«Формирование навыка подражания у детей раннего и младшего дошкольного возраста с РАС».
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Дети с расстройством аутистического спектра очень нуждаются в комплексной коррекционно-развивающей помощи. Чем раньше специалисты начинают работу семьей, имеющей ребенка с аутистической симптоматикой, тем лучше результат.
Основой для формирования у детей социальных и образовательных компетенций является подражание.
Этапы коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Шпартько Марина Федоровна, учитель-дефектолог ГБУ ГППЦ ДОгМ.
«Формирование навыка подражания у детей раннего и младшего дошкольного возраста с РАС».
Дети с расстройством аутистического спектра очень нуждаются в комплексной коррекционно-развивающей помощи. Чем раньше специалисты начинают работу семьей, имеющей ребенка с аутистической симптоматикой, тем лучше результат.
Основой для формирования у детей социальных и образовательных компетенций является подражание.
Этапы коррекционно-развивающей работы.
Расстройства аутистического спектра- это разнообразные нарушения, которые характеризуются трудностями в социальном взаимодействии, социальной коммуникации, ригидностью мышления и поведения.
Для ребенка с РАС раннего и младшего дошкольного возраста характерно "полевое" поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствие отклика на обращение и другие особенности поведения, такие как:
- сопротивление при попытке организации контакта извне;
- слабость, замедленность, отсутствие реакции на обращения, "псевдоглухота"
- необычность первоначального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.).
- индифферентность к окружающему, отсутствие активности исследования предметов.
- отсутствие или отсроченная реакция на звук;
- затруднения в имитации движений взрослого;
- отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания;
- сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам;
- взгляд "сквозь" объект, отсутствие слежения взглядом за предметом;
- беспомощность в элементарном быту;
- задержка формирования навыков самообслуживания;
- трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих
действий;
- плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость;
- неуверенная ходьба, слабая дифференцированность мелкой моторики, неуклюжая походка.
- часто отсутствуют содружественные движения, а уже на втором году жизни ребенка появляются комплексы стереотипных движений, подпрыгивания, потряхивание кистями рук, вращения вокруг себя.
Все перечисленные выше является задачами коррекционно-развивающего обучения, формирования деятельности, формирования у ребенка определенного навыка.
Примерные этапы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога на занятии.
Первый этап- сформировать навыки контакта, продуктивного взаимодействия ребенка со специалистом.
Второй этап- сформировать навыки поведения на занятии.
Третий этап - развитие и коррекция познавательной сферы.
Четвертый этап- сформировать навык подражания общим действиям (присесть-встать, похлопать, поднять руки и т.д.), пальцевой моторики («кулачок, зайчик, колечко»), артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, звукоподражания )
Основные правила работы учителя-дефектолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с детьми с РАС.
- Требования к помещению. Занятия провожу в просторном кабинете с минимумом отвлекающих зрительных стимулов.
- Организация с первого дня четкой структуры занятия. Четко обозначены начало и конец занятия (хоровод под музыку).
- Участие родителя на занятии.
Специалисты, начинающие работу с семьей, обычно сталкиваются с тем, что родители очень болезненно принимают факт наличия у своего ребенка особенностей в развитии. «Да, не играет, потому что ему это неинтересно. У нас все в порядке, только речи нет и поведение…., иногда, бывает, не слушается».
Это обычная защитная реакция семьи, поэтому так важно тесное взаимодействие с родителями, обязательное присутствие их на занятии, включение в занятие, совместный поиск решений по уменьшению проявлений нежелательного поведения, повышению у ребенка познавательной активности, пошаговому обучению определенным навыкам (самообслуживания, ориентировки в пространстве и т. д.)
Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. И помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым.
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
- Эмоциональный окрас речи, мимики специалиста на занятии.
- Сенсомоторное развитие ребенка как средство формирования продуктивного взаимодействия. Проблема оценки уровня сенсомоторного развития стоит на первом месте при построении индивидуальной программы. Основной целью оценки является выявление у ребенка реальных проблем, его возможностей и ограничений, а также их причин. Актуальными мне представляются таблицы сенсомоторного и социального развития детей от 5 месяцев и старше - американская методика Портаж (Portage), таблицы Эрнста Кипхарда (Германия) от 0 до 4-х лет.
В настоящее время в ГБУ ГППЦ ДОгМ в лаборатории сопровождения деятельности СРП под руководством профессора Казьмина Александра Михайловича, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства, на основе Международной классификации функций разработаны протоколы обследования ребенка от 6-ти месяцев, анкеты для родителей. Подробные данные по всем навыкам позволяют строить программу и отслеживать динамику развития. При этом нам важно понять не только наличие или отсутствие навыка, но и причину, по которой этот навык отсутствует. Почему ребенок не берет предлагаемую ему игрушку? Потому что он не может двигать рукой, потому что он не видит игрушку, данная игрушка ему неинтересна, у ребенка снижена мотивация или его когнитивный уровень слишком низкий?
- «Учебный контроль» на занятии. В кабинете я – «хозяйка», доступ к привлекательным
игрушкам только опосредованно- через педагога и выполнение очень легких заданий. От простого к сложному. Опора на актуальный уровень развития, учитывать зону ближайшего развития. Осуществляется телесно-ориентированный подход. На начальном этапе задания ребенок выполняет «рука в руке». По мере освоения-больше самостоятельности: по образцу, по словесной инструкции.
- «Оречевление» действий ребенка. «Запуск речи». Вербально-поведенческий подход.
- Использование музыки. Ее роль в структуре занятия, компенсация поведения.
- Поощрения. Завершающий положительный аккорд. Ребенок должен уходить с занятия
на положительных эмоциях, обязательно.
Навык подражания имеет значение в освоении разных сторон деятельности человека. Без подражания ребенку невозможно научиться основным функциям. Из-за своей уникальной способности перенимать поведение взрослых, дети учатся всему новому. Детям с нормальным психомоторным развитием очень интересно повторять то, что делают родители.
Формирование навыка подражания у детей с аутистической симптоматикой- одна из основных задач коррекционно-развивающего обучения, которая способствует формированию у детей ключевых социальных и образовательных компетенций в доступных объемах и качестве.
Результатами достижений развития детей отмечались следующие: использование положительных форм взаимодействия и средств общения со взрослыми и сверстниками; сформирована ориентировка на действия взрослого и подражание в совместной предметно-игровой деятельности; появился интерес к предметному миру, адекватные способы действия с игрушками; самостоятельность в бытовой ситуации.
При раннем комплексном (медико-психолого-педагогическом) воздействии на развитие детей с расстройством аутистического спектра у большей части из них появилась возможность совместного воспитания их с нормально развивающимися сверстниками в дошкольных образовательных учреждениях в условиях интегрированных (смешанных) групп.
Литература.
- Статья «Ранняя коррекционная помощь детям с нарушением интеллекта- путь к интегрированному обучению» Е. А. Стребелева, доктор пед. наук, профессор, Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, г. Москва, Россия .Журнал «Специальное образование»-2014 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-737869-1452959839.jpg)
Формирование навыков безопасного поведения детей раннего и младшего дошкольного возраста на улице, через восприятие театрализованного представления по сказке…
Методы и приемы ознакомления детей с основами безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-737869-1452959839.jpg)
Формирование навыков безопасного поведения детей раннего и младшего дошкольного возраста на улице, через восприятие театрализованного представления по сказке «Колобок».
Ведущая цель образовательной программы «Азбука безопасности» для возрастного периода: содействие формированию первичных представлений об основных источниках опасности на улице и способах безопасного п...
Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в дочисловой период.
Уже в младшем дошкольном возрасте начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие колич...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/21/picture-1251192-1590060201.jpg)
Опыт работы на тему "Формирование элементарных математических представлений детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
материал для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/15/picture-725878-1450185729.jpg)
Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста ...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....