Коррекционная работа с элементами сказкотерапии
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Белякова Елена Владимировна

Цель коррекционной программы: формирование позитивной Я – концепции; повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально – психологических игр на основе эклектического подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3-4
  2. Задачи коррекционной программы………………………………………5
  3. Тематический план занятий……………………………………………..6-9
  4. Игры - упражнения……………………………………………………10-21
  5. Ожидаемые результаты – показатели………………………………..22-23
  6. Методическая литература………………………………………………..24

Пояснительная записка

Коррекционная программа педагогического процесса предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Эффективность предполагаемых коррекционных педагогических приемов, возможна только при систематическом и раннем их применении с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушенного развития, клинического диагноза, характера ведущего нарушения. Успех коррекционной работы определяется также индивидуальными особенностями ребенка, его склонностями, интересами, способностями, особенно при возможно более раннем их выявлении и развитии. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представлении о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная раннимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи, данной категории детей. С этой целью и была разработана коррекционная программа низкого уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В коррекционной программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. Сказки и сочинения историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств, психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутри психических конфликтов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Р. Кроули).

Цель коррекционной программы: формирование позитивной Я – концепции; повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально – психологических игр на основе эклектического подхода.

Задачи коррекционной программы:

  1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
  2. Формирование и закрепление саногенных состояний;
  3. Обучение детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
  4. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Тематический план занятий

Групповые занятия

Возраст детей

Количество в неделю

Длительность в минутах

Количество занятий

В месяц

Всего

5 - 6 лет

1

25 – 30 минут

4

36

Виды занятий:

  • Игра на формирование своего я «Кто спрятался?»
  • Диагностика самооценки тест «Лесенка».
  • Упражнение для первичного знакомства «Мой сказочный герой».
  • Упражнение «Встреча эмоций».
  • Чтение сказки «Сказка про Чебурашку», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», Шарль Перо «Золушка».
  • «Сказка о маленьком ежике»
  • Упражнение «Дракон»
  • Сказка «Заяц с рюкзаком».
  • Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Название темы

Занятия

Цель

Количество в неделю

Часы

Давай познакомимся. Диагностика. Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработка правил группы.

№ 1

Создание игровой доверительной атмосферы в группе.

1

25 мин

Снятие эмоционального напряжения.

№ 2

Установление межличностных контактов между детьми

1

25

Научись любить себя. Формирование позитивного отношения к себе.

№ 3-4

Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.

2

30

«Все в моих силах». Актуализация потенциала ребенка

№ 5-6

Учить детей фиксировать внимание на себе.

1

25

«Вместе тесно, а врозь скучно». Обучение методам социально-приемлемого выражения негативных эмоций, техникам конструктивного разрешения конфликтов.

№ 7

Учить детей контролировать эмоции и разрешать конфликтные ситуации.

2

30

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много». Русская народная сказка «Зимовье друзей». Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

№ 8

Учить детей играть вместе не сориться, находить компромисс.

2

30

Праздник. Заключительное занятие.

№ 9

1

30

Всего

9

Каждое занятие строится по следующим блокам:

  • Игра на формирование своего – Я;
  • Ознакомительно – организационный блок;
  • Настройка детей на занятие;
  • Коррекционно – развивающий блок;
  • Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально – личностной сферы ребенка;
  • Аналитико – рефлексивный блок;
  • Анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

Игра на формирование своего я «Кто спрятался?»

Цель: учить детей фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Коля – хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Колю под платочком. Вот так, спрятали. Где Коля? Нет Коли!». Затем взрослый снимает платок с головы ребенка и восклицает: «Вот, Коля!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Так же игры проводится перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка.

Тема: № 1

Установление межличностных контактов между участниками группы. Выработки правил группы.

Занятие № 1

  1. Диагностика самооценки тест «Лесенка». Работа с детьми проводится в индивидуальном порядке.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик или девочка. На самой нижней ее ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.п.) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, ходят в наш детский сад; на второй – плохие, на третьей – чуть-чуть получше, на четвертой – средние, но хорошие дети, затем просто хорошие, на пятой – еще чуть-чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые, умные мальчики и девочки. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?». Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

  1. Не раздумывая, ставит себя на саму высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

  1. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

  1. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

  1. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

Упражнение для первичного знакомства. «Мой сказочный герой».

Детям предлагается рассказать о себе от имени какого-либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирает для себя соответствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок. Выработка ритуала приветствие и правил группы: называть друг друга по имени, не называть плохими словами, не драться не толкаться.

Упражнения на создание атмосферы доброжелательности и соучастия. «Привет! Ты мне нравишься!» Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что…!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до другого играющего, и игра продолжается (необходимо, чтобы каждый ребенок принял активное участие в игре).

Сочиняем сказку. Ведущий группы начинает историю: «Жили – были…», дети продолжают по кругу. Когда очередь доходит до ведущего, он направляет сюжет – истории, делает более осмысленными, и упражнение продолжается.

«Шустрики - мямлики». Ведущий рассказывает детям о том, что люди все разные, не похожие друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же тихими детьми, любят читать в одиночестве и думать, о чем – либо интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают. И нельзя сказать, что они плохие дети, просто они такими родились, шумные и подвижные. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» мямлики. Ведущий предлагает детям разделить сказочных героев на шустриков и мямликов. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети начинают анализировать свое поведение). Далее ведущий предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно как мямлики, а под быструю как шустрики.

Тема № 2

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Методы: Социально – психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».

Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

Занятие № 2

Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Встреча эмоций». Карточки с изображением эмоций раскладываются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т.д.). Ведущий предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую».

«Сказочные герои». Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать от чего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т.д.

Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосредственно страха темноты). Ведущий читает детям сказку.

Вопросы для беседы: Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх? «Чего я боюсь?» Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования поговорить о том, чего конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Тема № 3

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально – психологические игры. Материалы и оборудование: текст сказки, музыка для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой Я, выбери».

Занятие № 3

Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. Релаксация «Здравствуй Я, мой любимый». Устройтесь удобно. Я предлагаю вам отнестись очень ответственно и внимательно к тому, что будет происходить с вами. Закрывайте глаза и слушайте внимательно: Вот ваши ноги… Поставьте их так, чтобы каждая нога, если бы была живая, могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился». Положите поудобнее правую руку. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И твоя левая рука, пусть она ляжет также спокойно, пусть опустится твоя кисть руки. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним, и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуешь легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат и отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми и ласковыми. Они умеют принимать тепло, умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Мое лицо…- самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое радуется со мной, которое преодолевает со мной все жизненный трудности и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда рядом со мной! Мне хорошо с тобой! Спасибо тебе. И мои труженики - ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня, ходят, бегают, держат меня. Мы забываем о том, что они день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги! И все мое тело – спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть, отдыхай. Вы дышите ровно, спокойно…и возвращайтесь потихоньку сюда. Возвращайтесь в эту комнату. Глубоко вдохните, откройте глаза и окажитесь здесь.

Чтение сказки «Гадкий утенок». Дети удобно рассаживаются на полу, и ведущий читает им сказку.

Вопросы для беседы: Почему никому не нравился Гадкий утенок в начале сказки? Что же с ним произошло в конце сказки? Чувствовал ли ты себя, когда – либо Гадким утенком? Как ты поступал в данной ситуации? Это я теперь! Дети рассаживаются на полу, ведущий предлагает им бумагу и карандаши. Детям предлагается нарисовать самого себя, свой автопортрет.

Занятие № 4

Чтение сказки «Золушка». Дети удобно рассаживаются на полу, ведущий читает им сказку.

Вопросы для беседы: Как жилось Золушке в доме мачехи. Какая она была? Почему принц выбрал именно Золушку? А кем хотите стать вы, когда вырастите?

Рисунок «Я в будущем». Данное упражнение позволяет осознать возможность преодоления замкнутости, дает ребенку перспективу на будущее и уверенность в своих силах. Дети удобно размещаются по комнате. Им дается следующее задание: нарисовать себя таким, каким видит себя в будущем. Вопросы для обсуждения: Как ты будешь выглядеть? Как ты будешь себя чувствовать? Какими будут твои отношения с твоими родителями, братом, сестрой, с друзьями?

«Хвасталки».  Дети садятся на полу в круг. Ведущий предлагает им рассказать друг другу о своих успехах: «Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешны. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться своего успеха». Детям, предлагается подумать о каком – нибудь своем достижении. При это не имеет значение, большое это достижение или маленькое. Игру начинает ведущий. Он подходит к одному из детей и рассказывает о своих успехах, передавая радость от достигнутого. Ребенок, выслушав, должен сказать: «Я рад за тебя». Затем этот ребенок идет к следующему и рассказывает ему о своем успехе. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру.

Вопросы для анализа: Понравилась ли тебе эта игра? Легко ли тебе было говорить о своих успехах? Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

Тема № 4

Цель: развитие у ребенка чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализации потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование и закрепление саногенных состояний.

Методы: чтение сказок, социально – психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».

Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «Цветика - семицветика», бумага и карандаши, одеяло.

Занятие № 6

Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

«Дракон». Все дети становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди». Дети усаживаются на полу, ведущий читает им сказку.

Вопросы для беседы: Почему Элиза смогла расколдовать своих братьев? Какие трудности ей пришлось преодолеть? Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, на своем пути мы встречаем множество всевозможных трудностей. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Какие способы преодоления трудностей вы знаете? Вспомните примеры, как вы или ваши друзья преодолели различные препятствия. Если ты попадешь в трудную ситуацию, кто сможет помочь тебе? Кого бы ты попросил о помощи? Давайте подумаем, что значит «на ошибках учатся»? Групповой рисунок «Как мы боремся с трудностями». После беседы ведущий предлагает детям нарисовать способы преодоления трудностей. Совместное рисование на данную тему, поможет ребенку развить уверенность в себе, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

Тема № 5

Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.

Методы: чтение сказки, социально – психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки.

Занятие № 7

Чтение сказки «Заяц с рюкзаком». В данной сказке освещается проблема негативного поведения ребенка.

Вопросы для беседы: Как ты думаешь, что же произошло с зайцем ночью? Что бы ты сказал зайцу, если бы повстречал его? Если кто - то тебя обидит, как поступишь ты?

«Разыгрывание ситуации». Детям предлагается следующие ситуации: два мальчика поссорились – помири их; ты и твой друг хотят играть одной и той же игрушкой; твой друг обижен на тебя, извинись перед ним, попробуй помириться.

Тема № 6

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы: чтение сказки, социально – психологические игры, беседы.

Материалы и оборудование: текст сказки, рукавички из бумаги, диск с веселыми детскими песнями.

Занятие № 8

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей».

Вопросы для беседы: Почему животные одержали победу? С кем бы ты ничего не испугался? Как ты понимаешь слова «Один друг лучше ста слуг»?

«Рукавички». Количество пар вырезанных из бумаги рукавичек равно количеству пар участников группы. Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети расходятся по комнате. Отыскивают свою пару, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Необходимо понаблюдать, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. По окончании работы, необходимо подвести итог: понравилось ли работать в парах, какие были трудности в организации работы, что не получалось.

Тема № 7

Цель: подвести итог всей проделанной работы.

Методики: праздник, беседа, социально – психологические игры, диагностика самооценки «Лесенка».

Материалы и оборудование: рисунок домика с окошками по количеству участников, чаепитие.

Занятие № 9

Диагностика самооценки, методика «Лесенка».

Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии.

Новоселье. Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в окошко нарисованного домика. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками. После того, как рисунок будет готов, рядом с ним вывешивают и сказочные домики – персональная рефлексия предыдущих занятий. На стенде получается целый сказочный город.

Праздник. Организуется чаепитие и сладкий стол. Ведущий поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.

Ожидаемые результаты:

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Использование в коррекционной работе сказкотерапии, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Показатели: интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Задают вопросы взрослому, любят экспериментировать. Способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому. Принимают активное, заинтересованное участие в образовательном процессе, эмоционально отзывчивые. Откликаются на эмоции близких людей и друзей. Сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Способен изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками, в зависимости от ситуации. Ребенок способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, проблем, поставленных как взрослым, так и им сами, в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач, проблем. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Методическая литература:

  1. Гордон Д. терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. – СПб.: «Белый кролик», 1999
  2. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии – СПб6
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилова Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2005
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.:Ось - 89,2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с элементами театральной деятельности.

Работая  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы заметили, что программный  материал  они  усваивают  плохо. Это происходит потому, что у таких детей неустойчивое внима...

Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Все дети с ОВЗ не уверены в себе, быстро отвлекаются,  утомляются, зависимы от окружающих, не удерживают в памяти задания. Детям даётся много знаний, понятий, они не могут высидеть положенное вре...

Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».

Презентация   на тему: «Использование элементов сказкотерапии  в коррекционной работе учителя – логопеда»....

«Наши умелые ручки» коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитию с элементами сказкотерапии

коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитиюс элементами сказкотерапии (средняя группа, возраст детей 4-5 лет)Цель: развитие у детей познавательных интересов и   эмоцион...

Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...

«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»

laquo;Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»...