Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Образец индивидуального образовательного маршрута
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_1.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребёнка-инвалида
Оглавление
- Общие сведения
- Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы
- Создание «безбарьерной» среды
- Специальные условия педагогического процесса
- Психолого-педагогическое сопровождение
- Освоение образовательной программы
- Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа
- Формирование социальной компетентности
- Работа с родителями
- Список литературы
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Задачи:
- выявить особые образовательные потребности ребенка;
- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению основной образовательной программы дошкольного образования;
- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.
Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Дата рождения: Группа: Адрес: тел. | Ф.И.О. родителей: мама папа | Ф.И.О. воспитателей: _______________________________ | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед Педагог-психолог Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог дополнительного образования Педагог дополнительного образования |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение: Рекомендации: | ||
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | |||
Общие задачи на период реализации ИОМ | |||
Режим пребывания ребенка в дошкольном учреждении | |||
Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения | |||
Соматическое состояние | Группа здоровья Группа физических занятий |
II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Индивидуальные, групповые | Воспитатели |
Логопедические занятия | 2 раза в неделю | Индивидуальные | Учитель-логопед |
Психологическая помощь | 2 раза в неделю
| Индивидуальные | Педагог-психолог |
Дефектолог | 1 раза в неделю | Индивидуальные | Учитель-дефектолог |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель |
Художественно-эстетическое воспитание | 2 раза в неделю | Групповые | Педагог дополнительного образования |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Групповые | Инструктор по физической культуре |
Экологическое воспитание | 1 раз в неделю | Групповые | Педагог дополнительного образования |
- Создание «безбарьерной» среды
Направление деятельности | Возможные задачи на период | Ресурсы для решения задач |
Формирование комфортной среды: -изменения в помещениях - материалы для нормализации активности, тонуса
| -зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны, комнаты для занятий, зона отдыха -расстановка столов, стульев -мягкие комплекты (кресла, сухой бассейн, мягкое лего) -оборудование места для подвижных игр -расписание, режим дня, способы деятельности | помещение, игровая зона, зона отдыха, комнаты для занятий должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над столами, на столах эталоны, трафареты; раскраски, развивающие альбомы; материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.); календари со временами года, листы с расписанием занятий, днями рождения |
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности | Потребности ребенка | |
Построение образовательного процесса | ||
Спец.орг-ция раб. позы ребенка | ||
Индивидуальные ритм и темп деятельности |
| |
Правила взаимодействия с отдельными объектами | ||
Специальные дозировки различных видов нагрузки | Умственной | Физической |
Формы работы с родителями | ||
Формы работы с ребенком | ||
Методы и прием работы с ребенком |
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Специалисты ПМПк Воспитатели, специалисты, участвующие в сопровождении ребенка в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи | -Сенсорное развитие - Уточнение, обогащение и систематизация словаря - Стимулирование познавательной активности - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
VI. Освоение ребенком основной образовательной программы дошкольного образования (подготовительной к школе группы), разработанная с учетом вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Требования Стандарта к результатам освоения основной общеобразовательной Программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Виды детской деятельности и Формы образовательной деятельности | Мониторинг - показатели достижений (в терминологии целевых ориентиров) | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, Обозначение уровней сформированности целевых ориентиров + сформированно +- в стадии формирования - не сформировано | ||
Организованная образовательная деятельность | Режимные моменты (в том числе на прогулке) | Самостоятельная деятельность детей | |||||
Физическое развитие | |||||||
Познавательное развитие; развитие | |||||||
Художественно-эстетическое | |||||||
Речевое развитие | |||||||
Социально-коммуникативное развитие |
VII. Коррекционно-развивающая работа. Адаптированная образовательная программа под редакцией Н.Ю. Боряковой Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. –Моск.: Гном-Пресс, 2002-66 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
Образовательные области Направления работы | Задачи по каждому направлению | Игры и упражнения | Итоговые показатели |
1.Познавательное развитие: - сенсорное воспитание - ознакомление с окружающим миром - развитие психических функций развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений | |||
2. Социально-коммуникативное развитие | |||
3. Речевое развитие - развитие импрессивной речи -развитие понимания речи -развитие экспрессивной речи. Развитие активного словаря. | |||
4. Художественно-эстетическое развитие | |||
5. Физическое развитие |
V. Формирование социальной компетентности
Направление деятельности | Конкретные задачи на период | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении правил в детском саду | ||||
Формирование гигиенических навыков | ||||
Формирование адекватного поведения в ситуациях |
VI. Работа с родителями
Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работая с родителями, специалист помогает им:
1. Преодолевать:
- отрицание реального состояния ребенка;
- фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
- искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
- блокаду позитивных эмоций и отрешенность;
- фиксацию на прошлом;
- дезадаптивное защитное поведение;
- разобщенность с другими членами семьи;
- беспомощность;
- чувство вины, неполноценности;
- страхи.
2. Осознавать и понимать:
- связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
- права и потребности своего внутреннего «Я»;
- работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение
3. Разрешать себе:
- меняться;
- принимать новые адаптивные идеи;
- моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
- непосредственно воспринимать реальность;
- выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
- принимать ребенка и других членов семьи.
4. Укреплять свою автономность:
- развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
- оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
- овладевать навыками саморегуляции.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
- диагностика детско-родительских отношений;
- индивидуальные консультации родителей по запросу;
- тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
- родительские собрания;
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
- Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
- Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
- Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....