Тревожный ребенок
консультация по коррекционной педагогике на тему

Корниец Ирина Ерофеевна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnyy_rebenok.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Осторожно! Тревожный ребенок

        Многие мамы обеспокоены скованностью, зажатостью, стеснительностью своего  ребенка. Одина из проблем, наиболее часто требующая внимания и работы детского психолога  это –  детская тревожность.

        Если говорить о тревожном ребенке, то необходимо определить разницу между понятиями «тревога» и «тревожность».

        Тревога – это эпизодическое проявление волнения и беспокойства. Это определенная реакция на конкретную ситуацию (неприятный разговор, выступление на утреннике, ответ у доски и т.п.). Тревога является нормальным адаптивным механизмом, предупреждающим о реальной опасности или побуждающим лучше подготовиться к предстоящему событию.

        Тревожность у детей является индивидуальной психологической особенностью. Она выражается в склонности к волнению в любых ситуациях. Сама по себе тревожность почти всегда возникает без особых на то причин. Она проявляется, как предчувствие, как фон ожидания чего-то неприятного. При этом ребенок испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы.

Признаки тревожности у ребенка:

- тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими;

- ребенок боится всего нового, боится начать, потому что не уверен, что у него получится;

- такой ребенок не инициативен, ему сложно направить свою энергию в какое-либо русло;

-  свойственна заниженная самооценка,  боится критики, низкой оценки свих действий и поступков;

- любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное, часто сам мир воспринимается как пугающий и враждебный;

- свойственны внешние проявления беспокойства: ребенок краснеет, потеет, заикается, делает запинки в речи, теребит одежду, прячет руки в карманы или за спину.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

Повышение самооценки. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу на развитие у ребенка чувства уверенности в себе, собственных силах и возможностях. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их (успехи) в присутствии других детей. Но надо учитывать и то, что похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. 

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее  волнующих его ситуациях. Здесь важно неоднократно проигрывать ситуацию в безопасных условиях, т.е. используем прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации. Например, играем в детский сад, многократно повторяя ситуацию, которая его волнует. Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка — роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий.

Снятие мышечного напряжения. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка.

Лучшее лекарство от тревожности – это доверие и принятие. Принимайте, цените, уважайте и любите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению.

Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий,   трудноопределимые предчувствия...

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?

Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...

Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.

Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....