношения звуков;
• автоматизации и дифференциация звуков речи.
Специалистам известно, что часто третий этап является самым трудным и длительным. Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного произнесения звука, оказываются сформированными, но нет умения выбрать нужный звук, вследствие чего они смешиваются. Ребенок в одних словах может употреблять звук правильно, а в других — по-прежнему заменять. В таких случаях нужно проводить работу по дифференциации звуков
Логопедические сказки на дифференциацию звуков содержит задания и игры на четкое проговаривайте смешиваемых звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах и связной речи.
Отработка речевого материала осуществляется с ускорением темпа: от неторопливого проговаривания слогов, слов нужно переходить к более быстрому, а затем и ускоренному произношению.
В связи с тем, что у детей с нарушением речи часто страдают различные психические процессы, задания направлены и на развитие внимания, памяти, мышления.
Так, игра «Поймай звук» развивает и фонематический слух, и слуховое внимание; игра «Собери слова» формирует звуковой анализ и синтез, а также мышление;
игра «Отгадай загадку» развивает образное и логическое мышление и т. д.
Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала.
Для этого разработаны таблицы с рисунками на каждый звук: в левом углу изображена буква, соответствующая данному звуку, и нарисованы несколько предметных картинок, в названиях которых есть этот звук. При составлении сказки можно вспомнить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.
Можно предложить готовый образец сказки. Вначале детям сложно составлять сказки, чаще всего они повторяют образец. Используя в работе предложенные варианты, дети начинают охотно сочинять сказки самостоятельно, пытаясь не повторять сюжеты.
1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.
2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение сказки. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.
3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описывая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педагог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.
4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребенок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.
5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.
Примеры сказок, которые педагог может предложить ребенку как образец:
Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на велосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы.» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.
Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочками — Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з.», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза искали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него подарки: Зоя — зонтик, а Зина — корзину.
Использование Логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей с ОНР, активизирует оперирование различными типами коммуникативных высказываний (обращение-побуждение, обращение-вопрос, обращение-сообщение) ; овладение «схемой беседы», усвоение способов невербального общения (смысловой аспект человеческой мимики, естественные и экспрессивные жесты, использование их в практике общения; развитие связной речи.
Посредством Логосказки мы корректируем и развиваем свойства личности, черты характера ребенка с нарушением речи (самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность, а также коммуникативную, обобщающую и регулирующую функцию речи.
Через коррекцию и развитие речевого общения детей с ОНР происходит становление ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объектированных в речи, связанных с развитием коммуникативной сферы и реализующихся в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц при работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи"
Данная консультация делает процесс запоминания простым и непринужденным....
Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Научно - методическая статья...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...
«Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в контексте реализации ФГОС ДОУ».
Из опыта работы с детьми ТНР....
«Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».
Одним из видов инноваций в педагогической деятельности являются логосказки. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и рез...
Закаливание как вспомогательная терапия в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.
Статья об опыте внидрения здоовьезберегающей технологии "закаливание" в группе комбинированной направленности для детей с ТНР....