Психолого – педагогическое изучение детей 2 - 3 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Психолого – педагогическое изучение детей раннего возраста 2 - 3 лет (Стребелева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obsl._ranniy_vozrast_2-3goda.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогическое изучение детей 2 - 3 лет
Ранняя диагностика умственного развития (Стребелева)
Название. Содержание. | Проведение обследования | Оценка действий |
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики. Оборудование: желобок, шарик. | Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!” Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза. Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу. | Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату. |
Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий. Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету. | Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. | Принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения – ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат. |
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки. | Психолог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, про- водится обучение. Обучение. Психолог берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. | принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат. |
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец. | Психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Обучение. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно. | принятие задания, учет величины колец, обучаемость, отношение к деятельности, результат. |
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции. Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок. | Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Психолог указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же. Обучение. Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: “Такая у меня, такая же у тебя”, при этом используется указательный жест. | принятие задания осуществление выбора, понимание жестовой инструкции, обучаемость результат, отношение к своей деятельности. |
Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета. Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых (два белых), два зеленых, два синих (четыре цвета). | Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: “Возьми кубик такой, как у меня”. Затем педагог просит показать: “Покажи, где красный, а теперь, где желтый”. Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: “Назови, какого цвета этот кубик”. Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. | принятие задания, отмечается: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по слову, знает ли название цвета; фиксируется речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности. |
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части. | Психолог показывает ребенку две или три части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: “Сделай целую картинку”. Обучение. В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. | принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат. |
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу. Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета. | Перед ребенком строят из палочек фигуру “молоточек” или “домик” и просят его сделать так же: “Построй, как у меня”. Обучение. Если ребенок по показу не может создать “молоточек”, экспериментатор просит выполнить задание по подражанию: “Смотри и делай, как я”. Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу. | принятие задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, результат, отношение к результату. |
9. Достань тележку (скользящая тесемка). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку). Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае – рядом со скользящей тесемкой – ложная. | Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку. Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка. | Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат. |
Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат. Оборудование: карандаш, бумага. | Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: “Нарисуй дорожку”, “Нарисуй домик”. Обучение не проводится. | принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции. |
Протокол (ранний возраст)
Ф.И _____________________________________________________возраст
Дата обследования_______________
Название | балл | Результат |
| ||
| ||
3. Разборка и складывание матрешки. | ||
4. Разборка и складывание пирамидки. | ||
5. Парные картинки. | ||
6. Цветные кубики. | ||
7. Разрезные картинки. | ||
8. Конструирование из палочек (“молоточек” или “домик”). | ||
9. Достань тележку (скользящая тесемка). | ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое изучение детей
Многих родителей игтиресует что изучают спечиалисты при обследовании детей. Данная консультация содержит общие сведения о содержании психолого-педагогического изучения детей....
Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни
Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни...
Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое изучение детей с ОВЗ....
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями ОДА
Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и объединяет группу детей с различными двигательными расстройствами.У детей с нарушениями опорно-двигательног...
Подходы к изучению психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста отечественной и зарубежной психологии
Концепция педагогической поддержки и педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Причем понятие педагогической поддержки являлось п...
Особенности психолого-педагогического изучения детей на разных возрастных этапах
laquo;Особенности психолого-педагогического изучения детей на разных возрастных этапах»...
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Презентация.
Изучение аутичных детей представляет особые сложности из-за трудностей установления с ними взаимодействия на адекватном уровне....