"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья." Апрель 2016 г.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Гимадиева Гульнара Замиловна

Данный материал знакомит с работой  по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы-интерната. Создание и развитие здоровой среды реализуется в 3х направлениях: физкультурно- оздоровительное, лечебно- профилактическое, коррекционно- развивающее. Прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования  Альметьевского муниципального района»

Региональный семинар    педагогов  дошкольных образовательных учреждений  на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном

процессе школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Гимадиева Гульнара Замиловна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ГБОУ «Альметьевская школа-интернат

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

2016 г.

(Слайд 1)

Здоровьесберегающие технологии

в коррекционно-образовательном

процессе школы-интерната

для детей с ОВЗ.

        (Слайд 2) Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и неотъемлемое право человека. (Слайд 3) Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ является одной из важнейших задач нашего образовательного учреждения. (Слайд 4) В нашей школе выстроилась чёткая система оздоровительной и профилактической работы среди воспитанников, направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание и развитие здоровой среды, которая реализуется в трех направлениях:

  1. Физкультурно-оздоровительное. (Слайд 5)

Я работаю в дошкольной группе с детьми 6-7 лет. (Слайд 6) В своей группе мы ежедневно проводим утреннюю гимнастику(Слайд 7), гимнастику после сна, используя «коврики здоровья». (Слайд 8) Проводим закаливающие процедуры: полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры, мытье рук до локтя прохладной водой. (Слайд 9) Используем разные формы проведения занятий: занятия-игры, занятия с перемещениями, со сменой статической позы; физкультминутки для предупреждения переутомления детей. (Слайд 10) Инструктор по физкультуре проводит занятия три раза в неделю в зале с использованием мягкого оборудования. (Слайд 11) Дети не имеющие противопоказания три раза в неделю посещают плавательный бассейн.

(Слайд 12) Невозможно полностью реализовать принцип здорового образа жизни, не опираясь на помощь родителей. (Слайд 13) В целях организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы: педагогические беседы с родителями, общие и групповые собрания, выставки совместных творческих работ, (Слайд 14) участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов. (Слайд 15) Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы. (Слайд 16) Широко используется информация в родительском уголке, в информационных стендах медработников. (Слайд 17) Наши воспитанники активно участвуют в городских соревнованиях по бочче  и плаванию, где занимают призовые места.

  1. Лечебно-профилактическое направление. (Слайд 18)

В нашей школе-интернате работает большой штат медицинского персонала, узкие специалисты: педиатр, ортопед, невролог, психиатр, окулист. (Слайд 19) Работает процедурный кабинет, где детям делают прививки и уколы. Дети получают бесплатное медикаментозное лечение. Функционирует  солевая комната (галокамера), (Слайд 20) физиотерапевтические кабинеты, где детям проводятся озокеритопарафинолечение, электрофарез, магнитотерапия, СМТ, МРТ, УФО, УВЧ, лечение ультразвуковыми волнами (фонофарез), (Слайд 21) ингаляции через небулайзер, Дорсонваль, гидромассажные ножные ванны. (Слайд 22) Дети получают курс лечебной физкультуры и массажа три раза в год. В школе организовано полноценное пятиразовое питание.

Хотелось бы более подробнее остановиться на

  1. Коррекционно-развивающем направлении. (Слайд 23)

В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях и в режимных процессах используем следующие виды деятельности:

  1. Дыхательная гимнастика. 

Для того, что бы дети могли владеть своим голосом и речевым аппаратом, они должны овладеть приёмами правильного дыхания. Дыхание важно для разборчивого произношения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани. (Слайд 24) В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц.

  1. (Слайд 25) Совместно с учителем-логопедом проводим артикуляционную гимнастику.

Правильная артикуляция звуков необходима для внятной, чистой речи. (Слайд 26) Гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполненных движений, быстроту переключения.

  1. Пальчиковая гимнастика. (Слайд 27)

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

  1. Гимнастика для глаз. (Слайд 28)

У большинства детей нашей школы существуют проблемы со зрением: близорукость, косоглазие, астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва. Поэтому регулярная тренировка глаз очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики заболеваний глаз.

  1. Самомассаж рук предметами. (Слайд 29)

Игровой самомассаж рук предметами – это уникальная тактильная гимнастика, биологический стимулятор, взаимодействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами. А также средство повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.

  1. Релаксация. (Слайд 30)

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы.

Учитель-логопед Каримова Н.К. в своей работе по коррекции речи использует нетрадиционные здоровьесберегающие технологии:

  1. Элементы Су-Джок терапии. (Слайд 31)

Су-Джок терапия это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Используется в качестве массажа для развития мелкой моторики рук, а так же с целью общего укрепления организма. (Слайд 32) Можно стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячи, грецкие орехи, колючие валики).

  1. Кинезотерапия. (Слайд 33)

Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, благотворно воздействуют на психическое состояние и самочувствие детей с ДЦП. Целесообразно их применять перед занятиями, требующими интенсивной умственной нагрузки (ФЭМП, обучение грамоте и др.). Используемые упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Замок», «Колечко», «Восьмерка».

  1. Биоэнергопластика. (Слайд 34)

Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергетики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением кинетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используются  упражнения: «Качели», «Утюжок», «Футбол», «Часики», «Улыбка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка», «Горка», «Парус».

  1. Логопедический массаж лица и языка с использованием зондов. (Слайд 35)

Проводится учителем-логопедом с детьми, не имеющими судорог или эпилепсию. (Слайд 36) Кабинет учителя-логопеда оснащен всем необходимым оборудованием, дидактическими материалами, книгами и развивающими играми для детей.

        (Слайд 37) Таким образом, рассмотрев все виды здоровьесберегающих технологий, которые используются в нашей работе, можно сделать вывод о том, что их использование благотворно влияет на состояние физического и психического здоровья детей. Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

        (Слайд 38) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по  использованию здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда дошкольного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе для детей с ОВЗ.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности ребенка является, в настоящее время актуальной проблемой. В статье авторы делятся опытом...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Данная тема очень актуальна, так как известно, что дошкольный возраст является решающим звеном в формировании основы физического и психического здоровья ребенка....

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ТНР.»

Успешная коррекционная работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию де...

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе показывает значимость данных технологий в работе логопеда...