Игровые упражнения с манкой для детей дошкольного возраста
материал по коррекционной педагогике на тему
Использование манной терапии дает значительные положительные результаты в работе с детьми. Главное – оказывает положительное влияние на развитие речи, познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы и творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_mankoy_-_sayt.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения с манкой:
Настрой.
Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности, доверия, общности.
Участники садятся в круг и пересыпают друг другу из рук в руки «волшебное» вещество (манку), высказывая при этом пожелание группе. Это может быть пожелание хорошего настроения всем присутствующим, кому-то отдельно (если участники группы уже знакомы) или самому себе.
Упражнения:
Можно просто предложить ребёнку выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:
- скользить ладонями по поверхности манки, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»; поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения
- оставить отпечатки кулачков (упражнение «Идут медвежата», отпечатки пальчиков (упражнение «Прыгают зайчики»):
- шагать по манке пальчиками правой и левой рукой поочерёдно, а затем одновременно.
При игре с манкой (солью, крупами) можно выполнять такие упражнения:
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка (соли, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
Можно использовать при рисовании манкой трафареты.
Дети заполняют форму трафарета, насыпая манку или из кулачка, или с помощью ситечка, или пластиковой бутылочки.
Можно при рисовании манкой использовать приёмы:
- отсечение (используется, например, при делении пирога: соединить две руки, касаясь пальцами, друг друга и движением рук на себя убрать часть манки)
- - поиграть пальчиками по поверхности песка соли, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.
- •рисование ладошкой (используется, например, при рисовании рыбок, солнышка, цветка)
- пальцем (используется, когда надо нарисовать, например, округлую форму, прямую линию, разложить ягодки на тарелку и т. д.)
- с использованием пластиковой бутылочки, когда манка высыпается из дырочки, например, при рисовании лучиков солнышку,
- использование массажного мячика, с целью отпечатывания шипов (украшение пирога)
Игровое упражнение «Обыкновенное чудо»
В манке закопан камень, не очень приятный на ощупь. Педагог просит игроков по очереди, откапывая камень, рассказывать о его свойствах. Педагог отмечает, что он холодный. Камешек передвигается по кругу и становится теплее от рук и слов игроков. Возникает приятное объединяющее чувство.
Игровое упражнение «Рука друга»
Один из участников должен изготовить отпечаток своей ладони. Другие, поочередно накладывая свою руку, на отпечаток делятся впечатлениями.
Рисование на манке «Сказочный сон»
Дети подходят к столам, на которых стоят плоские поддоны с манкой. Пальчиками рисуют эпизод своего «сна».
Тактильная игра «Сундучок с сюрпризом»
ребята по очереди открывают сундук с манкой. Педагог предлагает им одним пальцев, выполняя круговые движения, найти сюрприз: изображение солнца, радуги, миниатюрные ромашки...
Игра – тренинг на снятие напряжение «путешествие по манной реке»: дети под руководством педагога делают в емкости с манкой – реку. Погружают в манку ладони и медленно двигают пальцами, стараясь не задеть закопанные фигурки.
Упражнение на расширение представлений детей об эмоциях «Портрет на манке»:
у каждого ребенка плоский поддон с насыпанной манкой. Педагог предлагает детям нарисовать на манке свой портрет: когда вам дарят новую игрушку; когда вас обидели; когда вы испугались; когда увидели радугу...
Игра – тренинг на снятие напряжение
«Манная река»
Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить себе, что они превратились в маленькие крупинки манки. «Все крупинки разного цвета: белые, желтые, кремовые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую манную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Этюд на снижение импульсивности и демонстративности
«Веселое купание»
У каждого ребенка емкость с манкой, и закопанными в неё подводными жителями. Педагог обращается к детям с предложением. «Ребята, я предлагаю вам искупаться в манной реке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под «манной водой» есть жители, которых нельзя задевать»
Игра на снижение тревожности и незащищенности «Что же спрятано в манке»
У каждого ребенка емкость с манкой, и закопанными в неё фигурками.педагог обращается к детям с предложением. «Ребята, опустите руку в манку и постарайтесь определить и назвать спрятанные в ней фигурки»
Игра на снижение тревожности и незащищенности
«Сундучок с сюрпризом»
У педагога сундучок с манкой и спрятанными там сюрпризами - бусины, пуговицы, шишки... Ребята по очереди открывают сундук с манкой. Выполняя круговые движения одним пальцем находят сюрприз.
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Положите руки на ровную поверхность манки, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в манку. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте манку на листе. Что вы чувствовали при «общении» с манкой? Приятно вам было? (ответы участников). Общение с манкой это своеобразный медитативный процесс, позволяющий расслабиться.
Упражнение «Спички»
Спички разбрасываются на поверхность песка, дети называют, в каком направлении смотрят головки спичек.
Манка позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на манке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Упражнение «Человечек»
Указательный и средний пальцы руки «бегают» по песку. Это упражнение помогает разобраться детям со сложными понятиями сверху, снизу, вперед, назад, левый, правый, выучить названия пальцев.
Можно просто предложить ребёнку выполнить несколько несложных упражнений, направленных на развитие тактильных ощущений:
• скользить ладонями по поверхности манки, выполняя различные волнообразные движения «Плывут кораблики»;
Игра на снижение тревожности и незащищенности
«Что же спрятано в манке»
У каждого ребенка емкость с манкой, и закопанными в неё фигурками.педагог обращается к детям с предложением: «Ребята, опустите руку в манку и постарайтесь определить и назвать спрятанные в ней фигурки»
Изучения букв и цифр.
Тактильное упражнение «Буквы на манке»: дети пальцами дописывают буквы на манке, называют их. Можно это делать пальчиком, а можно с помощью трубочки от коктейля или линейки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей дошкольного возраста "Мой весёлый, звонкий мяч"."
Данная методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для детей подготовительной к школе группы, предназначена для инструкторов физкультуры детских садов, воспитателей ...
Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".
Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...
игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.
Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....
ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...
Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома
Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....
Система игр и игровых упражнений, по сенсомоторному развитию детей, направленных на подготовку детей к занятиям на лечебно-диагностической аппаратуре
Данный материал поможет воспитателям правильно планировать коррекционную работу с детьми с нарушением зрения течении дня....
Картотека игр и упражнений с манкой для детей с нарушением интеллекта.
Картотека игр и упражнений с манкой для детей с нарушением интеллекта....