Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Все дети с ОВЗ не уверены в себе, быстро отвлекаются, утомляются, зависимы от окружающих, не удерживают в памяти задания. Детям даётся много знаний, понятий, они не могут высидеть положенное время и в результате, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Увеличивается истощаемость и снижается работоспособность ребёнка. Исходя из этих особенностей детей с ОВЗ, можно выделить основную цель использования элементов сказкотерапии: нормализация эмоционального состояния детей, развитие познавательных способностей, речевой функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_skazkoterapii_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
У детей с серьёзными речевыми нарушениями наблюдается устойчивость дефекта произношения звука. Для получения положительного результата в образовательной деятельности с такими детьми необходимо многократное повторение речевых формул, слов, отдельных фраз.
Кроме того дети с отклонениями в речевом развитии, зачастую имеют и личностные отклонения, которые выражаются в повышенной агрессивности, замкнутости, негативизме.
Использование элементов сказкотерапии производит сильный оздоровительный эффект на детей с речевыми отклонениями. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.
Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми.
Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо».
В обычном общении в семье ребёнок привыкает пользоваться лишь не большим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным.
Напротив, при использовании элементов сказкотерапиии в образовательной деятельности ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью.
Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.
Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.
Нередко, воспитателю приходится менять содержание сказки из-за неадекватной реакции одного из детей на сказанное или увиденное. Реагируя на настроение малышей, иногда необходимо изменить ход событий в сказке или добавить дополнительного неожиданного героя.
Всё это можно осуществить во время инсценировки сказки или простого рассказывания.
В ходе игры дети с удовольствием запоминают небольшие стишки и рифмованные фразы и впоследствии, часто повторяют их, тем самым тренируя свой речевой аппарат.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
- Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
- Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким образом доказать обратное.
- Страхи и тревоги по самым различным поводам.
- Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он не говорит не должно подвергаться осуждению;
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника.
Сказка, в которой добро сильнее зла, где старый становится молодым, больной – здоровым, дает малышу чувство внутренней защищенности.
Проживая сюжет сказки, ребенок учится преодолевать барьеры общения с другими детьми, находит адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам.
Во время игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию.
После использования элементов сказкотерапии и комплекса других мер арт-терапии в образовательной деятельности и индивидуальной работе, ребенок становится заметно спокойней, уверенней в себе, полнее воспринимает мир вокруг себя, отлично формирует и выражает свои мысли.
Несомненно, такой ребенок будет отлично себя чувствовать в гостях, в детском саду и школе.
В результате использования элементов сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с ограниченными возможностями здоровья. Можно взять сказку в помощники для овладения детьми лексики и грамматики, так как она образна и поэтична, в ней много олицетворений, метких определений, сравнений. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди. Поведение ребенка формируется не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, поговорки. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, которые есть в сказках. Сказка помогает формировать умение слушать и слышать, анализировать и различать звуки речи. Ведь только в сказках оживают предметы, различные явления природы и начинают издавать определенные звуки, которые дети могут придумывать сами в соответствие с особенностями характера героев (сердитые и добрые, громкие и тихие, длинные и короткие). Все это способствует непроизвольному развитию фонематического слуха. Использование элементов сказкотерапии способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки - повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со своими сверстниками.
Список литературы:
1. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление //Дошкольное воспитание. - 1994. - № 1.
2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000.
3. Русские народные сказки / Автор-сост. В.П. Аникин. - М, 1987.
4. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. - М, 2001.
5. Тренинг по сказкотерапии. - СПб., 2002.
6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 2000.
7. Эльконинова Л.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников//Мир психологии. -1998. -№ 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.Задачи:• учить детей осознавать собственную значимость в...
Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Термин «сказкотерапия» всегда интересен для педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается к де...
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда».
Презентация на тему: «Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»....
Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Изменения в современном дошкольном образовании требуют внедрения в работу педагогов ДОУ нетрадиционных методов и технологий, способствующих всестороннему развитию дошкольников. В настоящее время в пра...
«Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»
laquo;Использование элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя – логопеда»...
презентация Предоставление педагогического опыта «Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Предоставление педогагического опыта по теме сказкотерапия в логопедической работе с детьми дошкольного возраста...