Формирование контроля и самоконтроля в процессе коррекции произношения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по логопедии по теме

Панова Наталья Владимировна

Наиболее сложной задачей обучения правильному произношению детей с задержкой психического развития является формирование внятного и членораздельного произношения. Речевые дефекты проявляются на фоне несформированности познавательной деятельности, низкого уровня контроля, которые также являются существенными компонентами в структуре дефекта. Дети стараются правильно говорить только при наличии внешнего контроля со стороны педагогов. В случае его ослабления или отсутствия произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень  сформированности самоконтроля за собственной речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных стереотипов. Так, овладение детьми с ЗПР умением планировать, контролировать и оценивать свою деятельность по её результатам является важным средством коррекции недостатков в их речевом и интеллектуальном развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование контроля и самоконтроля в процессе коррекции произношения у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Панова Наталья Владимировна

                                учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 11»

У детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) отмечается качественное своеобразие устной и письменной речи и трудности их формирования. Нарушение произношения – это один из основных дефектов в структуре речевых нарушений. У дошкольников с  ЗПР нарушения произношения носят стойкий полиморфный характер: в речи присутствуют замены, искажения или полное отсутствие звуков. Наиболее сложной задачей обучения правильному произношению является формирование внятного и членораздельного произношения. Речевые дефекты проявляются на фоне несформированности познавательной деятельности, низкого уровня контроля, которые также являются существенными компонентами в структуре дефекта. Дети стараются правильно говорить только при наличии внешнего контроля со стороны педагогов. В случае его ослабления или отсутствия произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень  сформированности самоконтроля за собственной речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных стереотипов. Так, овладение детьми с ЗПР умением планировать, контролировать и оценивать свою деятельность по её результатам является важным средством коррекции недостатков в их речевом и интеллектуальном развитии.

В качестве основы воспитания самоконтроля у детей дошкольного возраста, использован метод поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Успех в формировании действия самоконтроля у детей дошкольного возраста зависит от следующих педагогических условий:

- применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, системности, последовательности усложнения материала;

- использование индивидуального контроля;

- разработка и применение методических пособий, учитывающих методы и приемы обучения « алгоритму контроля»;

- последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;

- привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля, опираясь на реальные предметы или изображения;

- постепенное усложнение действия контроля по мере овладения дошкольником данным умением;

- использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;

- целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля;

- постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык, с учетом на каждом этапе трех уровней овладения действием контроля:

1 уровень громкой речи с опорой на наглядность;

2 уровень шепотной речи;

3 уровень словесно – логический, в плане логической речи;

- изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ.

Конечной целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.

Учитывая особенности психического развития, внимания, неумение планировать свою деятельность, импульсивность детей с ЗПР формирование самоконтроля целесообразно осуществлять поэтапно: ориентировка в задании, выполнение задания, оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:

-активизация слухового внимания;

- выбор алгоритма действий, позволяющего ребенку вдуматься в задание;

- планирование его выполнения;

- активизация действия ребенка с помощью методов поощрения и контроля.

Работа по формированию действий контроля на этапе ориентировки, продолжается до тех пор, пока действия не станут привычными. Параллельно ведется работа по формированию умения ставить собственные цели и планировать их выполнения. Все эти задачи решаются на 3 – х уровнях: в плане громкой речи, шепотной речи и внутренней речи.

В процессе выполнения логопед учит ребенка: сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом, оценивать правильность своих действий, исправлять допущенные ошибки в ходе задания. В ходе этого этапа эффективны приемы, побуждающие ребенка самоконтролю («А ты вспомни»).

Задачи второго этапа осуществляются аналогично первому этапу на трех уровнях.

На этапе оценки полученного результата используется следующая последовательность действий: дается алгоритм и пример оценки логопеда, дается серия специально подобранных упражнений, проводится оценка ребенком своего труда.

Сначала взрослый повторяет правила выполнения задания, ребенок проверяет и оценивает соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Затем предварительно создается ориентировочная основа действий контроля:

- вспомни задание, что нужно было сделать;

- по каким правилам, какие правила ты выполнил;

- какие правила не выполнил, какие выполнил неточно.

Ребенок упражняется в оценивании своей работы. Показатель сформированности действий контроля – умение ребенка давать оценку выполненной им работе на основе сличения с образцом, делать это в плане громкой, шепотной, внутренней речи.

Для выработки определенной степени самоконтроля у дошкольников на логопедических занятиях необходимо создать определенные условия: задание образца, умение сопоставлять свои действия с образцом, умение анализировать и находить ошибки, умение исправлять ошибки.

Имеют место и субъективные условия: контроль логопеда, взаимоконтроль ребенком, побуждение логопеда к контролю, единство и постоянство требований логопеда и воспитателя.

Одним из необходимых условий правильного произношения звуков речи является определённый уровень развития речевой моторики. Движения органов артикуляции в процессе речи должны быть точными, скоординированными. Ребёнок должен ощущать движения при произношении звуков. Это достигается с помощью слухового, зрительного и кинестетического контроля. Важно выработать у детей осознанное отношение к артикуляции звуков. Прежде всего, дети учатся находить и называть органы артикуляции, рассказывать об их работе.  Детская электронная презентация «Настёнкина зарядка (или «Как Звукознайкин помогал  Настёнке учиться правильно и красиво говорить»), где мультяшный герой Звукознайкин и обычная девочка Настя помогают последовательно познакомиться с органами артикуляции: сначала по образцу (фотографии), затем дети находят эти органы у себя и запоминают их названия. А затем узнают, что от положения органов артикуляции зависят правильное или неправильное произношение звуков, точность и ясность их в потоке речи: губы, зубы, язык (боковые края, кончик языка, спинка языка, корень языка).

На данном этапе по ознакомлению с органами артикуляции помогает игровое пособие «Лягушка Квака». Квака помогает рассказать о строении артикуляционного аппарата, делает вместе с детьми артикуляционную гимнастику и пальчиковую гимнастику. Квака «может» установить доверительный контакт, снять напряжение.  Это не просто статичная мягкая игрушка, это помощник, способный действовать посредством рук логопеда. Игрушка выполнена из яркого, мягкого флиса. Язык и лапы лягушки управляются руками логопеда. Дети с удовольствием прикасаются к игрушке, обнимают её и принимают помощь и советы.

Этот муляж рта, конечно же, нравится не только логопедам, но и детям. Приятный на ощупь, легкий, компактный, - он делает занятия по коррекции звукопроизношения доступными даже для самых маленьких пациентов. Муляж рта предоставляет возможность демонстрировать степень раскрытия рта, положение языка внутри полости рта во время артикуляции различных групп звуков. На муляже хорошо видны зубы и детали верхнего и нижнего неба. Ребенок может сам манипулировать этим муляжом. Его размеры позволяют ребенку вставить пальчики в кармашки и имитировать движения челюстями и языком.

I:\Фото\P1000519.JPG                       C:\Users\user\Pictures\ae69ee819c4cfc01f5990b0cac22d52b.JPG

В структуру логопедических занятий включаются общеразвивающие подготовительные упражнения на статистическую и динамическую координацию движений для губ, языка, выработки воздушной струи. Эти упражнения способствуют выработке полноценных движений органов артикуляции. С их помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные движения различных фонем. В данном случае следует постепенно переходить от слухо – зрительного, осязательно – зрительного и тактильно – вибрационно – зрительного контроля к кинестетическому. Ребёнок получает знания приёмов контроля, формирует умения контролировать своё произношение и переводит эти умения в навык, так контроль становится привычным для него.

Исходя из положения о тесном взаимодействии ручной моторики и орального праксиса в структуру логопедических занятий в подготовительный период включаются различные упражнения на развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук. Их введение способствует статической и динамической координации движений кисти и пальцев рук, ритмической организации движений, овладению навыками переключаемости и ориентировки в пространстве и в целом – подготовке к овладению техникой письма.

Упражнения проводятся в определённой последовательности: от подражания – к показу по словесной инструкции – по словесной инструкции. На каждом этапе этой последовательности необходимо развивать умение сравнивать, анализировать для формирования контроля в данном доступном ребёнку виде деятельности.

Развитию мелких мышц руки, совершенствованию моторики способствуют упражнения с предметами ( геометрическое лото, математические пазлы, выкладывание фигур, орнаментов), что благотворно влияет на зрительное восприятие и ориентировку в пространстве. Данные виды деятельности следует проводить в определенной последовательности: по образцу – по словесной инструкции – по памяти – самостоятельно. На этом виде работ нужно уделять внимание поэтапному формированию контроля: сначала по алгоритму, затем без него, в плане громкой речи, затем молча, в плане внутренней речи, выдавая результат.

Поэтапное систематическое формирование самоконтроля у детей с ЗПР продолжается и при развитии тонкой моторики с помощью графических работ: обводка контуров, лекал, дорисовывание недостающих деталей, штриховка в разных направлениях, воспроизведение изображения с помощью опорных точек, раскрашивание контурных изображений, картинок.  Такие задания планируются в соответствии с тематическим планом непосредственно образовательной деятельности, с поэтапным усложнением и последовательностью обучения действию: по образцу – по словесной инструкции – самостоятельно. При выполнении вышеописанных заданий также идет поэтапное систематическое формирование самоконтроля.

Работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранны хзвуков. При этом произношение каждого звука анализируется с точки зрения слухового, зрительного и кинестетического образов при активном участии всех анализаторов. При воспитании правильного произношения для концентрации внимания применяются таблицы, схемы, алгоритмы. Пользоваться такой наглядной помощью дети с ЗПР смогут при необходимой подготовительной работе, требующей длительного времени на ознакомление с наглядными пособиями. Пособия должны содержать небольшое количество деталей, чтобы не отвлекать внимание, сопровождаться дополнительными комментариями, облегчающими объединение отдельных элементов материала в единый образ. Так, например, при использовании алгоритма характеристики звука игровое пособие «Друзья – помощники»  помогает анализировать и характеризовать звуки речи. Бом и Бим, Мастер ударных дел и Мудрый попугай помогают детям в игровых ситуациях. Бом и Бим в костюмах синего и зелёного цвета  - определить твёрдость или мягкость изучаемого звука. Братцы любят получать подарки – картинки, в названии которых заданный звук (твёрдый или мягкий). Мастер ударных дел в костюме красного цвета помогает определить  ударный звук в слове (ведь ударным бывает только гласный звук). Мудрый попугай даёт советы на разные темы, например, что имена, фамилии, названия городов, рек и клички животных пишутся с большой буквы. Пособие «Весёлый самолёт» помогает познакомиться с буквами алфавита, соотнести букву и звук,  закрепить характеристику звука, обозначенного конкретной буквой. Буквы «прилетели» на весёлом самолётике, спускаются к нам на парашютах. Купола парашютов раскрашены в цвета – символы, дающие характеристику звукам: гласные звуки – парашют красного цвета, согласные твёрдые (Ш, Ж) – синего цвета, согласные мягкие (Ч, Щ) – зелёного цвета, согласные твёрдые и мягкие  - сине – зелёного цвета, двойные гласные (Я, Ю, Ё, Е) – красно – жёлтого цвета. Дети при знакомстве с буквой дают характеристику звуку, и располагают букву магнитной азбуки на соответствующем парашюте.

I:\Фото\P1000534.JPG I:\Фото\P1000531.JPG

Эти герои воздействуют на чувственную сферу ребёнку, помогают материализовать абстрактные понятия гласный – согласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой, что способствует быстрому усвоению алгоритмов и схем. Постепенно дети переходят к самостоятельной деятельности и дают характеристику звука: анализируют его артикуляционный уклад, участие голоса, соотносят звук с буквой обозначающей его.

Для активизации внимания, его устойчивости и развития контроля и самоконтроля применяются нестандартные вопросы, «Незнайкины загадки». Обычное воспринимается в этом случае как странное, удивительное, требующее осмысление. Детям даётся возможность и необходимость мыслить, их высказывания поощряются. Особенно нравиться детям, когда логопед «нечаянно ошибается»: дважды посчитает одну и ту же букву, пропустит букву, неправильно произнесёт звук в составе слова, переставит слоги, а они поправляют его, доказывая правильность своих ответов. Это помогает воспитать контроль  за действиями педагога, других детей, организовать взаимопроверку. Практикуется и самоанализ и самооценка ответов на этапе формирования контроля на уровне громкой речи. В этом случае проводится работа по активизации у ребёнка желания самостоятельной оценки – анализа своих действий.

Дети с ЗПР быстро устают, отвлекаются и перестают воспринимать материал, ослабляют самоконтроль за поставленными звуками,  в результате чего возникает необходимость возвращаться к коррекции одних и тех же дефектов. Необходимо не допускать наслоений непонятного и восполнять их разными, наиболее доступными для ребёнка способами: объяснять заново материал, давать  дополнительные игровые задания для контроля, использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие сосредоточиться на собственном произношении.

Литература.

1. Акименко В. М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков. Ж. Логопед. 2005/2.

2. Волкова Л.Г. Особенности логопедической работы с умственно отсталыми детьми. Логопедия.

3. Иванова Е.А. Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю! - ООО «ТЦ Сфера», 2007.

4. Салахова В.Я. Реализация педагогических условий формирования самоконтроля при коррекции речи детей с задержкой психического развития. Челябинск. 1997.

5. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Ж. Логопед. 2006/5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья." Апрель 2016 г.

Данный материал знакомит с работой  по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы-интерната. Создание и развитие здоровой среды реализуется в 3х направлениях: физкул...

Доклад "Коррекционно-развивающая среда, как средство коррекции и компенсации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общег...

Су-джок терапия как один из нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...

Презентация : Инновационный проект «Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».

Для детей с ТНР  характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особен...

Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.

Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...

Практика взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены основные проблемы взаимодействия специалистов дошкольных образовательных организаций и родителей в процессе воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессов и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование дидактической игры "Вспоминай-ка" для развития и коррекции познавательных процессав и речи у детей с ограниченными возможностями здоровья....