Статья: Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по кгн | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно уже в раннем возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычки к чистоте, аккуратности, порядку.
Начиная с раннего возраста дети уже могут осваивать основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Главная задача: формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Работая с детьми с детьми раннего и младшего возраста, мы заметили, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу мы начали работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. В этом же направлении решаются не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
В 2021 году на базе корпуса 3 МБОУ «СОШ №17» был разработан проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»
Проект направлен на овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего и младшего возраста, сохранение и укрепление физического и психологического развития детей . В результате осуществления данного проекта задействованы воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста, родители.
Цель данного проекта- формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий .
Задачи проекта:
-Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
-Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
-Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
-Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
-Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома. дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
-Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
-Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)
-Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
-Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
-Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
-Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
В ходе реализации данного проекта нами применялись следующие методы и приемы работы:
1. Наглядные:
а) презентации;
б) видеоролики;
в) фотовыставки.
2. Практические:
а) обыгрывание;
б) рассматривание.
в) физкультминутки и артикуляционная гимнастика.
3. Словесные:
а) ситуативные беседы с детьми;
б) вопросы, объяснение, пояснение, указание;
в) использование художественной литературы, фольклора.
4. Игровые:
а) дидактические игры;
б) настольно-печатные;
в) пальчиковые игры;
г) сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
Основными формами взаимодействия с семьями дошкольников были: онлайн просмотры , совместная проектная деятельность, консультации, анкетирование и пр.
Взаимодействуя с родителями по вопросам формирования кгн, мы добились следующих результатов:
-Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
- Изучался и обобщался опыт семейного воспитания;
-Повысился уровень педагогической компетенции родителей по вопросам приобщения детей к кгн.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
-Создание развивающей предметно-пространственной среды способствовало развитию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей;
-Систематическое использование игр и упражнений на формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности;
-Взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей.
Таким образом, задачи и цель разработанного нами проекта «Мы играем, развиваемся, растём» были достигнуты в полном объеме, проект является эффективным средством для формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Список литературы
1. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // КонсультантПлюс
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика - Синтез», 2006 г.
4. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб.: Литера, 2007
5. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.
6. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанияу детей раннего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, г...
Статья на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Данная статья посвящена развитию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего возраста в дошкольной организации....
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста «Мы играем, развиваемся, растём»
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста«Мы играем, развиваемся, растём»...
Буклет "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста"
Информационный материал для родителей по теме формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста...
Проект с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей ясельного возраста «Мы играем, развиваемся, растём»
Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздейс...
- Мне нравится (1)