«Формирование навыка подражания у детей раннего и младшего дошкольного возраста с РАС».
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Шпартько Марина Федоровна

Дети с расстройством аутистического спектра очень нуждаются в комплексной коррекционно-развивающей помощи. Чем раньше специалисты начинают работу семьей, имеющей ребенка с аутистической симптоматикой, тем лучше результат.

Основой для формирования у детей социальных и образовательных компетенций является подражание.

Этапы коррекционно-развивающей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шпартько Марина Федоровна, учитель-дефектолог ГБУ ГППЦ ДОгМ. 

«Формирование навыка подражания у детей раннего и младшего дошкольного возраста с РАС».

Дети с расстройством аутистического спектра очень нуждаются в комплексной коррекционно-развивающей помощи. Чем раньше специалисты начинают работу семьей, имеющей ребенка с аутистической симптоматикой, тем лучше результат.

Основой для формирования у детей социальных и образовательных компетенций является подражание.

Этапы коррекционно-развивающей работы.

         

        Расстройства аутистического спектра- это разнообразные нарушения, которые  характеризуются трудностями в социальном взаимодействии, социальной коммуникации,  ригидностью мышления и поведения.

         Для  ребенка с РАС раннего и младшего дошкольного возраста характерно "полевое" поведение с хаотической миграцией, неспособность сосредоточения, отсутствие отклика на обращение  и другие  особенности поведения, такие как:

  • сопротивление при попытке организации контакта извне;
  • слабость, замедленность, отсутствие реакции на обращения, "псевдоглухота"
  • необычность первоначального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.).
  • индифферентность к окружающему, отсутствие активности исследования предметов.
  • отсутствие или отсроченная  реакция на звук;
  • затруднения в имитации движений взрослого;
  • отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих либо отрицание, либо утверждение, жестов приветствия или прощания;
  •  сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам;
  • взгляд "сквозь" объект, отсутствие слежения взглядом за предметом;
  • беспомощность в элементарном быту;
  • задержка формирования навыков самообслуживания;
  • трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих  

действий;

  • плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость;
  •  неуверенная ходьба, слабая дифференцированность мелкой моторики, неуклюжая походка.
  • часто отсутствуют содружественные движения, а уже на втором году жизни ребенка появляются комплексы стереотипных движений, подпрыгивания, потряхивание кистями рук, вращения вокруг себя.

        Все перечисленные выше является задачами коррекционно-развивающего обучения, формирования деятельности, формирования у ребенка определенного навыка.

Примерные этапы коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога на занятии.

Первый этап- сформировать навыки  контакта, продуктивного взаимодействия ребенка  со специалистом.

Второй этап- сформировать навыки поведения на занятии.

Третий этап - развитие и коррекция  познавательной сферы.

Четвертый этап- сформировать навык подражания общим действиям (присесть-встать, похлопать, поднять руки и т.д.), пальцевой моторики («кулачок, зайчик, колечко»), артикуляционной моторики (артикуляционные упражнения, звукоподражания )

        Основные правила работы   учителя-дефектолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста  с  детьми с РАС.

  1. Требования к помещению.  Занятия  провожу в просторном кабинете с минимумом отвлекающих зрительных стимулов.
  2. Организация  с первого дня  четкой структуры занятия. Четко обозначены начало и конец занятия (хоровод под музыку).
  3. Участие  родителя на занятии.

        Специалисты, начинающие  работу с семьей, обычно  сталкиваются с  тем, что родители очень болезненно принимают факт наличия у своего ребенка особенностей в развитии. «Да, не играет, потому что ему это неинтересно. У нас все в порядке, только речи нет и поведение…., иногда, бывает, не слушается».

        Это обычная защитная реакция семьи, поэтому так важно тесное взаимодействие с родителями, обязательное присутствие их на занятии, включение в занятие, совместный поиск решений по уменьшению проявлений нежелательного поведения, повышению у ребенка познавательной активности, пошаговому обучению определенным навыкам (самообслуживания, ориентировки в пространстве и т. д.)

        Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Нужно быть готовым к трудностям и разочарованиям. И помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым.

        Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

  1. Эмоциональный окрас речи, мимики специалиста на занятии.
  2.  Сенсомоторное развитие ребенка как средство формирования продуктивного взаимодействия. Проблема оценки уровня сенсомоторного развития стоит на первом месте при построении  индивидуальной программы. Основной целью оценки является  выявление у ребенка реальных проблем, его возможностей и ограничений, а также их причин. Актуальными мне представляются таблицы сенсомоторного и социального развития  детей от 5 месяцев и старше - американская методика  Портаж (Portage), таблицы Эрнста Кипхарда (Германия) от 0 до 4-х лет.

        В настоящее время в ГБУ ГППЦ ДОгМ  в лаборатории сопровождения деятельности СРП под руководством профессора Казьмина Александра Михайловича, заведующего кафедрой клинической психологии раннего детства, на основе Международной классификации функций разработаны протоколы обследования ребенка от 6-ти месяцев, анкеты для родителей. Подробные данные по всем навыкам позволяют строить программу и отслеживать динамику развития. При этом нам важно понять не только наличие или отсутствие навыка, но и причину, по которой этот навык отсутствует. Почему ребенок не берет предлагаемую ему игрушку? Потому что он не может двигать рукой, потому что он не видит игрушку, данная игрушка ему неинтересна, у ребенка снижена мотивация или его когнитивный уровень слишком низкий?

  1. «Учебный контроль» на занятии. В кабинете я – «хозяйка», доступ к привлекательным

игрушкам только опосредованно- через педагога и выполнение очень легких заданий. От простого к сложному. Опора на актуальный уровень развития, учитывать зону ближайшего развития. Осуществляется телесно-ориентированный подход. На начальном этапе задания ребенок выполняет  «рука в руке». По мере освоения-больше самостоятельности: по образцу, по словесной инструкции.

  1. «Оречевление» действий ребенка. «Запуск речи». Вербально-поведенческий подход.
  2. Использование музыки. Ее роль в структуре занятия, компенсация поведения.
  3. Поощрения. Завершающий положительный аккорд. Ребенок должен уходить с занятия

 на положительных эмоциях, обязательно.

Навык подражания имеет значение в освоении разных сторон деятельности человека. Без подражания ребенку невозможно научиться основным функциям. Из-за своей уникальной способности перенимать поведение взрослых, дети учатся всему новому. Детям с нормальным психомоторным развитием очень интересно повторять то, что делают родители.

        Формирование навыка подражания у детей с аутистической симптоматикой- одна из основных  задач коррекционно-развивающего обучения, которая способствует формированию у детей ключевых социальных и образовательных компетенций в доступных объемах и качестве.

Результатами  достижений развития детей отмечались следующие: использование положительных форм взаимодействия и средств общения со взрослыми и сверстниками; сформирована ориентировка на действия взрослого и подражание в совместной предметно-игровой деятельности; появился интерес к предметному миру, адекватные способы действия с игрушками; самостоятельность в бытовой ситуации.

При раннем комплексном (медико-психолого-педагогическом) воздействии на развитие детей с расстройством аутистического спектра у большей части из них появилась возможность совместного воспитания их с нормально развивающимися сверстниками в дошкольных образовательных учреждениях в условиях интегрированных (смешанных) групп.

Литература.

  1. Статья «Ранняя коррекционная помощь детям с нарушением  интеллекта- путь к интегрированному обучению» Е. А. Стребелева, доктор пед. наук, профессор, Федеральное государственное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, г. Москва, Россия .Журнал «Специальное образование»-2014 г.
  1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991
  2. Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход». Екатеринбург-2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения детей раннего и младшего дошкольного возраста на улице, через восприятие театрализованного представления по сказке «Колобок».

Ведущая цель образовательной программы «Азбука безопасности» для возрастного периода: содействие формированию первичных представлений об основных источниках опасности на улице и способах безопасного п...

Формирование математических представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в дочисловой период.

Уже в младшем дошкольном возрасте начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие колич...

Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста ...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...

Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....