ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
В эпоху коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Сегодня каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает к психологу с этой проблемой. Если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент их число возросло почти в семь раз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_kommunikativnoy_dezadaptatsii_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лилия Александровна Лукьянова, педагог-психолог МДОУ ЦРР-детский сад № 11 «Жар-птица» г. Серпухов
В эпоху коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Сегодня каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает к психологу с этой проблемой. Если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент их число возросло почти в семь раз.
Как ребенок учится говорить
Речь нужна нам не только для общения, но и для мышления, воображения, управления своим поведением. Активная речь - когда ребенок сам говорит вслух, пассивная - когда он понимает чужую речь. Допустим, вы просите ребенка подать вам ложку, и он подает вам именно ложку, а не что-то другое. Он отличает ложку от вилки, конфету от яблока при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной форм речи происходит не одновременно. Сначала развивается пассивная речь, когда ребенок учится понимать слова, просто слушая окружающих, и лишь потом начинает говорить сам. Важно знать, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Посему важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Однако многие родители считают пустой тратой времени разговоры с младенцами, полагая, что те ничего не понимают. И это большое заблуждение, которое впоследствии может привести к беде.
Как исключить аутизм
Если у малыша обнаруживаются отставание речевого развития и симптомы отсутствия стремления к контактам, можно предположить, что этот ребенок — аутист. Такие дети не улыбаются, не оживляются при виде родителей, часто не смотрят в глаза. Но такой диагноз ребенку вы не имеете права ставить самостоятельно. Это может сделать только квалифицированный детский психиатр.
Также полезно проверить слух ребенка у врача-отоларинголога. Доктор может обнаружить и другую проблему — слишком короткую уздечку или слишком крупный язык, что может вызывать трудности при говорении, в результате чего ребенок предпочитает молчать.
Также полезны плановые визиты и к врачу-неврологу. Помните, что речь человека начинает формироваться с рождения. До того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит стадии гуления и лепет. Именно отсутствие этих стадий может обнаружить невролог. Бывают случаи, когда задержку речевого развития «предвещают» иные сопутствующие диагнозы — обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, повышенный или пониженный тонус мышц и пр.
Опасные гаджеты
Гаджеты современные родители часто используют как няньку для малыша. Пока в руках у чада заветный планшет или телефон, мама успевает сварить обед, постирать белье и даже выгулять собаку… Но, как правило, у такого «компьютерного» ребенка - не только затруднения с речью. Он раскоординирован, имеет проблемы с питанием и засыпанием, излишне раздражителен и агрессивен. Суть в том, что мозг маленького человечка развивается в определенной последовательности. Сначала ребенок учится манипулировать предметами, которые он может взять в руки, лизнуть, бросить на пол. И кубик, которым он играет, непосредственно развивает его. Но кубик на экране планшета не обладает набором свойств, необходимых малышу, и, естественно, не может стимулировать развитие мозга, дать понимание свойств и качеств предметов. Ведь свойства всех виртуальных предметов одинаковы — плоский гладкий экран! Поэтому правило номер один: до трех лет — никаких гаджетов! Для гармоничного развития ваш малыш сначала пусть освоит рисование, конструирование, лепку и придумывание разных историй, научится самостоятельно играть в обычные детские игры, а уж потом садится за компьютер или планшет.
Почему нельзя бить по рукам
Многие знают, что развитие мелкой моторики влияет на развитие речи, и поэтому многие мамы заставляют малышей работать пальчиками. Порой простые упражнения на координацию движений — лепка, рисование карандашами, застегивание пуговиц, шнурование — могут серьезно стимулировать развитие речи. Существуют и обратные процессы: если центры речи и моторики настолько связаны, то бить ребенка по рукам — категорически запрещается! Вспомним фильм "Король говорит", где король Англии Георг VI испытывает большие трудности от заикания, приобретенного в детстве: отец бил его по рукам, переучивая писать правой рукой, поскольку будущий король был левшой.
Особая мишень – «многоязычные» дети
Когда папа и мама говорят на разных языках, дети овладевают произносительной частью речи медленнее и так же медленнее воспринимают звуковые сочетания в языке. Ребенку нужно усвоить не только словесное название тех или иных предметов, но и соотнести их на одном и на другом языке между собой. Здесь есть важные правила: каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Также следует всегда «поправлять» ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставания в психическом развитии.
Когда мама - перфекционистка
И самым удивительным образом задержка речи проявляется у детей гиперзаботливых мам. Такие мамы - перфекционистки просто не дают возможности ребенку заговорить. Они улавливают желания малыша по движению его руки, приподнятой брови или выражению лица. У такого ребенка просто нет необходимости говорить! Его понимают даже не с полуслова, а с полубуквы! Уважаемые мамы, помните, что у ребенка должна развиться ПОТРЕБНОСТЬ говорить, а это значит, что он должен иметь возможность сказать о своем желании.
Чтобы ребенок заговорил
Помните, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. Для развития речи ребенка самое главное — как можно больше говорить с ним. Чтобы он мог слышать речь, обращенную к нему лично, а не с экрана телевизора. Комментируйте все бытовые ситуации и события жизни малыша: сборы в садик, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя это простыми понятными ему словами. Чтение и заучивание стихов, считалочек тоже очень полезны.
Наши дети растут в новых условиях тотальной занятости родителей, и, к сожалению, их проблемы — следствие стремительной жизни взрослых и отсутствия времени. Надеяться на чудо, что все само рассосется, и ребенок «вдруг» заговорит, не стоит. Такому ребенку еще можно помочь, и в ваших силах сделать это.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В Лопатиной. - СПб., 2014. - 448 с.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Волосовец Т.В, Кутепова Е.В. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая диагностика и устранение признаков дезадаптации у детей дошкольного возраста
Детский сад – новый не известный до этого период в жизни ребенка. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. С целью создания благоприятных условий для адаптации к условиям ДОУ, ра...
Психологические особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте
Психологические особенности полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. В педагогической науке можно выделить два противоположных направления в...
Психологические особенности и речевого развития детей дошкольного возраста.
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результат...
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста1. СЛАЙД РЕЧЬ – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.Язык являясь важнейшим с...
Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
Актуальность нашей темы в том, что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...
Психологические особенности восприятия музыкального фольклора детьми дошкольного возраста
Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в не...
Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
Актуальность нашей темы в том, что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...
- Мне нравится (1)